Кто победит в шинной войне?

Дитер Ренкен
26 августа 2015 в 10:13

Со времени предыдущего противостояния поставщиков шин в Формуле 1 прошло почти десять лет, но теперь борьба между шинниками идёт вне трасс Больших Призов. Дитер Ренкен анализирует ситуацию...

Думаете, война производителей шин в Формуле 1 закончилась в 2006 году – в последний сезон, когда компании Bridgestone и Michelin противостояли друг другу на трассе?

Подумайте хорошенько. По мере того, как в чемпионате накаляются страсти, шинники в лице Pirelli и Michelin ведут ожесточённое сражение, пытаясь представить себя в лучшем свете, чем конкурент, и доказывая, что именно их подход к бизнесу является именно таким, как надо спорту.

В FIA пересмотрели свои процедуры отбора поставщика резины с момента подписания последнего соглашения с Pirelli. Итальянская компания уже успела заключить маркетинговый договор с Formula One Management, и теперь её логотипы будут красоваться на каждом этапе, что, естественно, должно раззадорить потенциальных конкурентов при рассмотрении условий тендера.

Подача заявок завершается за 18 месяцев до истечения соглашения с текущим поставщиком, после чего руководящий орган автоспорта будет оценивать кандидатов по различным критериям, которые включают в себя безопасность, технический и спортивные аспекты.

Список детально анализируется FOM сквозь призму коммерческих вопросов, а затем держатель коммерческих прав сообщает FIA о своих предпочтениях. Дальше начинаются длительные обсуждения, и, в конце концов, Всемирный совет по автоспорту ратифицирует контракт с новым поставщиком.

На данный момент FIA получила только две заявки – от Pirelli и Michelin. Оба кандидата, судя по всему, были одобрены на первой стадии. Официально о решении будет объявлено на собрании Всемирного автомобильного совета 30 сентября. Если же выбор не будет сделан, то дальнейшее голосование пройдёт по факсу или же на декабрьском заседании.

За период последнего противостояния в Формуле 1 Bridgestone выиграла четыре титула против двух у Michelin © LAT
За период последнего противостояния в Формуле 1 Bridgestone выиграла четыре титула против двух у MichelinФото: LAT

Как и во всех других сферах такого рода противостояний между двумя серьёзными силами, в случае с шинниками есть как поразительное сходство по одним параметрам, так и фундаментальные различия - по другим. Объектом конфликта является борьба за права и территорию. В данном случае права – это возможность быть монополистом и официальным поставщиком шин чемпионата мира по Формуле 1 FIA на период 2017-2019 годов.

Выбирая этот период, в FOM, похоже, приняли во внимание срок действия двусторонних соглашений с командами, которые рассчитаны до конца 2020 года. В этом сезоне поставщика резины “попросят” сделать шины только на один чемпионат, после чего компании придётся пересмотреть спецификацию своей продукции под изменённый регламент.

Конечно, сейчас было бы гораздо удобнее заключить соглашение сразу на четыре года, чтобы все договоры были синхронизированы между собой и с грядущими техническими изменениями регламента по своим срокам. Но согласитесь, это было бы слишком логично и правильно, а значит, маловероятно, ведь глобальный бизнес процветает благодаря сложностям и запутанности...

Прецедент был создан совсем недавно с переходом Формулы 1 с атмосферных 8-цилиндровых двигателей на 6-цилиндровые турбомоторы, что повлекло за собой необходимость в корне пересматривать конструкцию шасси. Новый регламент вступил в силу в 2014 году, а годом ранее истек срок действия Договора Согласия, который регулировал спорные вопросы во всех аспектах Формулы 1.

Теперь становится понятно, почему Большие Призы в 2013 году никак не могли определиться с техническим регламентом, и в этот раз, вероятно, похожий трюк будет проведён и относительно вопроса с поставщиком шин в 2020 году. Ирония в том, что Формула 1 за свою 65-летнюю историю буквально отказывается учиться на собственных ошибках.

В 2010 году Pirelli спасла Формулу 1 от кризиса © LAT
В 2010 году Pirelli спасла Формулу 1 от кризисаФото: LAT

Pirelli обладает преимуществом пребывания в роли текущего поставщика. Во время своих двух сроков компания действовала весьма грамотно с политической точки зрения, давая командам и держателю коммерческих прав то, что они хотели. Конечно, последние за услуги итальянцев платят довольно высокую цену – миллион долларов за сезон, однако команды хорошо помнят, как в 2010 году после ухода Bridgestone Формула 1 и вовсе могла остаться без резины – тогда ситуацию спасла Pirelli, успев подготовить продукцию всего лишь за 12 месяцев.

[>]Финансовая структура Формулы 1 такова, что счета за шины главных команд в основном покрываются встречными услугами по размещению логотипов Pirelli на шасси и комбинезонах сотрудников коллективов, а также за счёт спонсорских средств, генерируемых во время гоночных уик-эндов и доходов от так называемого гостеприимства. Всё это в сумме оценивается в $45 млн в год. Таким образом, большие команды, конечно, являются союзниками и правят балом вместе с Берни Экклстоуном в Стратегической Группе.

Итальянская компания, контрольный пакет акций которой принадлежит китайским инвесторам, придерживается стратегии максимально возможного уровня удовлетворения потребностей клиентов, конечно, при учёте требований норм безопасности. Если команды захотят видеть шины, один комплект которых сможет проехать весь сезон, Pirelli сделает это. Также и в случае желания “приперчить” гонку десятью пит-стопами. Красные боковины? Никаких проблем.

А теперь сравните эту политику с жёсткой позицией Michelin, автоспортивный директор которой Паскаль Куанон заявил, что французы не собираются участвовать в тендере на поставку шин в Формуле 1, если спорт не откажется от устаревших 13-дюймовых дисков.

Да, в Michelin смягчили свою предыдущую позицию, что в Больших Призах должен быть элемент соперничества между поставщиками резины, но, с другой стороны, выдвинутые требования от компании, пусть даже потенциально очень важной для спорта, явно не отвечают политике руководства Формулы 1. Всё же французы могут себе позволить диктовать условия.

Компания Michelin, годовой оборот которой в $20 млрд уступает лишь Bridgestone, но в четыре раза превышает аналогичную цифру Pirelli, при наличии желания может попросту финансово обскакать соперника в вопросах тендера.

Таким образом, французы могут предложить FOM в вдвое меньшую цену за свою продукцию, предоставлять командам бесплатную резину, чтобы облегчить бюджетные ведомости команд, оплачивать затраты во время тестовых сессий и поддерживать любые инициативы FIA в области безопасности. Если Формула 1 согласится с требованиями компании.

Интерес Michelin к Формуле 1 был обусловлен присутствием в чемпионате партнёров по бизнесу © LAT
Интерес Michelin к Формуле 1 был обусловлен присутствием в чемпионате партнёров по бизнесуФото: LAT

В 2001 году Michelin пришла в Формулу 1 вовсе не для того, чтобы продемонстрировать свои технологии, как это случилось в 1977 году во время дебюта компании в Больших Призах, когда французы на смену устаревших диагональных шин представили радиальные. В начале этого столетия Michelin вернулась в спорт ради поддержки своих партнёров - производителей дорожных машин, в благоприятных условиях появлявшихся в Формуле 1 одна за другой.

Вспомните как Toyota, которая вместе с Michelin громила соперников в WRC, объявила о планах прихода в Формулу 1, а следом за японцами последовали Renault, Jaguar (Ford) и BMW. Конечно, Michelin представила новую технологию так называемого “оптимизированного пятна контакта”, во многом благодаря чему Renault выиграла титулы в 2005 и в 2006 годах, но главной причиной деятельности французской компании в Больших Призах были соревновательная и коммерческая составляющая, поскольку расходы полностью покрывались за счёт увеличивающихся продаж дорожных машин партнёров.

Да, доходы Michelin выросли благодаря контрактам с производителями автомобилей, тогда как Bridgestone всецело сконцентрировалась на Ferrari, а также поставляла свою продукцию двум-трём независимым командам, если те давали согласие на проведение тестов резины по требованию.

Однако репутация Michelin сильно пострадала во время фиаско на Гран При США в сезоне-2005. Компания в значительной мере недооценила боковые силы, воздействующие на резину на кольце Индианаполис в скоростных поворотах с бэнкингом, что вылилось в рекордно минимальное количество стартовавших в Гран При машин – шесть. Всё это вызвало справедливый гнев со стороны руководящего органа спорта.

В 2006 году FIA объявила о намерении с сезона-2008 оставить одного поставщика в спорте. Тогда представители Michelin увидели большой баннер японской компании в Париже и приняли решение о свёртывании программы.

С тех пор, однако, коммерческая сфера Формулы 1 значительно изменилась. В данный момент из крупных автопроизводителей в спорте осталась лишь Mercedes, чьё подразделение AMG прочно связано с Pirelli. Michelin успешно “застолбила” себе место в гонках на выносливость, где поставляет шины четырём основным производителям (Porsche, Audi, Toyota и Nissan), плюс целой плеяде команд в низших классах. И всё же Формула 1 – это Формула 1.

Pirelli готова к экспериментам, доказав это тестами 18-дюймовых колёс с Lotus в сезоне-2014 © LAT
Pirelli готова к экспериментам, доказав это тестами 18-дюймовых колёс с Lotus в сезоне-2014Фото: LAT

Руководитель автоспортивного подразделения Pirelli Пол Хембри, не скрывает, что годовой бюджет его компании, включая статьи на разработку и исследование, производство, гостеприимство и логистику, достигает $120 млн. Противопоставьте финансовую мощь Michelin итальянской компании, и от Хембри вы услышите в ответ: «Мы хотим остаться в Формуле 1, но не любой ценой...»

В Венгрии Кристиан Хорнер, чья команда четырежды выигрывала чемпионат на шинах Pirelli, заявил, что выбор поставщика не должен основываться лишь на том, кто сможет предложить больше средств FOM. Этими словами он удивил многих, учитывая его тесные связи с Экклстоуном.

«На самом деле, ситуация несколько шире, - заявил специалист. – 18-дюймовые шины и один пит-стоп в гонке не добавят зрелищности - нам нужно стремиться к противоположному, а именно к двум-трем пит-стопам, контролируемому износу, широкому выбору шин на уик-энд».

Иными словами, Pirelli – очевидный выбор для команд. И не забывайте, что влияние Хорнера в Стратегической Группе очень высоко.

В этом то и заключается суть борьбы между двумя конкурирующим компаниями. Для FIA важны порядок и эффективность в спортивной и технической составляющих Формулы 1, тогда как FOM, скорее, выберет того, кто будет выгоден с точки зрения инвесторов. В Michelin прекрасно знают, что обе цели не являются взаимоисключающими – компания может похвалиться своей философией и бюджетом, тогда как в случае с Pirelli от самих итальянских шинников зависит то, останутся ли они в Формуле 1.

Будущее спорта будет во многом определено в ближайшие три года, поскольку именно в этот период высшие органы примут важные решения. Прежде всего им необходимо определиться, является ли Формула 1 спортом, техническим мероприятием или же дойной коровой, приносящей сотни миллионов долларов своим владельцам.

Только лишь тогда можно будет принять правильные решения.

Кто победит в шинной войне?
Кто победит в шинной войне?

  • Поделиться: