Новая техническая эпоха в Формуле Е
Обычно вторая часть интересного фильма оказывается в разы хуже первой, но будет ли так с новой электрической Формулой Е? Гэри Уоткинс поведал о том, какие технические новинки ожидают нас во втором сезоне инновационного чемпионата, стартующего уже в предстоящие выходные...
Казалось бы, буквально только что над головой Нельсона Пике-младшего отгремели триумфальные фанфары первого в истории сезона электрической Формулы Е, а уже на подходе вторая кампания этого захватывающего первенства, никого не оставившего равнодушным. В эти выходные самые быстрые в мире электромобили посетят столицу Китая.
Новый регламент обычно означает внедрение новых технических решений. А в случае с новорожденным по имени Формула Е, с блеском завершившим свой первый сезон, перемены будут еще более заметными.
Послабления в части регламента, касающейся трансмиссии, утвержденные FIA, тут же отразились на конфигурации обновленных агрегатов, которые выйдут на старт нового сезона.
Некоторые машины будут оснащены единственным электромотором, другие понесут на борту сразу две установки, при этом количество передач КПП будет варьироваться в пелотоне от одной до пяти.
Причин для этих изменений можно выделить три. Во-первых, в чемпионате сохранились ограничения по мощности моторов, во-вторых, команды все же обладают различными бюджетами. Ну и самое, пожалуй, главное, - ни у кого на данный момент нет четкого понимания о том, что сработает, а что - нет.
К примеру, коллектив Team Aguri решил оставить конфигурацию шасси неизменной и сохранить верность в производстве электромотора компании McLaren Electronic Systems, оснастив его при этом 5-ступенчатой коробкой передач от Hewland.
В то же время британская команда Virgin Racing, которая в предстоящем сезоне объединит свои усилия с дочерним брендом Citroen DS, пока не раскрывает всех секретов, но есть намеки на то, что они пошли в межсезонье дальше своих конкурентов. Ожидается, что их агрегат будет оснащен двумя моторами с единственной передачей.
Руководитель команды Aguri Марк Престон, бывший ранее главным конструктором McLaren F1, отметил уникальность этой серии в плане того, что здесь регламентом ограничена мощность моторов, а не только энергия, лежащая в ее основе.
«Ни в одной серии использование двигателей внутреннего сгорания не ограничено по мощности, - сказал Марк, - а в Формуле Е регламентируется именно мощность, предопределяющая скорость на прямых.
Поскольку вы никак не ограничены в плане крутящего момента на выходах из поворотов, говорить о каких-то рамках в отношении трансмиссии нельзя.
По нашим расчетам, гонки будут длиться примерно столько же кругов, а значит, энергия, высвобождаемая батареями, останется на прежнем уровне.
Если посмотреть на то, как команды использовали энергию в первом сезоне, можно отметить серьезные отличия - гораздо большие, чем ожидаемая разница в эффективности силовых установок во втором сезоне».
Вопрос лишь в том, позволят ли сдвоенные ограничения по мощности и энергии (предел мощности будет увеличен со 150 до 170 кВт, тогда как количество производимой батареями энергии останется на уровне 28 кВт/час) внести интригу в распределение сил в пелотоне во втором сезоне. Технический директор DS Virgin Racing Сильвен Филиппи уверен, что так и будет.
«В теории, если вы ограничены по мощности, то выше вы прыгнуть не сможете, - отметил он, - но в действительности же все несколько иначе. Прирост производительности напрямую скажется на результате. Чем более эффективна будет ваша установка, тем реже вашим пилотам придется заранее снимать ногу с педали газа перед поворотами для экономии энергии.
Именно поэтому мы решили полностью изменить философию в отношении новой трансмиссии. Мы уверены, что смогли добиться серьезного прироста в эффективности новой системы. Вопрос лишь в том, как мы будет выглядеть на фоне наших соперников».
Филиппи также назвал и еще одну причину применять именно революционный подход в решениях нового сезона. Руководство серии нацеливается на пятилетний план отхода от нынешней практики смены автомобилей пилотами по ходу гонки, что серьезно отразится на используемых технологиях.
«Приобретенные в первом сезоне знания и навыки мы можем с легкостью применить на практике в ближайшем будущем», - подытожил Сильвен.
Босс команды Andretti Роджер Гриффитс придерживается похожей точки зрения.
«На каком-то этапе в будущем наша техника сделает резкий скачок в отношении мощности и используемой энергии, - заметил он. - И до этого момента нам нужно выжать из существующих правил максимум возможного.
Когда мы придем к гонкам с одной машиной и более свободному регламенту, сделать прорыв будет куда сложнее вне зависимости от бюджета и технических ресурсов».
При этом есть мнение, что мгновенный крутящий момент, производимый электромотором, делает оптимальным использование трансмиссии вовсе без коробки передач. Это позволяет значительно снизить вес машины и не терять время на переключение передач.
Но в Формуле Е не все так просто. В регламенте сказано, что мотор или моторы должны воздействовать на заднюю ось автомобиля посредством традиционного механического дифференциала.
Это нивелирует все положительные моменты отказа от коробки передач, и именно поэтому FIA включила в регламент этот пункт. Непосредственный привод с двух моторов мог бы позволить использовать систему адресного распределения крутящего момента (процесс варьирования мощности, передающейся на каждое колесо) для облегчения управления машиной, но в руководстве FIA решили не идти на подобные сложности в новом чемпионате.
«Это решение похоронило для нас концепцию использования двух моторов, - сказал Гриффитс, в команде которого (Andretti) изначально собирались использовать двигатель американской компании Houston Mechatronics вкупе с 4-скоростной коробкой передач от Hewland, но после неудачных тестов решили откатиться на прежнюю силовую установку. - Вся прелесть использования двух моторов в том, чтобы самостоятельно распределять крутящий момент между колесами».
Также сыграл роль тот фактор, что все восемь производителей (семь команд плюс Renault), выразившие желание самостоятельно производить трансмиссию в сезоне 2015/16, вынуждены работать в рамках архитектуры шасси Dallara SRT_01E.
Взгляните на фотографии с тестов в Донингтон Парке - вряд ли вы заметите какие-то изменения во внешнем облике машин по сравнению с минувшим сезоном.
«Если вы хотите получить компактную конфигурацию мотора с низким центром тяжести, вам придется использовать высокоскоростные установки, требующие наличия нескольких передач», - добавил Гриффитс, также заявивший, что в прошлом году пилоты редко включали пятую скорость.
Достижение необходимого крутящего момента, распределяемого при помощи КПП потребовало бы использования мотора большего диаметра. Вот почему производители, отказавшиеся от коробки передач или по максимуму снизившие количество скоростей - в Renault оставили две передачи - пришли к варианту использования двух двигателей. Один электромотор значительно снизил бы общий вес конструкции при том же крутящем моменте, но с центром тяжести в этом случае были бы большие проблемы.
В команде Nextev, в прошлом году выигравшей титул с Нельсоном Пике-младшим под вывеской China Racing, отметили, что вариант с двумя моторами также дает определенное преимущество в плане охлаждения, из-за чего они и выбрали этот путь.
При этом в Renault, которая производит электромоторы в тех же производственных помещениях, где и силовые установки для Больших Призов, остановились на половинчатом решении - мотора у них будет два, а передача - одна.
«Это вопрос оценки рисков, - прокомментировал выбор компании Винсент Гайардо - менеджер проекта французов в Формуле Е. - Можно в первом же сезоне со свободным регламентом использовать полностью оптимизированную конфигурацию в плане веса и компоновки, но при этом упустить какие-то важные аспекты, которые могут стать источниками проблем, а можно оставить небольшой запас.
Мы решили сильно не рисковать, но при этом пока не определились, как именно будем использовать в сезоне наши мощности».
В коллективе Abt, пользующемся поддержкой Audi Sport, также решили пойти на компромисс. Детали их пакета пока не разглашаются, но, скорее всего, мотор у них будет один, а передачи - три.
Вообще, самым распространенным решением на стартовой решетке следующего сезона серии будет система с одним двигателем и 4-скоростной коробкой передач. Именно по такому пути решили пойти в Mahindra и Venturi, поставляющей свою трансмиссию команде Dragon Racing.
При этом в Mahindra поработали с McLaren над улучшением своего электромотора, а в Venturi, славящейся своими решениями в области электромобилей и удерживающей рекорд скорости в этой области, разработали собственную установку, увеличив крутящий момент и расширив диапазон оборотов. При этом все коллективы используют прошлогодние доработанные коробки передач от Hewland.
К тому же, команды, не желающие серьезно обновлять свой парк, имеют возможность сохранить прошлогоднюю спецификацию, что и сделали в Aguri.
Стоит отметить, что лучшие времена на первых тестах в Донингтоне были поставлены с квалификационной мощностью в 200 кВт. Изменения же будут заметны тогда, когда машины выйдут на старт гонок, ведь мощности у них прибавится, тогда как показатели высвобождаемой энергии останутся на прежнем уровне.
«Прелесть Формулы Е состоит в том, что ни у кого пока нет верных ответов, - подвел итог Престон. - Лишь время покажет, кто был прав, и это очень здорово...»
Техническая спецификация участников нового сезона
Команда | Машина | Моторы | Передач в КПП |
---|---|---|---|
Abt Schaeffler Audi Sport | Abt Schaeffler FE01 | 1 | 3 |
Andretti Formula E Team | Spark SRT_01E | 1 | 5 |
Dragon Racing | Venturi VM200-FE-01 | 1 | 4 |
DS Virgin Racing Formula E Team | Virgin DSV-01 | 2 | 1 |
Mahindra Racing Formula E | Team Mahindra M2ELECTRO | 1 | 4 |
NEXTEV TCR Formula E Team | NEXTEV TCR FormulaE 001 | 2 | 1 |
Renault e.Dams | Renault Z.E.15 | 2 | 2 |
Team Aguri | Spark SRT_01E | 1 | 5 |
Trulli Formula E Team | Motomatica JT-01 | ? | ? |
Venturi Formula E Team | Venturi VM200-FE-01 | 1 | 4 |