Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Берни Экклстоун отвечает на вопросы

Норман Хоуэлл
4 июня 2015 в 14:50

Родственное AUTOSPORT издание F1 Racing подготовило для своего последнего номера большое интервью с главой менеджмента Формулы 1 Берни Экклстоуном, задав ему вопросы, присланные читателями…

Бернард Чарльз Экклстоун редко соглашается на пространные разговоры, его стихия - это небольшие и едкие флэш-интервью в паддоке во время очередного Гран При. Но нам удалось побеседовать с Господином Э один на один.

Берни, одетый с иголочки, как и всегда, стоит возле своего рабочего стола - на нем белая рубашка и темно-серые брюки. Рукопожатие.

– Как дела, Берни? – для начала разговора я решил использовать самую распространенную фразу.

– Занят, занят. Каждый день в заботах. Вы же знаете, если хотите, чтобы все было сделано хорошо, сделайте это сами…

Затем он указал рукой на один из свободных стульев возле стола и сел сам.

– Ну, давайте начнем.

Время - деньги. Все понятно.

[Вопросы для интервью присылали читатели издания F1 Racing, имена и фамилии которых мы будем опускать (ни одного вопроса от российских читателей отобрано не было)]

Когда вы собираетесь на пенсию?

Берни Экклстоун: Без понятия. Когда почувствую, что не могу хорошо выполнять свою работу…

О чем вы больше всего сожалеете за время управления Формулой 1?

БЭ: (мгновенно) О том, что передал все акции моей компании жене [речь о второй жене Берни Славике]. после этого мне о них пришлось забыть. Я сожалею об этом.

[Никакого напряжения в голосе Берни не чувствуется, однако говорит он довольно быстро и строго. Действительно сожалеет...]

Какова ваша стратегия привлечения в спорт молодых поклонников?

Берни не считает, что соцсети привлекут в Ф1 молодежь © LAT
Берни не считает, что соцсети привлекут в Ф1 молодежьФото: LAT

БЭ: Не знаю. Может, на этот вопрос должен ответить кто-то другой? Что привлекало болельщиков в спорт 30-40 лет назад? И что с тех пор изменилось? Вот о чем речь.

Вероятно, люди больше отвлекаются на другие виды развлечения и смотрят другие телевизионные программы - сейчас ведь полно всего.

Раньше такого не было. Футбол - огромный бизнес! Они проводят тысячи игр, тогда как у нас всего двадцать "игр" за сезон. Задумайтесь о том, сколько футбольных матчей проводится в год по всему миру.

Да и спонсоры - они приходят к нам, чтобы рекламировать свою продукцию посредством Формулы 1. Все, что мы можем им предоставить - это двадцать различных рекламных площадок в году, а в футболе? Там проводится гигантское количество игр за один только уик-энд. Мир изменился.

Что является вашей движущей силой? Где вы черпаете мотивацию?

БЭ: Думаю, тут мало что изменилось со времен, когда я был гонщиком. Я хочу побеждать. И обычно до конца года я не знаю исхода своего "матча". Если с Формулой 1 все в порядке, я полагаю, что победил.

Вы считаете себя бессмертным?

БЭ: (озадаченно) Мне повезло заниматься своей работой на протяжении сорока лет. Думаю, действительно повезло.

Какой совет вы дали бы своему будущему преемнику?

БЭ: Не думаю, что это будет один человек. Это, скорее, будет группа людей, каждый из которых будет заниматься чем-то одним. Думаю, так будет лучше.

[Глаза Берни хитро сверкнули за стеклами очков - он понимает, что его трудно будет переплюнуть]

Каковы шансы, что в Формулу 1 вернутся двигатели V8 или V10?

Была бы воля Берни, "восьмерки" вернулись бы в спорт © LAT
Была бы воля Берни, "восьмерки" вернулись бы в спортФото: LAT

БЭ: Как бы я хотел знать ответ на этот вопрос. Я бы хотел их вернуть. Думаю, нам не стоило от них избавляться. Людям необходимо понять, что, когда мы только начинали обсуждать новые моторы, никто не понимал, во что это выльется. Это ведь настоящая электростанция, а не двигатель. Она не имеет ничего общего с машинами и никогда не будет использоваться в производстве.

Вся эта система никогда не станет коммерчески жизнеспособной. Более того, это уже не Формула 1. Это не то, что люди ожидают от Больших Призов. Представьте себе, вы пришли на балет, а на сцене появляются девушки в кроссовках. Вы были бы удивлены, правда? Потому что это не то, что вы ожидали увидеть.

Если бы вы могли вернуть какой-то один исторический этап в Ф1, какую трассу вы бы вернули в календарь?

БЭ: В Аргентине всегда были интересные гонки. И болельщики там классные - они очень любят автоспорт. Что еще? С ходу не могу вспомнить трассы, которые хотелось бы вернуть.

Было бы здорово гоняться во Франции, если бы там все было нормально организовано. С точки зрения исторических этапов это было бы полезно. Но мы представляем чемпионат мира, тогда как раньше были, по сути, первенством Европы. Все просто.

Вы видели Михаэля Шумахера после несчастного случая?

БЭ: Нет. [повисла долгая пауза, после чего Берни продолжил] Я не хочу видеть Михаэля таким. Я помню его таким, каким он был. Таким я и хочу его видеть. Если он вернется, я хочу, чтобы он вернулся именно таким.

Будучи бывшим гонщиком, какой машиной вы хотели бы управлять?

Maserati 250F на Фестивале скорости в Гудвуде © LAT
Maserati 250F на Фестивале скорости в ГудвудеФото: LAT

БЭ: Я не мог позволить себе приобрести Maserati 250F, но именно ей я бы управлял с огромным удовольствием.

[Позже любопытные журналисты F1 Racing открыли Google, ввели в поиске "аукцион 250F" и наткнулись на предложение машины 1956 года выпуска с шасси номер 2525, которую Стирлинг Мосс привел к победе на Гран При Италии того года. Она была продана за $4,620,000 на автомобильном шоу Pebble Beach Concours d'Elegance...]

Что нужно сделать, чтобы привлечь больше женщин в спорт?

БЭ: Ну, с этим всегда будут проблемы. Вероятно, кто-то из них может привести с собой богатого спонсора, но не думаю, что когда-либо серьезная команда посадит девушку в кокпит машины исключительно исходя из ее гоночных качеств.

Было бы приятно посмотреть за работой одной из пилотесс в составе большой команды - за той же Сьюзи Вольф в Williams, если бы она выступала в боевом режиме. Но я не знаю, справилась ли бы она с этой работой. Сейчас это проще с физической точки зрения. Все стало легче.

Почему закрылась команда Brabham?

БЭ: Без понятия. [Экклстоун владел командой с 1971 по 1988 год] Новые владельцы решили закрыть ее, вот и все. Я управлял коллективом на протяжении 18 лет, используя собственные средства и деньги спонсоров. Команда нормально функционировала. Но новые владельцы не справились с ней и решили закрыть. [Команда Brabham участвовала в Ф1 с новыми хозяевами вплоть до 1992 года]

Почему бы не позволить командам выставлять одну, две или три машины в чемпионате в зависимости от их финансовых возможностей? Не создало бы это почву для соперничества маленьких команд? Да и машин стало бы больше.

БЭ: Все верно. Я был бы счастлив. По сути, я это и предлагал.

Сколько денег нужно человеку для счастья?

Берни не против, если маленькие команды будут выставлять по одной машине © LAT
Берни не против, если маленькие команды будут выставлять по одной машинеФото: LAT

БЭ: Да они и не нужны, по сути… Люди с большим количеством денег не тратят их, вы же знаете. [глаза Берни снова сверкнули]

Если вы не какой-то экстравагантный человек, вам не нужно столько денег - нужно просто где-то жить, что-то есть и во что-то одеваться, вот и все. Мне вот не надо много денег - я очень непритязателен. [Улыбка осветила его лицо - вот он, тот редкий момент! Господину Э нравятся свои собственные шутки]

Кто оказал наибольшее влияние на вашу жизнь?

БЭ: (Берни выдохнул, затем последовал длинный вдох...) Знаете, в прежние времена я очень уважал господина Феррари, хотя по газетным статьям этого и не скажешь. Он всегда очень помогал мне.

Жаль, что он не говорил по-английски, а я - по-итальянски, но мы в итоге как-то умудрялись общаться. Мы могли заключать соглашения простым рукопожатием. [У Берни в кабинете на протяжении многих лет висит черно-белый снимок Энцо Феррари]

Кто ваш самый сильный противник в нарды?

БЭ: Я вам скажу, кто играет очень и очень сильно - честно говоря, мне пока так и не удается его обыграть. Это господин Тодт. [Жан Тодт - президент FIA]

Какая из серийных машин вам нравится больше остальных?

Берни нравится Льюис из-за отсутствия эгоизма © LAT
Берни нравится Льюис из-за отсутствия эгоизмаФото: LAT

БЭ: Мне не нравятся машины, я просто ими управляю. Это средство передвижения.

Чем вы гордитесь больше всего?

БЭ: Даже не знаю, мне повезло много всего сделать. Но я не зацикливаюсь на сделанном и не оглядываюсь назад - вчерашний день это уже история.

Почему Гран При в Нью-Джерси так и не состоялся?

БЭ: У них были проблемы с финансированием. Человек, который этим занимался, посчитал, что сможет собрать необходимую сумму, но не вышло.

Если бы вы могли взять любых двух пилотов из любой эры и посадить за руль своей гоночной команды, кто бы это был?

БЭ: [Этот вопрос вызвал у Берни легкую усмешку] Нынешние машины и команды сильно отличаются от тех, что были двадцать лет назад. Если говорить именно о сегодняшнем дне, то я бы выбрал Льюиса [Хэмилтона] и Себастьяна [Феттеля]. У меня отличные отношения с ними, да и друг с другом, полагаю, они бы поладили.

Ни один из них не превозносит себя над остальными, к тому же, они отлично справляются со своей работой.

Что касается прежних времен… У меня никогда ни с кем не было проблем - ни с Нельсоном Пике, ни со вторым парнем, как его, австриец… Ну, известный такой... [Экклстоун посмотрел вопросительно] Ники вроде… Да, Ники Лауда! [Берни рассмеялся, удивившись, что я не помог ему вспомнить фамилию]

Ники и Нельсон [оба выступали за Brabham в 1979 году] отлично ладили друг с другом, да и вообще это была отличная команда.

F1 Racing: У Нельсона вроде была репутация трудного парня...

БЭ: У меня никогда с ним не было проблем. Все дело в подходе к людям. Те два парня были потрясающей парой.

F1 Racing: Но Ники ведь бывает крайне заносчивым...

БЭ: Не надо, Ники в полном порядке.

Если отвлечься от Формулы 1, какие еще виды спорта вы любите смотреть?

Гонки на электромобилях не привлекают Берни © LAT
Гонки на электромобилях не привлекают БерниФото: LAT

БЭ: Еще виды спорта? Ну, вообще-то, я не очень люблю футбол, как и остальные командные виды, но я понимаю, что в нем так привлекает болельщиков. Мне нравится смотреть важные матчи.

В остальном же я предпочитаю следить за индивидуальными видами, такими как теннис. А, еще такая классная игра - снукер [английская разновидность бильярда] Два парня сражаются друг с другом - вот где настоящие игры разума. Бокс? Пожалуй, нет.

Что вы думаете о переходе Себастьяна Фетеля в Ferrari?

БЭ: Он правильно поступил. На тот момент это был верный выбор.

Как вы относитесь к тому, что в Германии ваш лозунг "Think before you drive" (думай перед тем, как садиться за руль) переиначили в "Think before you bribe" (думай перед тем, как давать взятку)?

БЭ: Здорово. Но я никогда не давал взятки, так что не знаю. Но людям тут есть о чем подумать.

Как вы считаете, должна ли Формула 1 перейти на электромобили, как Формула Е?

БЭ: Нет.

Почему вы так неохотно принимаете современные медийные технологии, такие как Facebook, YouTube или Twitter?

БЭ: Неохотно? Вовсе нет. Я просто не думаю, что эти вещи привлекут внимание молодежи к Формуле 1, несмотря на все заверения.

Что привлекало молодежь в спорте 30 лет назад? У нас не было никаких соцсетей. Недавно я внимательно изучил эти интернет-проекты и считаю, что они нам никак не помогут.

Это правда, что у вас есть самолет для перелета с одного своего ранчо в Бразилии на другое?

БЭ: [Берни сделал удивленное лицо, а затем рассмеялся] Нет, что вы?

Вы когда-нибудь нарушали закон?

Берни считает, что Жан Тодт старается всем угодить © LAT
Берни считает, что Жан Тодт старается всем угодитьФото: LAT

БЭ: Вероятно, да, не зная об этом.

F1 Racing: Вы как-то сказали, что в вашем бизнесе вам приходится буквально ходить по лезвию бритвы...

БЭ: Здесь вот о чем нужно думать. Есть законы, нарушая которые, человек не причиняет никому вреда, никого не разоряет, и сам не обогощается.

Если я поеду со скоростью 40 миль/час в зоне, где разрешено ехать 30 миль/час, никому от этого не будет хуже. При этом я мог бы попасть в аварию и на меньшей скорости.

Я не говорю, что все должны носиться по дорогам - просто существуют разные обстоятельства. Кроме того, что незаконно сегодня, может стать законным через пять лет. Законы меняются. Везде и повсюду надо ходить со своим адвокатом. [смеется]

Вы довольны президентством Жана Тодта?

БЭ: Мы с Жаном очень разные. Я люблю руководить авторитарно, а ему нужно, чтобы все высказали свое согласие, чтобы все были довольны. Мы разные, но оба подхода работают.

Вы согласны с тем, что в Формуле 1 сегодня наблюдается кризис? Маленькие коллективы находятся на грани банкротства, а доминирует одна команда...

БЭ: Я уже так долго у руля - многие скажут, что слишком долго - и видел очень многое. Когда у меня была гоночная команда, все было так же. Фрэнк Уильямс приходил ко мне и занимал деньги, занимал двигатели… Люди во всю брали друг у друга взаймы моторы и коробки передач, это было другое время и другое общество.

Но это происходит постоянно, а не появилось сегодня. Во-первых, командам требуется слишком много денег. А во-вторых, сейчас в Ф1 есть персонажи с завышенной самооценкой, которые за счет новых финансовых вливаний стараются соперничать с теми, кто выигрывает. Ведь нет никакой необходимости в этих огромных моторхоумах… Мне кажется, они как-то странно ведут бизнес.

Тут все просто - вы не будете заниматься бизнесом, который приносит меньше, чем вы на него тратите. Но люди по-прежнему этим занимаются. И я думаю, что многим из них на самом деле не нужно столько денег, как они заявляют.

[Берни взял со стола распечатку статьи с сайта, в которой говорится об одной из "проблемных" команд Ф1, и пояснил, что они просто не умеют распределять свои финансовые потоки]

Вы были бы рады возвращению в Формулу 1 вашего друга Флавио Бриаторе?

БЭ: Конечно. Без сомнений. Думаю, ему по-прежнему есть что предложить Формуле 1...

Берни Экклстоун и Льюис Хэмилтон
Берни Экклстоун и Льюис Хэмилтон

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle