Зеркало для Фернандо Алонсо
Джекил и Хайд из мира Формулы 1? Сегодня Бен Андерсон решил уделить внимание фигуре двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо, который расскажет о том, каким он видит сам себя...
"Странная история доктора Джекила и мистера Хайда". Таинственная повесть из конца 19-го века о совмещении двумя личностями одного физического тела. Настоящий шедевр литературы, нашедший отражение не в одном языке мира.
Новелла Роберта Льюиса Стивенсона, впервые опубликованная в 1886 году, претерпела бесчисленное количество адаптаций, театральных постановок и киноэкранизаций, и через 130 лет на нее можно с легкостью посмотреть сквозь призму Формулы 1, используя ее в качестве метафоры для описания личности Фернандо Алонсо.
При этом фигура испанского пилота гораздо сложнее и отнюдь не ограничивается упомянутыми выше вымышленными персонажами. К тому же, он с легкостью меняет маски, прокладывая себе кратчайший путь к чемпионству. И удалось ему это уже, по крайней мере, дважды.
Нет, мы не подозреваем Фернандо в раздвоении личности, либо же он нашел чудодейственный эликсир, позволяющий ему скрывать свою темную сторону в подходящих для этого обстоятельствах.
Кто-то считает испанца порочным гением - эдаким блестящим пилотом, не способным относиться к делу профессионально и следующим лишь сугубо своим личным интересам.
Другие назовут его невероятно честным и открытым человеком, включающим свое "черное эго" в моменты, когда что-то идет не так, как он задумывал, или когда кто-то пытается его обмануть.
В любом случае, многие знают Алонсо как человека, способного преодолеть все трудности, чтобы любым способом помочь тем, кто в этом нуждается.
Так кто же он такой - Фернандо Алонсо? Собрав целую пачку мнений о нем, мы направились в моторхоум команды McLaren-Honda, чтобы выяснить все у него самого. Каким видит себя сам испанец?
«Я прекрасно осознаю, кем являюсь вне трассы, - начал 34-летний спортсмен, - но другим это бывает понять не так просто, поскольку я привык разделять личную и профессиональную жизнь.
В Формуле 1 зачастую приходится играть какую-то роль - это как в кино. Иногда это позволяет направить работу команды в правильное русло, или решить какие-то политические вопросы… Добавить мотивации поклонникам или поддавить соперников…
Это нормально, и мы делаем это каждый уик-энд. Я не знаю, кем я являюсь здесь, и как воспринимают меня окружающие, но мне это и неважно».
Во время беседы становится понятно, что Фернандо - довольно практичный и прагматичный человек. На вопрос о том, как он стал одним из лучшим гонщиков современности, испанец ответил невозмутимо.
«Вероятно, моя семья - точнее, мой отец - сыграл главную роль в моем становлении. Не думаю, что я был рожден для гонок. Мне тогда было года три. Если бы мне тогда дали ракетку, возможно, я стал бы теннисистом. Дали бы баскетбольный мяч… Хотя нет, ростом я не вышел.
Мой отец любил гонки и дал мне возможность гоняться в картинге. Первые пару лет он постепенно вводил меня в мир автоспорта. Мне повезло, я все делал правильно и предпринимал верные шаги, позволившие вскоре пробиться в Формулу 1.
В то же время я не могу сказать, что в пять, шесть или девять лет я не мыслил себя никем иным, кроме как пилотом Больших Призов. Я просто учился в школе, и все происходило само собой, а не потому что я шел к своей мечте».
Похоже, Фернандо не любит сетовать на судьбу. Он не верит в заложенные свыше качества и предрасположенности. На вопрос о том, как стать топовым гонщиком, он будто бы цитирует известную книгу Малкольма Гладуэлла "Гении и аутсайдеры", в которой автор утверждает, что для того, чтобы добиться в какой-либо области невероятного успеха, достаточно провести за этим занятием 10 тысяч часов.
«Полагаю, главное - это опыт и время, проведенное за рулем машины, - сказал Алонсо. - Есть какие-то таланты и различия между людьми, но в спорте, подобном нашему, где не все зависит только от тебя, а есть еще и машина, практика играет главную роль.
Пацаном я каждый день ездил на картах. Во второй год в Формуле 1 с Renault я намотал порядка 35-40 тысяч километров за сезон. Сейчас столько можно проехать только за пять лет.
Постепенно вырабатываются какие-то навыки - конечно, сегодня я гораздо более умелый гонщик, чем в 2005 или 2006 году. Тогда я стал чемпионом мира, но сейчас я понимаю, что допускал ошибки, которых сейчас себе не позволяю.
Вероятно, сегодня я стал более совершенным пилотом. Я не знаю, быстрее или медленнее я своих конкурентов, потому что сравнение, по сути, можно вести только с напарником, но я знаю, что научился избегать глупых ошибок и штрафов, характерных для дебютантов Ф1».
Взгляд Алонсо на свои гоночные способности очень поучителен именно из-за его аналитического склада ума, не подверженному эмоциям. Вероятно, именно этим он не нравится многим в паддоке Больших Призов (хотя за 15 лет присутствия там, безусловно, можно нажить врагов), ведь он всегда говорит всем все в лицо и не забывает былых обид.
«Я прощаю, но не забываю, - ответил испанец на вопрос о том, получают ли его коллеги второй шанс. - Каждый заслуживает второй возможности. Я довольно открыт с людьми, но признаю, что иногда мне не хватает дипломатичности в отношениях и разговорах. Я так живу…
Честно говоря, я стараюсь всегда оставаться собой, а не надевать каждый день новую маску. Когда ты понимаешь, что кто-то что-то сделал не так или попытался действовать в обход тебя, ты, конечно, даешь ему второй шанс, но в памяти все остается».
Без сомнений, Алонсо - истинный победитель, и многие скажут, что он делает все для достижения успеха. Отсюда и потеря жизненных сил в моменты затянувшихся неудач.
Вероятно, именно этим объясняется его прагматичность в суждениях и конфликтность - победы не терпят сантиментов. Что же его мотивирует? Только ли достижение цели?
«Да, и не только в Ф1, но и во всем остальном, - прямо ответил он. - Если я играю в футбол, и мы проигрываем, я могу неделю не разговаривать со своими партнерами по команде. Я стараюсь создать новую команду и позвать игроков получше. А когда успокаиваюсь, то подхожу к парням и говорю: «Ну как дела? Может, снова сыграем?»
Я не люблю проигрывать ни в чем».
Должно быть, это объясняет то, что некоторым трудно дается работа бок о бок с Фернандо, ведь когда что-то идет не так, он не проявляет терпения и может наломать дров сгоряча.
Так было с Renault в конце 2006 года, когда ему не предоставили чемпионскую машину на фоне возрождающейся Ferrari, да и первый период в McLaren годом позже запомнился тем, что его едва не затмил дебютант Ф1 Льюис Хэмилтон.
Есть предположение, что и его пятилетнее пребывание в Скудерии также завершилось не совсем мирно, когда в Маранелло не смогли построить конкурентоспособную машину в соответствии с новым регламентом минувшего сезона.
Многие говорят о том, что Алонсо не способен ставить интересы команды выше своих собственных, что, несомненно, отражается на его отношениях с коллегами.
«Все это придумали в прессе, чтобы подороже продать материал, - ответил Фернандо. - Это правда, что тогда мы не сработались с McLaren, но это отнюдь не означает, что у нас были серьезные проблемы, и мы после этого стали кровными врагами.
И подтверждение тому тот факт, что я снова здесь - при том, что большая часть сотрудников осталась прежней.
И сейчас у нас нет никаких разногласий. Это как с девушками, знаете, когда ты встречаешься с кем-то в 15 лет, то не мыслишь долгих отношений, но, быть может, через десять лет поймешь, что это и была твоя судьба.
Разные этапы жизни, разная степень зрелости… Все хорошо в меру и в нужный момент».
И хотя испанец действительно был недоволен техникой в Ferrari в прошлом году, он удивляется, когда слышит о том, что ушел из Маранелло "по плохому".
«Это действительно удивляет меня, ведь я провел в Ferrari пять восхитительных лет, - продолжил он. - У меня были отличные отношения с руководством. Я до сих пор приезжаю в Маранелло и сижу в ресторане, хотя некоторые по-прежнему говорят, что мы поссорились с Ferrari. Не понимаю, откуда дует ветер.
Мой прошлогодний выбор многих удивил, ведь добровольно покинуть Скудерию - это сложное решение для любого гонщика. Но я уже говорил, что не люблю приходить к финишу вторым, и мне просто показалось, что за те пять лет я слишком часто оказывался вторым.
Похоже, в этом году они снова станут вторыми. Я не хотел продолжать бегать по кругу. Мы отлично провели время и многого добились, почти каждый год сражаясь за чемпионство. Но пришло время поставить точку.
Если бы мы провели еще пару лет, оставаясь на вторых или третьих ролях, могло возникнуть напряжение. Так что я решил сказать им: «Я счастлив быть частью команды, и мы отлично провели время. Вы сможете обрести новую мотивацию с новым гонщиком, а я - с новой командой. Давайте сохраним хорошую память друг о друге».
Это было мое решение, а теперь говорят, что между нами пробежала черная кошка, хотя это совсем не так. В моем гараже стоят машины Ferrari. Я молод, и, кто знает, быть может, когда-то я к ним вернусь.
Однажды переступая порог в Маранелло, ваше сердце навсегда остается с ними, ведь там очень особенная атмосфера. Испанцы и итальянцы очень близки по менталитету, так что мы отлично ладили. Мне было там очень комфортно, и мы здорово провели эти годы. Но пришло время расставаться».
Личностные качества Фернандо открывают в нем истинного спортсмена, ни перед чем не останавливающегося на пути достижения своей цели. Но если возвращаться к истории о докторе Джекиле и мистере Хайде, единственный ли это Алонсо, или, может, существует его "лайтовая" версия, которую время от времени душит альтер эго безжалостного победителя, идущего напролом? Каков Алонсо вне трассы?
«Да, там я совсем другой, - признал гонщик. - Думаю, многие бы удивились, проведя со мной день-два вне трассы.
В конце концов, вы видите гонщиков лишь на протяжении пары минут после двухчасовой гонки, проведенной на предельном пульсе 160 ударов в минуту, да еще с потерей двух-трех литров воды. И именно по этим минутам вы создаете свое впечатление.
Если бы я выступал в стэндап камеди, и на протяжении этих минут показывал разные трюки, вы бы решили, что я эдакий балагур - веселый чувак. А после изнурительной гонки вы смотрите и думаете: «Какой-то он странный и замкнутый...»
Это относится к большинству спортсменов, и в не меньшей степени к пилотам Ф1. Мы работаем в атмосфере постоянного стресса и адреналина и, к тому же, в окружении прессы. Судить о нас по этим мгновениям очень неправильно.
Вне кокпита я обычный парень, весело проводящий время с друзьями».
Это объясняет сложности, с которыми обыватели сталкиваются в попытке так или иначе охарактеризовать гонщика. Фернандо довольно закрытый человек, вынужденный постоянно находиться в объективах телекамер в силу профессии.
Люди, знающие его ближе, утверждают, что есть два разных Алонсо - безжалостный и беспощадный победитель и великодушный альтруист, который отдаст последнее, чтобы помочь нуждающимся.
Стоит упомянуть, что Фернандо является послом ЮНИСЕФ и оказывает финансовую поддержку программе подготовки испанских гоночных инженеров за границей. По его словам, эта деятельность приносит ему настоящее удовольствие.
«Моя личная жизнь и ежедневные заботы - это как раз то, что делает меня по-настоящему счастливым, - отметил испанец. - Формула 1 прекрасна - здесь самые продвинутые технологии, быстрые машины и высокие зарплаты, но все же это лишь работа.
Меня часто спрашивают о той или иной гонке, о чемпионате, о завоеванных кубках. Все это хорошо, конечно, но все эти трофеи - это отражение вашего личного эго на пять-десять лет.
У вас будет семья, дети, различные дела и проекты в будущем, но вы оставите память об этой трети жизни, проведенной в автоспорте. Будет у вас 97 кубков или 101 - это не столь важно. Счастье не в этом, а в чем-то другом.
Спорт дал мне гораздо больше, чем я ожидал. Возможность делать что-то для других или что-то, что, по моему мнению, является правильным, делает меня счастливым».
Как же это согласуется с необходимостью преуспевать в одном из самых безжалостных видов спорта в мире? Алонсо признает, что это непросто.
«Действительно, это сложно, почти невозможно, - отметил он. - Это жестокий мир. В конце концов, мы выходим на старт лишь 19 раз в году, а все остальное время находимся под постоянным вниманием наблюдателей.
В спорте вы представляете крупных автопроизводителей, делаете массу важных для бизнеса вещей, следуете различным правилам и рекомендациям, говорите нужным людям нужные вещи…
Одному вы можете сказать одно, другому - другое, при этом каждый слышит что-то свое, а ты можешь чувствовать совершенно иное.
Честно говоря, мне не всегда нравится этим заниматься. Я стараюсь адаптироваться в этих условиях, но здесь трудно быть самим собой».
Доктор Джекил и мистер Хайд в действительности были противоположностями одного и того же человека. Это история о личностном конфликте, катализатором которого в том конкретном случае выступили химические процессы, в результате чего проявлялись низменные позывы Джекила, формировавшие в итоге Хайда.
Вероятно, в какой-то степени эту историю можно экстраполировать на Фернандо Алонсо. Инъекция под названием Формула 1 с ингредиентами из сумасшедшей скорости, заоблачных зарплат и бесконечной погони за успехом, меняет испанца, вне кокпита являющегося обычным человеком.
А насколько меняет? Об этом знает лишь он один. Фернандо. Алонсо.