Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Чем грозит Формуле 1 интерес Еврокомиссии?

Дитер Ренкен
12 августа 2015 в 10:16

Пополнит ли Формула 1 список из компаний Microsoft и Google в качестве объекта расследования со стороны Еврокомиссии? Дитер Ренкен изучает вопрос с различных точек зрения и анализирует возможные последствия процесса...

Нигде в мире бюрократическая административная машина не движется столь медленно, как в Брюсселе. Не стоит далеко ходить за примером – взгляните на расследование Еврокомиссией вопроса доминирования компании Microsoft на рынке интернет-браузеров.

С момента появления первых признаков решения проблемы прошло десять лет, однако жалоба на компанию была подана на семь лет ранее, а в целом, включая первые судебные слушания, процесс занял почти две декады.

В конце концов Еврокомиссия закрыла дело, обвинив корпорацию в монополизации сегмента браузеров и взыскав при этом колоссальный штраф в размере $731 млн. После чего чиновники объявили охоту на поисковик Google.

Первые жалобы были зарегистрированы ещё пять лет назад - за этот период в Еврокомиссии сменился не один чиновник.

И действительно – без смены уполномоченных лиц антимонопольное расследование, анонсированное ещё в апреле, уж точно не достигло бы к этому моменту стадии обжалования, официально именуемой “Заявлением о возражениях”.

Одновременно с этим стало известно, что комиссионеры рассматривают возможность пуска в ход дела относительно операционной системы Google Android для смартфонов – этот процесс находится лишь на стадии формирования.

Таким образом, когда стало известно, что британский член Европарламента Аннелиз Доддс обратилась к еврокомиссару Маргрете Вестагер, выразив своё беспокойство относительно того, что Формула 1 нарушает законы ЕС, те, кто ожидал скорейшего разрешения проблемы, остались разочарованы, поскольку понимали, что процесс займёт годы, если не десятилетия.

Аннелиз Доддс посетила завод Force India в Сильверстоуне
Аннелиз Доддс посетила завод Force India в Сильверстоуне

В прошлый раз пути Еврокомиссии и Формулы 1 пересекались в 1998 году, когда промоутер чемпионата по гонкам на грузовиках подал жалобу на тотальную монополию чемпионата FIA, которую получил импресарио Больших Призов Берни Экклстоун от администрации тогда ещё президента ассоциации Макса Мосли. На урегулирование дела ушло три года.

Последние новости в текущем вопросе появились, когда недавно мисс Доддс посетила завод команды Force India и провела беседу с менеджментом команды. Позже её администрация выпустила заявление, в котором чиновница ясно дала понять, что дальнейшее развитие событий всецело зависит от самих команд.

«Я несколько раз поднимала вопрос о структуре руководства и распределения доходов в Формуле 1 в Брюсселе, чтобы разобраться, имеет ли место вопрос нечестной конкуренции, - говорится в заявлении. – Еврокомиссар Маргрете Вестагер отметила, что она ничего не может сделать, пока команды не подадут официальную жалобу».

На первый взгляд эта ситуация кажется типичным процессом затягивания политиком дела, но на самом деле это всего лишь ещё один шаг на длинном пути к вынесению какого-то решения. И не забывайте, что пока ещё в отношении структур Формулы 1 не было инициировано ни одного судопроизводства.

На мой запрос относительно хода расследования офис Доддс прислал мне ответ: «Мы будем рады поддержать команды, если они захотят обратиться с этой проблемой в Еврокомиссию - конечно, без предвосхищения результата этого расследования.

Наше предложение командам остаётся в силе, и мисс Доддс будет следить за процессом на всех его этапах, а не только в конце».

По ответу, полученному AUTOSPORT, можно сделать вывод, что Доддс в значительно мере обеспокоена текущей ситуацией в Формуле 1. Ещё один параграф заявления гласит:

Банкротство Caterham и Marussia вызвало опасания относительно сиутации в Формуле 1 ©LAT
Банкротство Caterham и Marussia вызвало опасания относительно сиутации в Формуле 1Фото: LAT

«Как я уже дала понять в моём письме и предыдущем обсуждении проблемы 25 ноября 2014 года, я верю в необходимость инициирования расследования в адрес Формулы 1 и FIA.

Этот вопрос выходит за рамки спортивной политики из-за своего серьёзного влияния потенциальных нарушений на сферы исследования и развития в области производства автомобилей. Как я уже говорила, две компании, находившиеся под моим патронажем, закрылись, что привело к потере рабочих мест».

Руководство антимонопольного комитета Еврокомиссии дало свой ответ:

«Комиссия исследует примеры нечестной конкуренции и оскорбительного поведения. В сферу наших интересов также попадает и спортивный сектор. Мы находимся в курсе претензий в адрес руководства Формулы 1, описанных в вашем запросе, а также в прессе».

Даже поверхностное расследование вопроса будет оправдано, поскольку наличие нарушений было очевидно ещё в 2012 году, когда автор данного материала провёл расследование злоупотреблений своим доминирующим положением компании Formula One Management.

Тогда мы изучали вину FOM в сложившейся ситуации, а также анализировали результаты предыдущего расследования Еврокомиссией дел Формулы 1 и FIA. В свою очередь и Доддс также изучила материалы 13 июня 2001 года, в которых говорится следующее:

«Пересмотренный Договор Согласия устанавливает организационную структуру FIA чемпионата Формулы 1 и обеспечивает функционирование коммерческих договоренностей, направленных на повышение маркетинговой эффективности серии. Так как автоспорт, и особенно Формула 1, является сложным с технической точки зрения видом спорта, требующим значительных инвестиций в области исследований и разработок, все участники без исключения должны согласовывать вопросы чемпионата».

Однако Договор Согласия уже давно стал историей, а сейчас команды не могут договориться о векторе развития спорта, поскольку Стратегическая Группа включает лишь половину сетки. При этом на сайте Антимонопольного комитета Еврокомиссии чётко описаны критерии нечестной конкуренции:

В Стратегическую Группу входят далеко не все команды © LAT
В Стратегическую Группу входят далеко не все командыФото: LAT

«Доля на рынке – первый и самый важный индикатор роли каждой компании. В Еврокомиссии придерживаются мнения, что чем больше эта доля, и чем дольше она удерживается одной и той же стороной, тем более очевидны признаки монополизации. Если компании принадлежит менее 40% рынка, монополией такая ситуация не считается.

Еврокомиссия также принимает во внимание иные факторы при оценке доминирования одной из сторон, например, то, насколько легко могут выйти на рынок другие компании, и существуют ли для этого искусственные барьеры. Изучаются размер и ресурсы компании, а также текущая роль в цепи поставок (вертикальная интеграция).”

FOM принадлежит 100% Формулы 1, к тому же, компания отличается полной вертикальной интеграцией, поскольку контролирует всё, начиная от коммерческих прав и телевизионных трансляций и заканчивая приемом гостей, рекламой и дизайном вывесок. Щупальца FOM простираются также и на вопросы полного контроля аккредитации средств массовой информации.

Если брать ещё шире, то европейские потребители (болельщики Формулы 1), выбрав в качестве любимого именно этот вид спорта, и, соответственно, какую-нибудь из команд, находятся в невыгодном положении из-за политики FOM. Банкротство Caterham и Marussia (на чём Доддс сделала особый акцент в своём ответе) красноречиво подчёркивает всю глубину проблем в Больших Призах.

Серьёзные финансовые трудности Lotus, Force India (чьё новое шасси 2015 года появилось на свет с опозданием) и Sauber (вынужденная подписать четырёх пилотов на два доступных места, чтобы выжить) демонстрируют, что проблемы далеки от разрешения. Всё это указывает на необходимость новой информации.

Однако, хотя Доддс (и еврокомиссар Ветсагер) и поддерживает команды, они не правы в своих утверждениях о необходимости заявления от какого-то коллектива. В процедурах Еврокомиссии чётко сказано, что любой гражданин Евросоюза имеет право зарегистрировать официальную жалобу с учётом последующего соблюдения всех требований.

В свою очередь и Еврокомиссия может инициировать собственное расследование в случае подозрения кого-то в нечестной конкуренции, однако такие прецеденты очень редки, а делопроизводства относительно Microsoft и Google были начаты только после официально зарегистрированных жалоб от третьих сторон.

Lotus, Force India и Sauber испытывают серьёзные финансовые проблемы © LAT
Lotus, Force India и Sauber испытывают серьёзные финансовые проблемыФото: LAT

Таким образом, как подтвердил AUTOSPORT пресс-атташе комиссии по вопросам нечестной конкуренции Рикардо Кардозо: «Еврокомиссия не получала никаких официальных жалоб и, следовательно, не начинала процесс». Но это вовсе не означает, как многие могли бы предположить, что никакой реакции не последует, если заявление будет подано.

Когда у генерального директора FIAT Серджио Маркионе в Австрии поинтересовались, переживает ли он относительно возможного вмешательства со стороны ЕС в дела Формулы 1, поскольку Ferrari является членом Стратегической Группы, получает самую большую долю доходов, а также готовится к IPO, он ответил:

«Я юрист по образованию. С моей точки зрения, Еврокомиссия вряд ли станет вмешиваться».

При дальнейших расспросах он признал, что давно не занимается юридической практикой, но в любом деле важны три критерия - ясность, наличие основания и общественное мнение, а еврокомиссары не придерживаются этого. На самом деле всё наоборот…

Что же дальше? Сейчас мяч на половине поля трёх команд (даже четырёх, если в Marussia также пожелают участвовать в процессе), и теперь всё зависит только от них, подавать ли индивидуальную или коллективную жалобу.

Они имеют союзника в лице Доддс, у них в наличии есть все факты и все основания для жалобы, учитывая угрозу будущего своих сотрудников, самих команд и поставщиков, да и в Еврокомиссии готовы взяться за это дело.

Другой стороной медали является возможность негативного резонанса в том случае, если жалоба не будет удовлетворена. Когда первые попытки Доддс стали достоянием общественности, один из руководителей команд, входящих в Статистическую Группу, предположил, что держатель коммерческих прав может заморозить все платежи командам до официального решения по расследованию.

При этом удерживаться будут лишь премиум-платежи, поэтому он и выразил обеспокоенность. FOM не имеет права заморозить призовые, причитающиеся командам по чистым результатам в чемпионате. Иначе это вызовет настоящую бурю в Брюсселе, в чём уже убедились в Microsoft, когда сперва не принимали Еврокомиссию всерьёз, однако затем были вынуждены раскошелиться на огромный штраф.

Поскольку ЕС может накладывать штрафы в размере до 10% от годового оборота компании, а также имеет право провести расследование абсолютно всех участников на всех уровнях, начиная с холдинговой компании Delta Topco и FOM и заканчивая командами, сумма взыскания может достичь цифры в несколько миллиардов. Еврокомиссия может пойти ещё дальше, и оштрафовать материнские компании, а именно Daimler, Red Bull, FIAT и CVC Capital Partners, владеющую контрольным пакетом акций Delta Topco.

И спусковым механизмом всего процесса может стать одна лишь жалоба...

Чем грозит Формуле 1 интерес Еврокомиссии?
Чем грозит Формуле 1 интерес Еврокомиссии?

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle