Кому-то придется принимать решение...

Лоуренс Барретто
21 июля 2015 в 10:06

В последнее время отовсюду слышатся предложения улучшить Формулу 1 - причем как из самого паддока, так и из-за его пределов. Лоуренс Барретто выделил основные аргументы в пользу изменений в спорте и порассуждал о том, как можно преодолеть нынешний кризис Больших Призов

Если прислушаться ко всему тому, что в последнее время говорится о состоянии дел в Больших Призах, становится абсолютно понятно, что иначе как кризисом Формулы 1 это не назовешь.

Бывшие пилоты Ф1 вроде Марка Уэббера наперебой говорят о том, что дела в спорте плохи, действующий гонщик Ferrari Кими Райкконен хочет, чтобы чемпионат стал более интересным и захватывающим, а босс коллектива RBR Кристиан Хорнер не скрывает, что современными машинами Ф1 управлять довольно просто.

Более того, владелец компании Red Bull Дитрих Матешиц, чья команда на протяжении второго года подряд испытывает серьезные трудности, пригрозил покинуть спорт, если не будут внесены ключевые изменения.

«Люди всегда будут на что-то жаловаться, - иронично отметил пилот команды McLaren Дженсон Баттон в интервью AUTOSPORT. - Очень важно удерживаться на вершине и сохранять планку, чтобы ограничить количество критики».

К сожалению, современная Формула 1 свою планку уронила…

Пару лет назад руководство Больших Призов решило позволить командам высказывать свое мнение по поводу корректировок в регламенте - таким образом была образована Стратегическая Группа Ф1, в которую вошли Mercedes, Red Bull, Ferrari, McLaren, Williams и Force India. Логично было ожидать, что ограниченность этого списка вызовет недовольство у команд, оставшихся за бортом подобных привилегий.

После 18 месяцев существования этого образования и проведения бесчисленного количества совещаний итоги получились малоутешительными.

Стоит отметить, конечно, что на недавнем собрании был выдвинут целый ряд предложений по изменению спорта, включая возвращение дозаправок и уменьшение времени прохождения круга на 5-6 секунд.

Кими Райкконен показал лучшее время в Канаде в 2005-м и 2015-м - причем второе оказалось на 2,6 секунды медленнее © LAT
Кими Райкконен показал лучшее время в Канаде в 2005-м и 2015-м - причем второе оказалось на 2,6 секунды медленнееФото: LAT

Однако опытный пилот команды Williams Фелипе Масса не без оснований заметил, что более быстрые машины могут, конечно, понравиться гонщикам, но по телевизору эти изменения заметны не будут.

«Разумеется, снять пять или шесть секунд с круга - это здорово, - сказал бразилец, - но знаете, если при этом уменьшится количество обгонов на трассе, то мы получим новую порцию жалоб от болельщиков».

Также Фелипе отметил, что все изменения в спорте должны быть тщательно взвешены и продуманы, а именно с этим сейчас есть проблемы. Большинство из нынешних предложений Стратегической Группы иначе как реакционными не назовешь.

Возьмите, к примеру, те же дозаправки. Сразу после появления этой идеи руководитель команды Mercedes Тото Вольф предупредил, что дозаправки в Ф1 могут вернуться только в случае, если это не приведет к повышенным расходам.

А если вспомнить, что именно это и было основной причиной отказа от долива топлива по ходу гонки, становится понятно, что в нынешних условиях постоянного сокращения трат у этой идеи нет будущего.

Все это вызывает вопрос о том, стоит ли вообще взваливать на "хрупкие плечи команд" столь непосильную ношу, как составление регламента соревнований. В каком другом виде спорта это возможно? В футболе, к примеру, правила устанавливает FIFA, а участники состязаний лишь подписываются под ними. В теннисе ответственность за формат турниров целиком лежит на руководящих органах ATP и WTA, а игроки выходят на корты и играют.

В результате такого единоличного принятия решений возникает гораздо меньше споров и негативных ситуаций, связанных с итоговым регламентом.

Некоторые гонки Ф1 быстро забываются, но то же самое происходит и в футболе © XPB
Некоторые гонки Ф1 быстро забываются, но то же самое происходит и в футболеФото: XPB

Все вокруг обвиняют Большие Призы в том, что далеко не каждая гонка получается интересной и захватывающей. А вы сходите на Уимблдонский теннисный турнир, посидите на трибунах две недели и поймете, что из всего множества проведенных матчей лишь несколько действительно запомнятся вам своим накалом. Да и Английская Премьер-лига не будет держать вас в напряжении на протяжении всего тура - будет также от силы пара матчей, которые не оставят вас равнодушными.

Да, полное доминирование Mercedes не идет на пользу спорту, но не стоит забывать, что сами болельщики хотят видеть в Формуле 1 настоящее противостояние производителей, а не моносерию вроде A1GP или GP2. А соревновательные обстоятельства подразумевают под собой гонку вооружения - кто-то непременно выйдет в лидеры, другие будут сражаться в середине пелотона, а кому-то придется замкнуть турнирную таблицу без шансов на улучшение.

К тому же, в современной Формуле 1 борьба зачастую бывает более плотной, чем в былые годы, о которых так любят говорить, как об эталоне спорта. Сейчас вы редко увидите, чтобы лидер в квалификации привез соперникам более секунды, а в гонке в одном с ним круге финишировали всего два или три пилота. Сегодня борьба происходит не только впереди, но и в средней части пелотона.

И именно на соперниках Mercedes лежит ответственность за то, чтобы построить столь же быструю машину, как у лидеров, и навязать им борьбу за первенство.

И так ли плохо для спорта, что титулованные команды Red Bull и McLaren вынуждены бороться во второй половине турнирной таблицы?

У команд Red Bull и McLaren проблемы... © XPB
У команд Red Bull и McLaren проблемы...Фото: XPB

Оба коллектива выиграли немало титулов в прошлом, и сейчас возникает логичный вопрос - а как они справятся с трудностями? Чем нам еще пригрозит руководство Red Bull? И когда же, наконец, в Уокинге смогут преодолеть свои, такое ощущение, бесконечные проблемы?

Mercedes - явный флагман современной Формулы 1, и те, кому это не нравится, начинают скулить. Они, например, приводят в качестве аргумента то, что пилоты слишком часто поднимают ногу с педали газа еще до точки торможения, чтобы сэкономить побольше топлива, и при этом ставят в пример в плане зрелищности прошедший недавно суточный марафон в Ле-Мане.

Нико Росберг, в свою очередь, напомнил, что подобный прием с экономией топлива в Формуле 1 отнюдь не нов, и что десятилетия назад гонщики, включая его отца, делали то же самое. К тому же, в Ле-Мане пилоты также ограничены по использованию топлива в квалификации, так что этот прием не чужд и им. И никто на это не жалуется.

В итоге мы получаем массу недовольства и никакого четкого плана по выходу из кризиса. Складывается впечатление, что Формула 1 застряла в лабиринте, из которого нет выхода.

Заместитель руководителя команды Force India Боб Фернли полагает, что кому-то необходимо взять на себя ответственность за контроль над ситуацией.

«Относительно прогресса Больших Призов я даже не могу сказать, где мы сейчас находимся, - отметил Боб. - Мне кажется, в данный момент мы вообще никуда не двигаемся, и в этом главная проблема.

Мне бы хотелось, чтобы FIA и держатель коммерческих прав сами определили вектор развития спорта. Вы скажите, а мы подчинимся».

Безучастным к ситуации не остался и действующий чемпион мира Льюис Хэмилтон.

Представители McLaren, Mercedes, Ferrari и Red Bull встретились в Канаде для обсуждения насущных проблем © LAT
Представители McLaren, Mercedes, Ferrari и Red Bull встретились в Канаде для обсуждения насущных проблемФото: LAT

«Мне кажется, проблема в том, что у всех есть собственное мнение о том, как должен развиваться спорт, - сказал британец. - При этом учитывается лишь мнение небольшого круга людей. А хороши ли их идеи - кто знает? Остается лишь доверять им и надеяться, что они выберут правильный вектор развития Формулы 1».

Если изменения действительно нужны, в чем я лично не уверен, и нам необходим демократический процесс, то просто распустите Стратегическую Группу и устройте тайное голосование среди действующих пилотов, ведь именно им управлять этими машинами. Команды можете тоже спросить, если хотите.

После этого всю полученную информацию должен тщательно проанализировать президент FIA Жан Тодт, взять время на размышление и только затем принимать необходимые решения.

При этом нужно определить более длительные рамки действия регламента - к примеру, 10 лет. Это не только позволит сделать гонки более плотными, поскольку всем известно, что изменения в регламенте лишь увеличивают разрыв между лидерами и аутсайдерами, но и обеспечит новым командам уверенный дебют в спорте, поскольку они хотя бы будут представлять, на что подписываются.

Нужно прекратить бесконечные разговоры. Кому-то необходимо взять ситуацию в свои руки. И лично я уверен, что пришло время вмешаться в дело FIA. Ваш выход, Жан...

Жан Тодт
Жан Тодт

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle