С чем едят резервных пилотов в Ф1?
В распоряжении команд Больших Призов сегодня есть в общей сложности достаточно третьих, тестовых или резервных - как угодно - пилотов, чтобы с нуля заполнить стартовую решетку гонки. Но что это за парни (и девушки), и с чем их едят? В вопросе разбирается Бен Андерсон...
Некоторые поклонники Формулы 1 с немалой долей пренебрежения относятся к гонщикам, исполняющим в спорте роль тестовых или резервных пилотов. И это неудивительно, поскольку сегодня - в условиях ограниченных тестов - эти парни и девушки очень редко садятся за руль машин.
Таким образом, несложно поверить в то, что в их обязанности входит лишь ношение наушников и сохранение сосредоточенного выражения лица при взгляде в рабочие мониторы команды. Но, конечно, все далеко не так просто.
Сами гоночные коллективы также вносят сумятицу в этом вопросе, самостоятельно выбирая и меняя названия должностей для своих помощников - то они у них третьи пилоты, то резервные, то тестовые или даже помогающие в развитии команды - в зависимости от обстоятельств.
В былые времена, когда тесты не были ограничены, команды обычно нанимали тестовых пилотов, которые ждали звонка и готовы были всегда подменить боевого гонщика в случае травмы, болезни или штрафа последнего.
Но не стоит думать, что раньше в этом отношении были какие-то очень четкие правила, которых придерживались все без исключения. К примеру, после гибели Айртона Сенны в мае 94-го его место в кокпите машины Williams занял тестовый пилот Дэвид Култхард, но провел при этом две гонки, после чего во Франции уступил место чемпиону мира 1992 года Наджелу Мэнселлу, затем вновь вернулся за руль на шесть этапов, а заключительные три гонки того трагического сезона вновь провел англичанин.
На тот момент Мэнселл являлся действующим чемпионом IndyCar, и с Williams его фактически связывало лишь историческое наследие, так что команды во все времена допускали в этом вопросе определенные вольности, и сегодня мало что изменилось.
И лучше остальных это знает чемпион серии GP2 2012 года Давиде Вальсекки, ставший в 2013-м резервным пилотом Lotus F1. Но эта роль не дала ему права занять место в кокпите Кими Райкконена при необходимости - вместо этого коллектив в срочном порядке позвал на помощь соотечественника финна Хейкки Ковалайнена, который, надо отметить, ничего особенного в итоге не показал.
При этом многие команды заранее думают о подобных форс-мажорах и стараются взращивать молодежь, готовя их к серьезным испытаниям в будущем.
К примеру, действующие чемпионы мира - коллектив Mercedes - в этом году назначили пилота серии DTM Паскаля Верляйна на должность официального резервного гонщика команды. При этом в обязанности немца входит работа на симуляторе (замена тестовым дням из прошлого), испытания в работе шасси W06 и, в случае необходимости, замена Льюиса Хэмилтона или Нико Росберга в кокпите машины.
В Ferrari пригласили бывшего представителя Sauber Эстебана Гутьерреса на роль третьего пилота (обычно используется в качестве синонима резервного), при том, что его обязанности в Скудерии схожи с работой Верляйна в Mercedes, и к тому же, в Маранелло есть еще три тестовых гонщика.
Жан-Эрик Вернь, Марк Жене и Давиде Ригон также выполняют определенные действия на симуляторе, и вдобавок являются послами бренда Ferrari, при этом выступая в различных сериях, и не всегда за Скудерию.
Так, Вернь во втором сезоне Формулы Е поедет за команду DS Virgin Racing при поддержке Citroen, Жене является членом команды Nissan LMP1 в гонках на выносливость, а Ригон выступает за Ferrari в гонках класса GT. В то же время вся гоночная программа Верляйна связана исключительно с маркой Mercedes.
Что касается, например, команд Force India и Toro Rosso, то в их зарплатной ведомости и вовсе не числятся резервные пилоты, но они вправе вызывать на эту должность гонщиков из других коллективов. У Force India есть контракт на поставку двигателей с Mercedes, и в рамках этого соглашения Верляйн уже несколько раз вызывался на совместные тесты с коллективом из Сильверстоуна, тогда как Toro Rosso входит в "служебную лестницу" Red Bull, что позволяет им использовать ресурсы австрийского концерна по привлечению молодых пилотов.
У Ferrari своя схема воспитания подрастающего поколения гонщиков - а именно, наличие собственной Академии, слушателем которой, к примеру, является тестовый и резервный пилот Sauber Рафаэле Марчелло, параллельно выступающий в GP2.
Пусть у Mercedes и нет собственной школы, но это не мешает им поддерживать пилота GP3 Эстебана Окона, который недавно также выступал на тестах с командой Force India.
Так что никаких строгих правил в этом отношении у команд по-прежнему нет.
Официальный список резервных пилотов команд Ф1:
Mercedes: Паскаль Верляйн (резервный пилот)
Red Bull: Себастьен Буэми (резервный пилот), Антониу Феликс да Кошта (тестовый пилот)
Williams: Адриан Сутиль (резервный пилот), Сьюзи Вольф (тестовый пилот), Алекс Линн (пилот по развитию)
Ferrari: Эстебан Гутьеррес (третий пилот), Жан-Эрик Вернь (тестовый пилот), Марк Жене (тестовый пилот), Давиде Ригон (тестовый пилот)
McLaren: Кевин Магнуссен (резервный пилот), Стоффель Вандорн (тестовый и пилот по развитию), Оливер Тёрви (тестовый и пилот по развитию)
Force India: нет
Toro Rosso: нет
Lotus: Джолион Палмер (третий пилот), Кармен Хорда (пилот по развитию), Эддерли Фонг (пилот по развитию)
Marussia: Фабио Леймер (резервный пилот)
Sauber: Рафаэле Марчелло (тестовый и резервный пилот)
Таким образом, видно, что список резервных пилотов получается довольно странным - здесь есть и действующие гонщики, выступающие в других сериях, и те, чьи позиции в командах довольно шаткие или вовсе формальные.
Отличный пример - Williams. Сьюзи Вольф числится в должности резервного пилота команды с 2013 года, при этом она несколько раз участвовала в тестах и в тренировках по пятницам. Можно вспомнить и Алекса Линна, являющегося пилотом по развитию, к тому же, он также испытывал в действии современное шасси команды.
Напротив, Адриан Сутиль ни дня не работал с коллективом в этом году, но именно у него больше шансов занять место в боевом кокпите в случае возникновения каких-либо проблем. И в Малайзии, когда команда поняла, что Валттери Боттас может пропустить этап из-за болей в спине, вызвали именно немца.
Конечно, главной причиной было наличие у Адриана опыта выступлений в Ф1 - ведь ни Сьюзи, ни Алекс не могут с ним в этом сравниться, несмотря на всю ту работу, которую они выполняют на базе.
При этом для Сутиля вызов в Большие Призы можно назвать лишь формальностью - поводом для того, чтобы о нем не забыли. Примерно то же самое было с Нико Хюлькенбергом, когда после потери места в кокпите Williams в 2011-м он присоединился к команде Force India в качестве третьего пилота и уже через год вернулся за руль боевой машины.
Кевин Магнуссен делает все, чтобы повторить путь Нико. По окончании минувшего сезона датчанин потерял место в основе McLaren, уступив его гораздо более опытному Фернандо Алонсо. При этом стоит отметить, что, несмотря на занимаемую Кевином роль резервного пилота команды, на тестах с коллективом зачастую работает не он, а Стоффель Вандорн и Оливер Тёрви.
Да, Магнуссен получил вызов заменить травмированного Фернандо в Австралии в дебюте сезона, но в основном его роль сводится к ожиданию своего шанса.
«Конечно, я помогаю команде в работе на симуляторе, - сказал датчанин. - Во время гоночных уик-эндов моя задача сводится к тому, чтобы наблюдать за действиями конкурентов, определяя, какие настройки подвески они выбирают, сильно ли искрятся их автомобили, где они атакуют поребрики и какие траектории выбирают.
Но здесь работают отличные инженеры и очень опытные гонщики, поэтому они особо не нуждаются в моей помощи, так что у меня немного необычная роль в команде.
Я провожу этот год, ожидая вариантов в Формуле 1. Но если таких вариантов не будет, придётся двигаться вперёд и искать альтернативные пути.
Я не говорю, что точно не буду резервным пилотом. Если не стану вновь боевым гонщиком, то постараюсь найти место в другой гоночной серии, и если при этом смогу исполнять обязанности резервиста, будет хорошо. Но надеюсь, до этого не дойдёт, и в следующем году я вернусь в Формулу 1».
При этом Кевину и Адриану приходится намного сложнее своих коллег по "резервному цеху", поскольку в этом году они не выступают в других сериях, а просто ожидают своего шанса вернуться в Большие Призы.
То же самое можно сказать и о Гутьерресе, тогда как Себастьен Буэми с момента потери места в Toro Rosso в 2012-м успел поездить в самых различных чемпионатах, включая гонки спорткаров, американские формульные серии и Формулу Е. При этом он постоянно находится на радарах команд Ф1.
И ведь главная сложность в такой ситуации заключается в том, что постепенно о тебе забывают в паддоке и не воспринимают как кандидата на роль боевого пилота. В частности, это можно сказать про Антониу Феликса да Кошту, который ездит в ФЕ и DTM, а машину Ф1 в последний раз тестировал аж два года назад.
Вопрос здесь еще и в подготовленности пилота. Буэми, к примеру, принял участие в 55 Гран При, и, несмотря на то, что он не садился в кокпит боевой машины Ф1 с 2011 года, ни у кого нет сомнений в его готовности заменить в случае чего пилотов Red Bull или Toro Rosso, тогда как этого не скажешь о да Коште или Пьере Гасли, который впервые опробовал автомобиль Ф1 лишь в этом году.
Но в большей степени здесь все зависит от самого пилота и подхода команды к этому вопросу.
Тот же Гутьеррес, например, считает переход с роли боевого пилота Sauber на должность резервного гонщика Ferrari шагом вперед и действительно рассчитывает на то, что его работа по ходу этого сезона позволит ему вернуться в спорт.
«Конечно, я был бы очень рад, если бы мне удалось вернуть себе место основного гонщика, – отметил мексиканец. – Сейчас я выполняю роль третьего пилота, но у меня есть цели и планы на будущее.
Очевидно, что я рискнул, когда ушел из команды [Sauber], так как есть вероятность того, что я уже туда не вернусь. Тем не менее я считаю, что сейчас работаю в успешном проекте вместе с Ferrari.
Я стараюсь выжать из этого сотрудничества максимум. Эта роль открывает для меня новые возможности, которыми я постараюсь воспользоваться в следующем сезоне.
Со стороны может показаться, что я сделал шаг назад, но лично я воспринимаю это как продвижение вперед. Я это чувствую. Конечно, всем хочется гоняться в Ф1, но иногда нужно чем-то рискнуть, чтобы прыгнуть выше».
Кроме того, при разговоре о роли резервного пилота не стоит забывать о возрасте гонщика и его прежних достижениях в спорте. К примеру, для Буэми роль резервного пилота Red Bull не столь важна, как для того же Гутьерреса. И причина проста - швейцарец после ухода из Ф1 нашел себя в других сериях и много выступает в гонках, тогда как молодой мексиканец два последних года провел в Больших Призах и жаждет туда вернуться еще до того, как в его карьере начнется неминуемый спад.
Для пилотов вроде Джолиона Палмера, Фабио Леймера, Линна, Марчелло или Верляйна роль резервиста команды Ф1 означает получение столь необходимого опыта, включая работу на тестах и по пятницам во время Гран При.
В то же время для Марка Жене, не пилотировавшего машину Ф1 с 2009 года, но регулярно посещающего этапы Больших Призов вместе с Ferrari, все обстоит несколько иначе.
И если всем понятно, что Палмер с каждым разом все ближе подбирается к боевому кокпиту команды Lotus F1, то о Эддерли Фонге и Кармен Хорде (также постоянно присутствующей в боксах команды во время гонок) такого, увы, не скажешь.
Очень важно уметь не красить всех третьих, резервных и тестовых пилотов команд одной краской, особенно в эпоху, когда большинство команд не могут похвастаться поддержкой могущественных производителей.
Для всех этот вопрос решается по-разному в зависимости от конкретных целей и средств. Но нужно понять, что сегодня ситуация с резервными и третьими пилотами в спорте не уникальна - неразбериха и закулисные игры в этом вопросе были всегда...