Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Nissan. Цель достигнута? А какая цель?

Гэри Уоткинс
19 июня 2015 в 11:08

После кошмарного возвращения в топовую категорию суточного марафона в Ле-Мане в команде Nissan тем не менее заявили, что цель достигнута. Гэри Уоткинс попытался разобраться, что же это была за цель...

После гонки, в которой машины Nissan выглядели просто ужасно и не смогли даже попасть в итоговую классификацию, руководство компании заявило, что цель достигнута. Это просто поразительно! Да, мы частенько слышим обтекаемые выражения и комментарии со стороны производителей, которые не могут показать результата, но в минувший уик-энд мы стали свидетелями потрясающей пиар-феерии от пресс-службы японцев.

В компании еще до марафона утверждали, что одной из их целей в Ле-Мане является финиш в гонке, но были и не менее важные пункты, которые оказались далекими от выполнения. В частности, в коллективе утверждали, что их машины будут на порядок быстрее лучших представителей категории LMP2. Ну и просто будут смотреться достойно.

Гэрри Тинкнелл за рулем Nissan LMP1 лишь на 0,791 секунды опередил лучшую машину LMP2 © XPB
Гэрри Тинкнелл за рулем Nissan LMP1 лишь на 0,791 секунды опередил лучшую машину LMP2Фото: XPB

Однако слово "достойно" на протяжении уик-энда в Ле-Мане постепенно начало исчезать из пресс-релизов команды. И причины тому были более чем явные. Я не обнаружил ни малейшего повода считать возвращение Nissan в высший дивизион гонок на выносливость достойным.

Команде необходимо было доказать всему миру - и, в частности, высшему эшелону руководства компании, - что инновационная концепция переднемоторной GT-R LM NISMO имеет право на жизнь. Но для этого им нужно было постараться хотя бы одной машиной показать сколько-нибудь достойный (опять это слово!) результат на круге, пусть и в виде яркой вспышки.

Если бы прототипы Nissan могли соперничать по времени на круге хотя бы с машинами Rebellion R-One, оснащенными двигателями AER, можно было бы хоть как-то оправдать "гениальные" идеи главного вдохновителя этой концепции Бена Боулби - по крайней мере, в плане аэродинамической эффективности революционного шасси.

Можно возразить, что заводская команда просто обязана оставлять позади все частные коллективы, но в современном мире LMP1 с его топливным регламентом все не так просто.

Приличная машина категории LMP1, не использующая технологию рекуперации энергии, может и должна быть быстрее заводского автомобиля, в котором также не была задействована - как пояснили в Nissan после гонки - гибридная установка.

Это чистая физика. Частная машина без гибрида может весить минимум 850 кг против 870 кг для заводской, к тому же, ей выделяется больше топлива на круг.

Было полное ощущение, что в Ле-Ман команда привезла свои красные машины, предварительно хорошенько стукнув их о стену - иначе объяснить лучшее время, показанное Гэрри Тинкнеллом - 3.35,888, - просто невозможно! При этом я все же склонен верить автоспортивному директору Nissan Даррену Коксу, что пилоты могли бы ехать намного быстрее, если бы из боксов им постоянно не напоминали о том, чтобы они не наезжали на безжалостные поребрики кольца Сартэ. И на телевизионной картинке было видно, что они действительно старались ехать исключительно по асфальту.

Указание сторониться поребриков не добавляло скорости Nissan © LAT
Указание сторониться поребриков не добавляло скорости NissanФото: LAT

Но почему же в этом случае не разделить стратегии и не позволить хотя бы одной из трех машин работать на чистое время - пусть бы две другие делали упор на надежность.

Если бы я был Дарреном (конечно, с его вечно незаправленной рубашкой), я бы велел Оливье Пла, Тинкнеллу или еще кому-то из пилотов давить на полную катушку и преодолеть хотя бы барьер в 3 минуты и 30 секунд. Все прекрасно знают, сколько времени в Ле-Мане можно снять, просто атакуя поребрики.

Кокс признал наличие у GT-R LM определенных проблем с подвеской. В подтверждение его слов незадолго до финиша с дистанции сошла машина под номером 23, которой попеременно управляли Пла, Ян Марденборо и Макс Чилтон - и как раз из-за неполадок в подвеске, хотя в команде и не стали вдаваться в подробности проблемы.

Выходит, что в Nissan перестраховались. Но это очень странно, особенно с учетом столь агрессивного подхода к инновациям, примененным в новом автомобиле. Возможно, они все поставили на доезд до финиша. А может, были какие-то серьезные причины в отношении безопасности, помешавшие пилотам команды хоть краем колес заезжать на поребрики.

Конечно, я не могу залезть в головы к Коксу и Боулби и понять, что у них там происходит (кстати, интересно, что последний является одновременно руководителем и техническим директором команды Nissan Motorsports), но ясно одно - выступление красных прототипов на кольце Сартэ показалось ужасным буквально всем, кроме представителей самого коллектива.

В итоге автомобиль команды под номером 22, в экипаж которого помимо Тинкнелла входили Михаэль Крумм и Алекс Банкомб, все же пересек финишную черту под клетчатым флагом, проведя при этом треть (!!!) дистанции (порядка восьми часов) в боксах.

Механикам Nissan пришлось работать больше остальных © LAT
Механикам Nissan пришлось работать больше остальныхФото: LAT

И все же мне кажется, что в Nissan правильно сделали, что приехали в этом году в Ле-Ман, пусть и в совершенно разобранном состоянии. Отказ от участия в марафоне больно ударил бы по компании в политическом плане, и Кокс прав, когда говорит, что это был отличный урок для команды в преддверии следующего года.

Кто-то усмехнется в ответ на слова о следующем годе после нынешнего провального выступления в Ле-Мане. Но Даррен настаивает на том, что руководство компании целиком поддерживает проект и обеспечит им возможность подготовиться к следующей битве на знаменитой 13-километровой трассе.

И это не пустые слова, ведь GT-R LM теперь просто обязана вернуться в Ле-Ман и продемонстрировать весь свой нераскрытый потенциал.

А раскрывать есть что. После гонки руководители команды поведали о том, что вынуждены были отказаться от использования гибридной системы, позволяющей повторно использовать кинетическую энергию торможения с передней оси. Это не только моментально снизило класс гибрида прототипа, но и цепочкой потянуло еще целый ряд изменений.

Снижение количества повторно используемой энергии привело к неминуемому увеличению в размерах передних тормозных дисков, а вместе с этим и к отказу от использования 16-дюймовых колес, под которые было спроектировано шасси, в пользу "обычных" 18 дюймов.

У Боулби и его команды будет немало работы в следующие 12 месяцев © XPB
У Боулби и его команды будет немало работы в следующие 12 месяцевФото: XPB

При этом сделано это было в последний момент, так что в Michelin просто физически не могли провести исследования и разработать специальные шины. В итоге японцам пришлось довольствоваться резиной, произведенной для конкурентов вместо того, чтобы использовать шины, изготовленные специально под передний привод.

Поговаривают даже о том, что спереди у прототипов Nissan были установлены задние шины от автомобилей Audi. К тому же, и в отношении давления не было никакого плана - в результате в команде вынуждены были перекачивать шины, чтобы хоть как-то компенсировать их износ и сцепление с трассой.

Я очень надеюсь, что в команде разберутся с возникшими проблемами с гибридной установкой, которые стоили машинам, по оценкам Кокса, порядка четырех секунд на круге.

Также все решится и с резиной - в команде перейдут на специально изготовленные под них шины, что также даст ощутимый прирост. Добавьте сюда время, сэкономленное на поребриках, плюс естественная доработка пакета - вот вам и набирается порядка дюжины секунд, а то и больше.

Полагаю, мы набрали достаточное количество доводов, позволяющих простить Nissan столь бесславное возвращение в главную категорию в Ле-Мане. Уверен, в следующем году они уже не будут мальчиками для битья.

Конечно, с оговоркой на то, что следующий год у этого проекта все же будет. Лично я не до конца убежден в том, что концепция GT-R LM зарекомендовала себя достаточно для того, чтобы иметь право на развитие. Но я уверен, что демонстрация истинного потенциала на трассе хотя бы усилиями одного экипажа сослужила бы проекту лучшую службу, нежели яркие и фееричные заявления пресс-службы команды, не подкрепленные фактами.

Nissan
Nissan

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle