Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Сексизм в автоспорте: правда и домыслы

Эд Стро
28 августа 2015 в 10:09

Темой специального выпуска журнала AUTOSPORT стали женщины в современном автоспорте. Эд Стро попытался выяснить, существуют ли сегодня для представительниц прекрасного пола реальные преграды, и так ли процветает в гонках дискриминация по половому признаку, как об этом говорят...

Если вы быстрее всех, то так или иначе пробьетесь на вершину автоспорта, так ведь?

Обычно именно так отвечают на вопрос о том, почему в современных гонках выступает так мало женщин. Но те, кто ближе знаком с природой автоспорта, вероятно, знают об этой проблеме чуть больше.

В конце концов, упомянутая выше "истина" далеко не всегда работает вне зависимости от половой принадлежности гонщика, так что эта фраза, вероятно, является обычной отговоркой.

Реакция на выпуск журнала AUTOSPORT, посвященный представительницам прекрасной половины человечества за рулем гоночных машин, была неоднозначной, но, по крайней мере, мы открыли дискуссию.

К сожалению, в диспут вступили, в основном, люди, не удосужившиеся даже прочитать все наши материалы, из-за чего споры вышли не упорядоченными и аргументированными, а пустыми и безапелляционными.

Женщины присутствуют во всех категориях автоспорта, включая молодежные ©LAT
Женщины присутствуют во всех категориях автоспорта, включая молодежныеФото: LAT

Но, по крайней мере, нам стало понятно, что многие довольно однобоко смотрят на эту проблему. По большей части читатели отмечали, что в младших категориях выступает очень мало девушек, кроме того, они не показывают должных результатов для того, чтобы претендовать на место в Формуле 1.

Но ведь это не так. И все же мы не будем утверждать, что дюжины представительниц прекрасного пола стоят на пороге Больших Призов и неустанно и безответно стучат в их двери.

В действительности же очень интересно выяснить, почему же средний уровень выступающих в гонках женщин по-прежнему недостаточно высок.

К примеру, в картинге по статистике выступает менее 10% девушек от общего числа участников. Кроме того, в недавнем опросе мнений болельщиков лишь 7,8% оказались женщинами, а в голосовании, организованном GPDA - хоть результаты и не были опубликованы - показатели были еще ниже.

При этом телевизионные рейтинги указывают на то, что по телевизору женщины с большим удовольствием смотрят гонки Ф1.

Причин этому несоответствию может быть масса. Возможно, телевизионные рейтинги не отражают действительность, кроме того, вероятно, эти зрительницы в большинстве своем не так серьезно увлечены гонками и не хотят быть к ним причастными. А быть может, они подспудно хотели бы иметь отношение к автоспорту, но не сложилось…

Все три варианта вполне жизнеспособны.

Однако в процессе дискуссии по поводу специального выпуска журнала выяснилось, что главной проблемой является не то, что женщины в автоспорте в действительности становятся жертвами дискриминации по половому признаку, а то, что гонки в принципе воспринимаются как вотчина мужчин.

Лелла Ломбарди так и остается единственной женщиной, заработавшей очки в Ф1 ©LAT
Лелла Ломбарди так и остается единственной женщиной, заработавшей очки в Ф1Фото: LAT

Конечно, в автоспорте есть примеры сексизма, и тут важно отметить, что дискриминацией является не критика действий женщин безотносительно их гендерной принадлежности, а нападки, связанные именно с тем, что они принадлежат к слабому полу (многим с этим бывает очень непросто смириться). На протяжении долгой карьеры как в качестве журналиста, так и участника клубных гонок, я видел все это. Но при этом должен заметить, что в автоспорте уровень дискриминации не превосходит другие области деятельности.

При этом вы можете возразить, что сексизма в автоспорте могло бы быть и больше, если бы не распространение по большей части меритократического подхода, особенно в верхних эшелонах инженерных отделов топ-команд. В конце концов, босс любой команды Ф1 будет выглядеть полным идиотом, если не возьмет на работу способного специалиста лишь из-за половой принадлежности.

Очевидно, когда разговор заходит о гоночном таланте, меритократический подход уже не столь применим. Тем не менее все действующие пилоты Больших Призов обладают довольно внушительными резюме, пусть некоторых из них и поддерживают могущественные спонсоры.

Но если посмотреть на мир, в котором мы живем, все становится ясно. Наше общество исторически сильно смещено в сторону доминирования мужского пола. И хотя за последний век многое в этом плане изменилось, целиком искоренить дискриминацию, разумеется, не удалось.

Можно посмотреть на зарплатные ведомости и карьерные "потолки" сотрудников любой организации, и станет все очевидно. К тому же, ожидания работодателей также сильно разнятся в зависимости от половой принадлежности сотрудника.

Так что в действительности вопрос должен ставиться следующим образом: многие ли представительницы прекрасного пола готовы идти в автоспорт в качестве гонщиков, механиков, инженеров или специалистов по аэродинамике, несмотря на все перечисленные барьеры?

Однозначный ответ дать невозможно. Конечно, мы не ожидаем, что когда-нибудь представительство женщин в гонках достигнет 50 процентов, наша цель - убедиться в том, что желающим попробовать свои силы в этом нелегком деле не мешают искусственно.

Есть и те, кто считают, что женщины, пришедшие в автоспорт, хотят всего добиться за счет жалости соперников. Лично я таких не видел.

Даника Патрик своим примером вдохновляет тысячи девчонок по всей Америке ©LAT
Даника Патрик своим примером вдохновляет тысячи девчонок по всей АмерикеФото: LAT

Наоборот, те из них, с кем мне доводилось общаться, постоянно говорят о том, что всего хотят добиться без чужой помощи - самостоятельно. Все, что им нужно, чтобы зрители поняли, что их присутствие в гонках не случайно, и что возможно все.

И есть немало женщин, добившихся успехов в автоспорте именно благодаря собственным усилиям и стараниям, так что это не фантастика.

Но не все истории столь же позитивные. Наряду с теми, кто добивается успеха в гонках, есть и те, кому не суждено было продвинуться в этом деле дальше - например, из-за давления со стороны родителей.

Сьюзи Вольф, выступившая в нашем специальном выпуске в качестве редактора, делает все, чтобы однажды выйти на старт гонки в Формуле 1, но при этом каждый раз подчеркивает, что хочет всего добиться сама.

Опасения вызывают не те девушки, которые не получают своего шанса, а те, кто с нежеланием и опаской смотрит на возможность присоединиться к миру автоспорта.

В мире огромное количество гонщиков, начиная от малышей в картинге, и заканчивая опытными пилотами GP2 и резервными пилотами Ф1, которые ожидают своего шанса стартовать в Больших Призах. У подавляющего большинства из них это не получится.

В настоящее время только Бейтске Виссер выступает в категории, на один шаг уступающей Ф1 - в ФR3.5 ©LAT
В настоящее время только Бейтске Виссер выступает в категории, на один шаг уступающей Ф1 - в ФR3.5Фото: LAT

Возвращаясь к изначальному вопросу, испытывают ли излишнее давление девушки в высших эшелонах формульных гонок, стремящиеся попасть в Ф1? Я так не думаю.

Но проблема, как я уже сказал, не в них, а в тех, кто так и не решится попробовать свои силы в гонках младших категорий. Да, шанс пробиться в Ф1 мизерный, и я не прошу как-то помогать или способствовать продвижению девушек в автоспорте. Достаточно им просто не мешать.

Нравится вам это или нет, но наш мир действительно "перекошен" в сторону мужчин. Мгновенных изменений в этой области ждать не стоит, да и вымышленные препятствия порой бывают столь же непреодолимыми, как и реальные.

Все эти домыслы нужно отбросить. Автоспорт - это удивительный вид спортивных состязаний, и наша цель - привлечь в гонки как можно больше девчонок и мальчишек. И мы делаем все возможное, чтобы молодежь, в том числе и маленькие представительницы прекрасной половины человечества, поняли, что никаких преград для них не существует.

Если хоть несколько девчонок, прочитав эту статью, поймут, что все те барьеры на пути к успеху, о которых твердят в школе и дома, иллюзорны, мы будем считать, что не зря потратили свое время. И речь идет не только о будущих пилотессах, в автоспорте полно другой интересной работы, в том числе и журналистской.

В мире множество людей, которым доставляет удовольствие убеждать женщин и девушек в том, что они никогда ничего не смогут добиться.

Не слушайте их, сделайте первый шаг. Ждет ли вас успех или неудача - по крайней мере, это будет ваше решение и ваша собственная попытка.

Сьюзи Вольф, Williams
Сьюзи Вольф, Williams

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle