Прав ли Феттель, нападая на Pirelli?
После взрыва правого заднего колеса за два круга до окончания гонки в бельгийском Спа Себастьян Феттель открыто раскритиковал шинников чемпионата. Но вся ли вина лежит исключительно на них? Разбирается Бен Андерсон...
Вплоть до 41-го из 43 кругов дистанции гонки на легендарной трассе в Арденнах все шло к тому, что Ferrari удастся с успехом провести очень агрессивную стратегию с одним пит-стопом.
Себастьян Феттель уверенно удерживал своего "Гарцующего жеребца" на третьем месте, хотя на протяжении всего уик-энда он то и дело прихрамывал, и незадолго до финиша все-таки споткнулся...
На прямой Kemmel, идущей непосредственно после "Красной воды", одна из четырех шин не выдержала нагрузки и лопнула, лишив четырехкратного чемпиона мира шансов побороться за подиум и вызвав бурю критики с его стороны в адрес шинного поставщика Ф1 - компании Pirelli.
Взрыв эмоций Феттеля напомнил о том, что не так давно итальянским шинникам уже приходилось менять структуру своего продукта после событий Гран При Великобритании 2013 года, когда сразу у нескольких пилотов разрушились покрышки.
Тогда в Pirelli отметили, что главным источником проблем была смена шин местами, а также экстремальные значения развала и недопустимо низкое давление в колесах, но все же приняли решение изменить конструкцию шин.
В результате стальные корды были заменены на кевларовые, а в FIA выпустили директиву о запрете менять шины местами, кроме того, в Pirelli составили рекомендации по углам развала и давлению, которые должны использоваться всеми командами.
При этом итальянцы отметили, что их предложение ограничить количество кругов, проводимых на каждом из комплектов резины в гонке, было проигнорировано.
С тех пор все в этом отношении немного успокоилось, и в Pirelli не ожидали возникновения прежних проблем. Более того, от гонщиков то и дело поступали жалобы на излишне консервативный подход к выбору типов резины со стороны шинников.
Проблема на прошедшем этапе заключалась в том, что у двух разных гонщиков взорвалась одна и та же задняя правая шина на разных стадиях уик-энда, и внятных объяснений так и не последовало.
Сначала это произошло на машине Нико Росберга в пятницу в затяжном левом повороте Blanchimont. В том случае в Pirelli по итогам анализа постановили, что причиной взрыва шины был порез инородным предметом, а не структура самой покрышки.
Но шинники так и не смогли толком объяснить причины пореза. Очевидно, Росберг не выезжал за пределы трассы и не проезжал по обломкам.
Двумя днями позже не выдержала шина уже на автомобиле Себастьяна Феттеля, который сразу после гонки сказал, что взрыв шин на скорости за 300 км/ч абсолютно неприемлем в спорте.
Вышли ли в Ferrari за рамки дозволенного?
Руководитель Pirelli Motorsport Пол Хембри сразу после гонки сказал, что взрыв шины на машине Феттеля был связан с чрезмерным износом.
Немец стартовал восьмым после ошибки на финальном быстром круге в квалификации, и руководитель Ferrari Маурицио Арривабене подтвердил, что план на гонку, включающий использование нетрадиционной стратегии с одним пит-стопом, был разработан еще в 11 часов утра.
Четырехкратный чемпион мира провёл свой единственный пит-стоп на 14-м круге из 43-х – это означало, что ему предстояло проехать 29 кругов на одном комплекте Medium.
Pirelli прогнозировала, что такой отрезок возможен, а Арривабене заявил, что стратегия не была глупой или сумасшедшей, и что инженеры Pirelli, работающие в команде, не заметили признаков проблемы.
Хембри предположил, что взрыв был связан с износом, несмотря на то, что длинный отрезок входил в рамки рекомендаций Pirelli. Проблема, как заявил он, заключалась в несовпадении данных при моделировании и на реальной трассе.
«Эти шины теоретически должны проезжать 40 кругов, но всё зависит от условий в гонке и других факторов, которые качественно могут повлиять на этот показатель. И другие команды действовали иначе, - сказал Пол. - Себастьян проехал 28 кругов – это больше, чем мы ожидали, поскольку прогнозировали тактику двух или трёх пит-стопов, которую и взяли на вооружение большинство участников. Но они, видимо, почувствовали, что смогут пройти дистанцию с одной остановкой».
Однако операционный директор Lotus Алан Пермейн заявил, что будет очень удивлен, если причиной проблем стал износ, поскольку шины Pirelli обычно заранее теряют эффективность при серьёзном износе. Феттель же шёл в том же темпе, что и остальные гонщики, выбравшие Medium.
Хембри признал, что трасса Спа предъявляет высокие нагрузки на конструкцию шин, но при этом заверил: «В данном случае это не было причиной проблемы, дело было в износе. Структура шины не была повреждена».
Подразумевалось, что стратегия Ferrari была более агрессивной, чем обычно. На основе моделирования эта тактика выглядела осуществимой, но в реальности оказалась невозможной.
Можно утверждать, что Pirelli нужно повысить качество моделирования, но итальянская компания по праву вспомнит об отсутствии тестов в современной Ф1 – это мешает добиваться точных результатов моделирования и осложняет составление прогнозов по тактике.
Учитывая, что проблема возникла в скоростном месте на одной из самых быстрых трасс и стала не первой за последние несколько лет, Феттель потерял терпение. В сложившейся ситуации это понятно.
Если предположить, что инцидент не был однозначной ошибкой Pirelli, команды и не возник вследствие особенностей трассы, то что ещё могло к этому привести?
Перед началом гоночного уик-энда в Eau Rouge были установлены новые поребрики, однако были убраны после серии взлетов машин в GP3 и недовольства некоторых гонщиков Формулы 1. Это позволило пилотам вновь срезать левый поворот на вершине холма (Raidillon) перед выездом на прямую Kemmel.
Феттель уверял, что по ходу гонки не выезжал за пределы трассы, но на повторах можно увидеть, что всеми четырьмя колёсами он заезжал за белую линию в Raidillon.
Возможно ли, что наезд на (немного) грубую поверхность на изношенных шинах привёл к проблемам?
Послушаем мнение технического эксперта AUTOSPORT Гэри Андерсона.
«На мой взгляд, это было похоже на расслоение протектора, которое началось в плечевой зоне – мы видели подобное несколько лет назад, когда отрывались протекторы, - рассказал он. – Я не знаю, видела ли команды предпосылки к этому – с давлением всё было в порядке, вероятно, даже в течение нескольких первых секунд после отрыва протектора, а температура в этой области, вероятно, ничего бы не показала.
Вопрос: зашла ли команда так далеко, что в результате износа протектора оказался поврежден каркас шины? Я лично так не думаю, потому что и команда, и Pirelli, пристально следили за этим. С учетом настроек машины самому большому износу должно было подвергнуться внутреннее плечо шины.
Феттель был раздражён всем этим, и это нормально, но немец сказал, что ни он, ни Росберг в пятницу не выезжали за пределы трассы. Я думаю, что оба должны сесть и посмотреть повторы.
Если бы я был вовлечён в процесс принятия решения, то сделал бы так, чтобы соблюдение пределов трассы подразумевало постоянное нахождение машины в пределах белых линий.
Битва за подиум
Будь то ошибка команды, шинников, пилота, работников трассы или FIA, но факт остается фактом - колесо на машине Феттеля лопнуло, что стало финальным аккордом в борьбе за последнюю ступеньку на подиуме - а в этом, по сути, и была главная интрига гонки, поскольку первые два места были уже расписаны.
На третье место в гонке в той или иной степени претендовали Феттель, Ромен Грожан (который и добился успеха, принеся команде Lotus первый подиум почти за два года), Серхио Перес, Даниэль Риккардо и Валттери Боттас, но у всех, кроме француза, возникли те или иные проблемы, не позволившие им надеяться на итоговый триумф.
Перес блестяще стартовал в гонке с четвертой позиции и даже в течение нескольких секунд лидировал, пока Льюис Хэмилтон не восстановил статус-кво в связке Les Combes.
При этом мексиканцу не хватило гоночного темпа, чтобы сдержать остальных претендентов на высокое место в гонке, и он постепенно откатился назад, в итоге финишировав пятым во главе очень плотной группы из четырех машин.
Риккардо, ушедший в бой шестым, опередил Переса за счет раннего пит-стопа на седьмом круге, но пятью кругами позже на прямой Kemmel отдал позицию пилоту с двигателем Mercedes.
Вплоть до 19-го круга австралиец находился в непосредственной близости от третьей строчки, и кто знает, что бы случилось, если бы на его автомобиле не вышла из строя система ERS, из-за чего ему пришлось припарковать машину на выходе из "Автобусной остановки".
К тому моменту шансы еще одного претендента на подиум - Валттери Боттаса из Williams - также были сведены на нет. Но в его случае виной стала не техническая проблема, а человеческий фактор - во время пит-стопа механики установили на его машину шины разных типов, что запрещено регламентом. В результате финн вынужден был устроить штрафной променад по пит-лейну, тем самым потеряв все шансы на пьедестал. Стоит отметить, что сам Боттас не считал свой темп достаточным для финиша на высоком третьем месте.
«На первом отрезке дистанции шины работали просто ужасно, - сказал после гонки Валттери. - Гонщики обходили меня один за другим. Ошибка механиков на пит-стопе, конечно, стоила нам очень дорого, ведь без штрафа я мог претендовать место на пятое, но до подиума я бы доехал вряд ли. Это был просто не наш день».
Но главным ньюсмейкером последнего отрезка дистанции стал Даниил Квят, проведший одну из лучших, если не лучшую свою гонку в составе Red Bull Racing.
К концу первой волны остановок в боксах россиянин был лишь восьмым, а после штрафа Боттаса продвинулся еще на ступеньку выше.
Но на последних кругах Даниил, находившийся на лучшей шинной тактике, сумел по очереди и в блестящей манере пройти сначала Фелипе Массу, а затем и Серхио Переса, поднявшись на высокое пятое место, которое после схода Феттеля трансформировалось в четвертое.
Таким образом, по итогам гонки Квят впервые с начала чемпионата опередил в личном зачете напарника по команде, выйдя на седьмую позицию.
Если не считать Хэмилтона и Квята, то однозначным героем гонки можно назвать, конечно же, Ромена Грожана, проведшего безупречную гонку и завоевавшего заветное место на подиуме впервые за последние два года.
Французу удалось в квалификации показать высокий четвертый результат, несмотря на все проблемы в команде, но штраф за смену коробки передач отбросил его на старте на пять мест назад.
На первом круге дистанции Ромену прорваться вперед не удалось, но в дальнейшем он освоился и начал одного за другим обгонять соперников, активно используя DRS. И на момент, когда у Феттеля лопнула покрышка, Грожан был уже в непосредственной близости от немца.
«Это был просто невероятный уик-энд для нас, - отметил по итогам гонки француз. - Я до сих пор не могу поверить, что мы на подиуме. Парни великолепно постарались, этот результат стал возможен только благодаря им.
Конечно, каждый раз, проезжая в Спа первый круг, я вспоминаю события 2012 года (тогда Ромен стал виновником крупной аварии, за что получил дисквалификацию), но тот эпизод сделал меня лишь сильнее - после этого я десять раз приезжал на подиум.
Стоять сегодня на подиуме - это сродни победе».
Триумф в гонке, конечно, праздновал Хэмилтон, для которого эта победа стала уже 39-й в карьере. Разумеется, помог ему в достижении столь легкого результата напарник по команде, замешкавшийся на старте и потративший немало времени на восстановление утраченных позиций.
«У Нико была хорошая скорость, но у меня были ответы на все его вопросы, - сказал после заезда Льюис. - Так что я очень комфортно удерживал лидерство.
В конце гонки, когда я увидел, что на одной из машин взорвалось колесо, я несколько сбавил темп, из-за чего Нико смог подобраться чуть ближе. Но я все контролировал.
Этот уик-энд я провел на 100 процентов возможного».
В Ferrari, уверен, думали так же точно - по крайней мере, до предпоследнего круга...