Технический обзор Гран При Британии
В Великобританию команда Force India привезла долгожданную спецификацию Б своего шасси VJM08 - благо везти было недалеко. Похоже, что обновления действительно пошли машине на пользу. Технический эксперт AUTOSPORT Крэг Скарборо оценил усилия команды, а также осветил новинки коллективов Ferrari и Marussia
В пятницу на Гран При Великобритании в паддоке все только и говорили о значительных обновлениях шасси команды Force India.
Трасса в Сильверстоуне с ее скоростными тягунами очень требовательна к аэродинамике, так что этот момент здесь традиционно выходит на первый план.
И хотя многие коллективы привезли сюда свои новинки, основное внимание было приковано именно к пакетам Force India и Marussia, которая вообще впервые в этом сезоне пошла на серьезные доработки. В то же время многие заметили, что в команде Ferrari пошли на кое-какие концептуальные изменения своего шасси SF15-T.
Но обо всем по порядку…
Force India
В Сильверстоуне шасси VJM08 предстало перед болельщиками с "дырками" в носу, новыми антикрыльями, системой охлаждения, боковыми понтонами и геометрией подвески.
После прошлогодних проблем с расхождением данных, получаемых в аэродинамической трубе и непосредственно на трассе, в этом сезоне коллектив приступил к серьезной работе на кёльнском оборудовании Toyota.
Но с учетом того, что объем работ предстояло выполнить немалый, а FIA поджимала своими ограничениями на использование трубы, результатов нового проекта пришлось ждать довольно долго.
С момента старта работы в Германии прошло около шести месяцев, но в действительности проводить испытания в команде могли лишь на протяжении десяти недель.
При этом они продолжали работать с половинной моделью шасси, как и в своей прежней трубе в Брэкли - но результаты превзошли все ожидания.
Команда постоянно привозила небольшие новинки для своей прежней спецификации шасси, но в Сильверстоуне мы увидели абсолютно новый пакет.
Среди многочисленных новинок больше всего внимания ожидаемо привлекли канальные отверстия в носовом обтекателе VJM08, моментально прозванные "ноздрями". В команде же сравнивают это решение с образом кобры.
Предназначение этой незамысловатой конструкции очевидно - пропускать воздушный поток непосредственно к задней части автомобиля без необходимости укорачивать наконечник обтекателя, что обычно сопряжено с большими трудностями при прохождении обязательных краш-тестов.
Чтобы это решение не нарушало положений Технического регламента соревнования, в команде сделали внутренние полости отверстий частично перекрывающимися.
В прошлом году в Lotus уже пробовали применить похожую конструкцию в носовом обтекателе шасси E22 с раздвоенными "бивнями".
И хотя внешне передняя часть автомобиля Force India не претерпела серьезных изменений, структурно и геометрически новое решение значительно отличается от своего предшественника.
Передняя структура безопасности шасси формируется за счет длинного конуса, который одновременно является своеобразным мостом между двумя соединяющимися отверстиями, тогда как внешняя секция и стойки крепления переднего антикрыла остались структурными элементами.
Также было представлено новое переднее антикрыло и направляющие, и в этой области команда явно черпала вдохновение у соперников из Red Bull.
В средней секции шасси недосчиталось двух дополнительных отверстий в области верхнего воздуховода, прежде питающих радиатор системы ERS. Это связано с тем, что сама охлаждающая система была перенесена из области над коробкой передач в боковые понтоны.
Это изменение позволило значительно сузить верхнюю часть капота двигателя, выполнив ее в виде ярко выраженного акульего плавника, и сделать "бутылочное горлышко" в задней части боковин более миниатюрным.
Эти перестановки вынудили команду пересмотреть конструкцию крепления заднего антикрыла, которая теперь плотно окутывает выхлопную трубу машины.
Механические обновления включили в себя измененную геометрию задней подвески, что вкупе с гидромеханической системой подвески, представленной в Барселоне, дало ощутимые результаты. Предполагается, что вскоре аналогичная конструкция будет предусмотрена и в передней части шасси.
После некоторого времени в пятницу, которое потребовалось команде для настройки обновленного автомобиля, новая спецификация стала незамедлительно демонстрировать лучшие времена по сравнению с предыдущей моделью. Можно не сомневаться, что в оставшейся части уик-энда в Сильверстоуне и в Венгрии темп машины будет на уровне.
Ну а в Бельгии коллектив намеревается представить очередные обновления крыльев и днища шасси.
Marussia
В команде Marussia по-прежнему используют слегка модернизированное прошлогоднее шасси, хотя изначально они планировали по ходу сезона представить совершенно новую версию машины, спроектированную специально под новую силовую установку Ferrari, которая положительно сказалась на темпе машин Sauber.
Однако позже в коллективе приняли решение повременить с новым автомобилем до следующего сезона, а к нынешней машине подготовить ряд обновлений.
В Сильверстоуне, помимо новой раскраски, мы обратили внимание на измененную геометрию в задней части шасси и новое днище. Эти обновления были сделаны согласно плану, сформулированному еще в минувшем году.
В результате команде удалось сделать заднюю часть машины более компактной и значительно сузить область "бутылочного горлышка" в окончании боковых понтонов.
В пятницу эти обновления зарекомендовали себя весьма неплохо, и можно предположить, что в команде не станут отказываться от этих решений и в дальнейшем.
Ferrari
В погоне за лидерами в команде Ferrari, судя по всему, решили пойти на попятную и несколько пересмотреть концепцию передней части своего шасси с индексом SF15-T, подсмотрев решения у своих соперников.
Что касается профиля обновленного переднего антикрыла и креплений камеры, здесь прослеживаются явные параллели с шасси Mercedes W06 образца китайского Гран При.
И если изменения в области креплений камеры заметны хорошо, то в отношении крыла обновления не столь очевидны, хоть и важны с точки зрения аэродинамики.
Подобно команде Mercedes, перешедшей на арку квадратного профиля в области наконечников антикрыла, в Скудерии пошли по тому же пути, хоть и несколько скруглили конструкцию.
Помимо изменений внешнего профиля крыла, в команде также отказались от направляющих на торцевых пластинах, переместив их на каскад открылков.
Эти обновления призваны оптимизировать движение набегающего воздушного потока в обход передних колес, а не добавить прижимной силы спереди.
Также изменения коснулись аэродинамики в задней части шасси. Здесь можно отметить раздвоенную направляющую, образующую переднюю кромку тормозных воздуховодов, тогда как раньше эта конструкция была единой.