IndyCar не стоит брать пример с Ф1
Формула 1 - отнюдь не единственный чемпионат, в котором раздосадованные болельщики во всеуслышание заявляют о своих претензиях к происходящему. Марк Гленденнинг предупреждает о необходимости трезвой оценки перспектив развития спорта
На протяжении долгого времени поклонники топовой заокеанской формульной серии IndyCar очень ревностно относились к наследию своего чемпионата.
Это нередко приводило к очень страстному и эмоциональному обсуждению перспектив спорта и будущего чемпионата, а градус эмоций порой просто зашкаливал - такого не увидишь нигде, даже в Формуле 1…
Вероятно, частично это происходит из-за того, что болельщикам в Больших Призах не приходится испытывать такой прессинг, как в IndyCar.
Долгие годы все вокруг говорили, что Формула 1 катится в пропасть, и только относительно недавно руководство спорта осознало, что им действительно пора что-то менять, поскольку гонки Гран При сбились с верного пути.
За океаном, напротив, с гонками всегда был полный порядок, но в отношении болельщиков все было не столь радужно.
При этом распространение жестких бескомпромиссных настроений среди болельщиков - это результат своеобразного естественного отбора. За прошедшие десятилетия котел с поклонниками столько раз доводили до кипения, что "выжить" смогли только самые отчаянные и категорично настроенные из них.
И именно этот настрой помог сохранить американские формульные гонки в их нынешнем виде, несмотря на неоднократные попытки совершить акт саморазрушения изнутри за последние 20 лет.
Однако недалек тот момент, когда постоянные жалобы и критические стрелы в адрес управления чемпионатом по всем возможным поводам, включая календарь, аэродинамические обвесы шасси и все остальное, могут возыметь обратное действие.
Нынешний руководитель спорта Марк Майлз в значительной степени отличается от своего предшественника Рэнди Бернарда, который славился настоящим чутьем к продвижению серии и во время гоночных уик-эндов всегда держал двери своего трейлера открытыми.
Да, его можно было дразнить за его ковбойский ремень. Конечно, Марк не носит ковбойских ремней - да даже если бы и носил, думаю, у меня не хватило бы смелости дразнить его по этому поводу.
Майлз - классический образец исполнительного директора. Он никогда не расстается со своей кожаной папкой. У Рэнди, конечно, никаких кожаных папок и в помине не было.
Если бы вы хотели стать популярным и узнаваемым человеком, вы в последнюю очередь выбрали бы должность управляющего крупной спортивной отраслью, а тем более автоспортивной - со всеми ее нюансами.
Но мне кажется, что Майлз воспринимает обрушивающуюся на него критику как специфику своей работы - не более.
В какой-то степени он прав. Но можно задуматься и о том, в верном ли направлении адресована эта критика.
Три или четыре года назад главным обвинением в адрес IndyCar было то, что у чемпионата нет долгосрочного плана развития.
Сейчас план есть, и о нем было подробно рассказано три года назад в Детройте, когда впервые были представлены новые аэродинамические обвесы. И надо признаться, что все, что Майлз делал до настоящего момента, строго соответствовало оглашенному плану.
Да, в этом году произошла неувязочка с календарем, но было приятно услышать из уст Марка, что в следующем сезоне все придет в норму.
Приверженность Майлза идее окончания чемпионата в канун Дня труда (первый уик-энд сентября) разделила паддок надвое. Да, вы можете соглашаться или не соглашаться с ним, но он, по крайней мере, может ясно аргументировать свою точку зрения тем, что это позволит максимизировать телевизионную аудиторию, что является существенным фактором для IndyCar. Майлзу предстоит воплотить эту идею на практике и доказать ее жизнеспособность, но рациональное зерно в его действиях есть.
То же самое касается и этапов, не включенных в календарь чемпионата. Если бы вы или я получали по одному доллару каждый раз, когда кто-то предлагает возродить тот или иной этап серии - будь то Роуд-Америка, Лагуна-Сека или Финикс, - мы бы могли на вырученные средства купить все эти автодромы и сами проводить там гонки.
Проблема в том, что эти идеи не новы. Пару недель назад Майлз сказал в интервью AUTOSPORT буквально следующее: «Полагаю, есть люди, искренне верящие в то, что мы никогда не слышали о Роуд-Атланте». Есть конкретные причины того, почему эти этапы не включены в календарь. Если появятся веские аргументы в пользу возвращения той или иной трассы в чемпионат, отлично! Если нет - едем дальше.
И действительно, общей и самой распространенной ошибкой всех критикующих спорт является то, что они считают все свои идеи уникальными.
Я, например, на протяжении долгого времени искренне считал, что самым простым путем снижения расходов в IndyCar может быть сокращение еще большего количества гоночных уик-эндов с трех дней до двух. Но пару недель назад мне довелось поговорить с одним из представителей руководства серии, и в процессе беседы выяснилось, что такие предложения уже много раз инициировались изнутри, но каждый раз были отклонены самими промоутерами этапов.
Но IndyCar не безгрешен. Хоть я и понимаю, с какими трудностями приходится сталкиваться организаторам чемпионата при формировании календаря, я все равно не возьму в толк, как можно было додуматься проводить гонку в Фонтане днем, да еще и в середине лета…
Уважаемые, не забывайте, что Фонтана находится практически в пустыне, а трибуны там даже не оборудованы козырьками. Нужно быть очень отъявленным болельщиком, чтобы прийти на стадион и сидеть там три или четыре часа. И таких нашлось не так уж и много, если верить статистике посещаемости этапа в этом году.
Конечно же, у меня, как и у всех критиков-самоучек, есть четкий план для этапа в Фонтане. Руководство чемпионата выказывает стремление начинать сезон раньше, но не может найти достаточно мест на карте с приемлемыми климатическими условиями для гонок в феврале. Но ведь в Фонтане в это время вполне подходящая для гонок погода, к тому же, лучшего этапа открытия сезона, чем 500-мильная гонка на Суперспидвее, и представить трудно!
Ну, хорошо, в этом случае есть риск, что дебют сезона пройдет на глазах у пятитысячной "толпы". Кроме того, я уверен, что руководство серии уже не раз рассматривало такой вариант, и есть какая-то очень весомая причина, по которой такой план невыполним - просто я ее не замечаю.
Еще одним объектом критики являются аэродинамические обвесы машин. Руководство IndyCar вполне заслуживает гневных стрел в свой адрес за то, как именно был решен этот вопрос, особенно в отношении овалов. Но не стоит забывать, что мы все долгие годы требовали побольше технического разнообразия в чемпионате, так чем же мы теперь недовольны?
Практически всю критику в адрес чемпионата и лично Марка Майлза болельщики обосновывают искренним желанием помочь любимой серии.
Но ведь поклонники IndyCar часто не замечают того, что у них уже есть, и чего лишены многие другие чемпионаты. Это и пилоты высочайшего уровня, и великолепные гонки, и плотнейшая борьба… К тому же, по большей части это все достигнуто естественным образом, а не за счет искусственных ухищрений.
Многие другие чемпионаты все бы отдали за это, и главной ошибкой IndyCar, по-моему, является нежелание или неспособность признать этот факт.
К тому же, ни один язвительный комментарий или критическое высказывание не изменит состояние дел в лучшую сторону.
Это никак не вернет чемпионат в славную эпоху CART. Пока не придумали машину времени, способную перенести вас в то время и поменять ход истории, не позволив Тони Джорджу взять контроль над Indianapolis Motor Speedway.
Все это ушло безвозвратно. И апеллировать к истории IndyCar, чтобы "спасти" чемпионат - то же самое, что уповать на возрождение Формулы 1 в случае возвращения в нее Алена Проста.
К тому же, Майлз, которого столь часто критикуют, не может ничего изменить. Он не гоночный человек, коим не был и Рэнди.
И если правда то, что нынешнее руководство спорта должно действовать столь же энергично и вдохновенно, как некогда делал это Бернард, не стоит отрицать, что чемпионату нужен новый долгосрочный план - более четкий и ясный, чем составленный три года назад.
Пока в IndyCar будут создавать прецеденты, подобные тому, что было сделано с аэродинамическими обвесами на Суперспидвеях, спорт останется уязвимым для критики.
Но время от времени было бы приятно видеть и признательность болельщиков в адрес серии за то, что уже было достигнуто.