Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Зеркало для Фернандо Алонсо

Бен Андерсон
14 сентября 2015 в 10:12

Джекил и Хайд из мира Формулы 1? Сегодня Бен Андерсон решил уделить внимание фигуре двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо, который расскажет о том, каким он видит сам себя...

"Странная история доктора Джекила и мистера Хайда". Таинственная повесть из конца 19-го века о совмещении двумя личностями одного физического тела. Настоящий шедевр литературы, нашедший отражение не в одном языке мира.

Новелла Роберта Льюиса Стивенсона, впервые опубликованная в 1886 году, претерпела бесчисленное количество адаптаций, театральных постановок и киноэкранизаций, и через 130 лет на нее можно с легкостью посмотреть сквозь призму Формулы 1, используя ее в качестве метафоры для описания личности Фернандо Алонсо.

При этом фигура испанского пилота гораздо сложнее и отнюдь не ограничивается упомянутыми выше вымышленными персонажами. К тому же, он с легкостью меняет маски, прокладывая себе кратчайший путь к чемпионству. И удалось ему это уже, по крайней мере, дважды.

Нет, мы не подозреваем Фернандо в раздвоении личности, либо же он нашел чудодейственный эликсир, позволяющий ему скрывать свою темную сторону в подходящих для этого обстоятельствах.

Кто-то считает испанца порочным гением - эдаким блестящим пилотом, не способным относиться к делу профессионально и следующим лишь сугубо своим личным интересам.

Другие назовут его невероятно честным и открытым человеком, включающим свое "черное эго" в моменты, когда что-то идет не так, как он задумывал, или когда кто-то пытается его обмануть.

AUTOSPORT поинтересовался у Алонсо, каким он видит сам себя © LAT
AUTOSPORT поинтересовался у Алонсо, каким он видит сам себяФото: LAT

В любом случае, многие знают Алонсо как человека, способного преодолеть все трудности, чтобы любым способом помочь тем, кто в этом нуждается.

Так кто же он такой - Фернандо Алонсо? Собрав целую пачку мнений о нем, мы направились в моторхоум команды McLaren-Honda, чтобы выяснить все у него самого. Каким видит себя сам испанец?

«Я прекрасно осознаю, кем являюсь вне трассы, - начал 34-летний спортсмен, - но другим это бывает понять не так просто, поскольку я привык разделять личную и профессиональную жизнь.

В Формуле 1 зачастую приходится играть какую-то роль - это как в кино. Иногда это позволяет направить работу команды в правильное русло, или решить какие-то политические вопросы… Добавить мотивации поклонникам или поддавить соперников…

Это нормально, и мы делаем это каждый уик-энд. Я не знаю, кем я являюсь здесь, и как воспринимают меня окружающие, но мне это и неважно».

Во время беседы становится понятно, что Фернандо - довольно практичный и прагматичный человек. На вопрос о том, как он стал одним из лучшим гонщиков современности, испанец ответил невозмутимо.

«Вероятно, моя семья - точнее, мой отец - сыграл главную роль в моем становлении. Не думаю, что я был рожден для гонок. Мне тогда было года три. Если бы мне тогда дали ракетку, возможно, я стал бы теннисистом. Дали бы баскетбольный мяч… Хотя нет, ростом я не вышел.

Мой отец любил гонки и дал мне возможность гоняться в картинге. Первые пару лет он постепенно вводил меня в мир автоспорта. Мне повезло, я все делал правильно и предпринимал верные шаги, позволившие вскоре пробиться в Формулу 1.

В то же время я не могу сказать, что в пять, шесть или девять лет я не мыслил себя никем иным, кроме как пилотом Больших Призов. Я просто учился в школе, и все происходило само собой, а не потому что я шел к своей мечте».

Алонсо считает, что главное в успехе - это практика © LAT
Алонсо считает, что главное в успехе - это практикаФото: LAT

Похоже, Фернандо не любит сетовать на судьбу. Он не верит в заложенные свыше качества и предрасположенности. На вопрос о том, как стать топовым гонщиком, он будто бы цитирует известную книгу Малкольма Гладуэлла "Гении и аутсайдеры", в которой автор утверждает, что для того, чтобы добиться в какой-либо области невероятного успеха, достаточно провести за этим занятием 10 тысяч часов.

«Полагаю, главное - это опыт и время, проведенное за рулем машины, - сказал Алонсо. - Есть какие-то таланты и различия между людьми, но в спорте, подобном нашему, где не все зависит только от тебя, а есть еще и машина, практика играет главную роль.

Пацаном я каждый день ездил на картах. Во второй год в Формуле 1 с Renault я намотал порядка 35-40 тысяч километров за сезон. Сейчас столько можно проехать только за пять лет.

Постепенно вырабатываются какие-то навыки - конечно, сегодня я гораздо более умелый гонщик, чем в 2005 или 2006 году. Тогда я стал чемпионом мира, но сейчас я понимаю, что допускал ошибки, которых сейчас себе не позволяю.

Вероятно, сегодня я стал более совершенным пилотом. Я не знаю, быстрее или медленнее я своих конкурентов, потому что сравнение, по сути, можно вести только с напарником, но я знаю, что научился избегать глупых ошибок и штрафов, характерных для дебютантов Ф1».

Взгляд Алонсо на свои гоночные способности очень поучителен именно из-за его аналитического склада ума, не подверженному эмоциям. Вероятно, именно этим он не нравится многим в паддоке Больших Призов (хотя за 15 лет присутствия там, безусловно, можно нажить врагов), ведь он всегда говорит всем все в лицо и не забывает былых обид.

Второе пришествие Алонсо в McLaren © LAT
Второе пришествие Алонсо в McLarenФото: LAT

«Я прощаю, но не забываю, - ответил испанец на вопрос о том, получают ли его коллеги второй шанс. - Каждый заслуживает второй возможности. Я довольно открыт с людьми, но признаю, что иногда мне не хватает дипломатичности в отношениях и разговорах. Я так живу…

Честно говоря, я стараюсь всегда оставаться собой, а не надевать каждый день новую маску. Когда ты понимаешь, что кто-то что-то сделал не так или попытался действовать в обход тебя, ты, конечно, даешь ему второй шанс, но в памяти все остается».

Без сомнений, Алонсо - истинный победитель, и многие скажут, что он делает все для достижения успеха. Отсюда и потеря жизненных сил в моменты затянувшихся неудач.

Вероятно, именно этим объясняется его прагматичность в суждениях и конфликтность - победы не терпят сантиментов. Что же его мотивирует? Только ли достижение цели?

«Да, и не только в Ф1, но и во всем остальном, - прямо ответил он. - Если я играю в футбол, и мы проигрываем, я могу неделю не разговаривать со своими партнерами по команде. Я стараюсь создать новую команду и позвать игроков получше. А когда успокаиваюсь, то подхожу к парням и говорю: «Ну как дела? Может, снова сыграем?»

Я не люблю проигрывать ни в чем».

Должно быть, это объясняет то, что некоторым трудно дается работа бок о бок с Фернандо, ведь когда что-то идет не так, он не проявляет терпения и может наломать дров сгоряча.

Так было с Renault в конце 2006 года, когда ему не предоставили чемпионскую машину на фоне возрождающейся Ferrari, да и первый период в McLaren годом позже запомнился тем, что его едва не затмил дебютант Ф1 Льюис Хэмилтон.

Есть предположение, что и его пятилетнее пребывание в Скудерии также завершилось не совсем мирно, когда в Маранелло не смогли построить конкурентоспособную машину в соответствии с новым регламентом минувшего сезона.

Во время пребывания в Ferrari у Алонсо были эмоциональные срывы... © XPB
Во время пребывания в Ferrari у Алонсо были эмоциональные срывы...Фото: XPB

Многие говорят о том, что Алонсо не способен ставить интересы команды выше своих собственных, что, несомненно, отражается на его отношениях с коллегами.

«Все это придумали в прессе, чтобы подороже продать материал, - ответил Фернандо. - Это правда, что тогда мы не сработались с McLaren, но это отнюдь не означает, что у нас были серьезные проблемы, и мы после этого стали кровными врагами.

И подтверждение тому тот факт, что я снова здесь - при том, что большая часть сотрудников осталась прежней.

И сейчас у нас нет никаких разногласий. Это как с девушками, знаете, когда ты встречаешься с кем-то в 15 лет, то не мыслишь долгих отношений, но, быть может, через десять лет поймешь, что это и была твоя судьба.

Разные этапы жизни, разная степень зрелости… Все хорошо в меру и в нужный момент».

И хотя испанец действительно был недоволен техникой в Ferrari в прошлом году, он удивляется, когда слышит о том, что ушел из Маранелло "по плохому".

«Это действительно удивляет меня, ведь я провел в Ferrari пять восхитительных лет, - продолжил он. - У меня были отличные отношения с руководством. Я до сих пор приезжаю в Маранелло и сижу в ресторане, хотя некоторые по-прежнему говорят, что мы поссорились с Ferrari. Не понимаю, откуда дует ветер.

Мой прошлогодний выбор многих удивил, ведь добровольно покинуть Скудерию - это сложное решение для любого гонщика. Но я уже говорил, что не люблю приходить к финишу вторым, и мне просто показалось, что за те пять лет я слишком часто оказывался вторым.

Похоже, в этом году они снова станут вторыми. Я не хотел продолжать бегать по кругу. Мы отлично провели время и многого добились, почти каждый год сражаясь за чемпионство. Но пришло время поставить точку.

...Но он утверждает, что они расстались друзьями © XPB
...Но он утверждает, что они расстались друзьямиФото: XPB

Если бы мы провели еще пару лет, оставаясь на вторых или третьих ролях, могло возникнуть напряжение. Так что я решил сказать им: «Я счастлив быть частью команды, и мы отлично провели время. Вы сможете обрести новую мотивацию с новым гонщиком, а я - с новой командой. Давайте сохраним хорошую память друг о друге».

Это было мое решение, а теперь говорят, что между нами пробежала черная кошка, хотя это совсем не так. В моем гараже стоят машины Ferrari. Я молод, и, кто знает, быть может, когда-то я к ним вернусь.

Однажды переступая порог в Маранелло, ваше сердце навсегда остается с ними, ведь там очень особенная атмосфера. Испанцы и итальянцы очень близки по менталитету, так что мы отлично ладили. Мне было там очень комфортно, и мы здорово провели эти годы. Но пришло время расставаться».

Личностные качества Фернандо открывают в нем истинного спортсмена, ни перед чем не останавливающегося на пути достижения своей цели. Но если возвращаться к истории о докторе Джекиле и мистере Хайде, единственный ли это Алонсо, или, может, существует его "лайтовая" версия, которую время от времени душит альтер эго безжалостного победителя, идущего напролом? Каков Алонсо вне трассы?

«Да, там я совсем другой, - признал гонщик. - Думаю, многие бы удивились, проведя со мной день-два вне трассы.

В конце концов, вы видите гонщиков лишь на протяжении пары минут после двухчасовой гонки, проведенной на предельном пульсе 160 ударов в минуту, да еще с потерей двух-трех литров воды. И именно по этим минутам вы создаете свое впечатление.

Если бы я выступал в стэндап камеди, и на протяжении этих минут показывал разные трюки, вы бы решили, что я эдакий балагур - веселый чувак. А после изнурительной гонки вы смотрите и думаете: «Какой-то он странный и замкнутый...»

Алонсо: «Вне трассы я обычный человек» © LAT
Алонсо: «Вне трассы я обычный человек»Фото: LAT

Это относится к большинству спортсменов, и в не меньшей степени к пилотам Ф1. Мы работаем в атмосфере постоянного стресса и адреналина и, к тому же, в окружении прессы. Судить о нас по этим мгновениям очень неправильно.

Вне кокпита я обычный парень, весело проводящий время с друзьями».

Это объясняет сложности, с которыми обыватели сталкиваются в попытке так или иначе охарактеризовать гонщика. Фернандо довольно закрытый человек, вынужденный постоянно находиться в объективах телекамер в силу профессии.

Люди, знающие его ближе, утверждают, что есть два разных Алонсо - безжалостный и беспощадный победитель и великодушный альтруист, который отдаст последнее, чтобы помочь нуждающимся.

Стоит упомянуть, что Фернандо является послом ЮНИСЕФ и оказывает финансовую поддержку программе подготовки испанских гоночных инженеров за границей. По его словам, эта деятельность приносит ему настоящее удовольствие.

«Моя личная жизнь и ежедневные заботы - это как раз то, что делает меня по-настоящему счастливым, - отметил испанец. - Формула 1 прекрасна - здесь самые продвинутые технологии, быстрые машины и высокие зарплаты, но все же это лишь работа.

Меня часто спрашивают о той или иной гонке, о чемпионате, о завоеванных кубках. Все это хорошо, конечно, но все эти трофеи - это отражение вашего личного эго на пять-десять лет.

У вас будет семья, дети, различные дела и проекты в будущем, но вы оставите память об этой трети жизни, проведенной в автоспорте. Будет у вас 97 кубков или 101 - это не столь важно. Счастье не в этом, а в чем-то другом.

Алонсо считает, что счастье не зависит от количества трофеев ©XPB
Алонсо считает, что счастье не зависит от количества трофеевФото: XPB

Спорт дал мне гораздо больше, чем я ожидал. Возможность делать что-то для других или что-то, что, по моему мнению, является правильным, делает меня счастливым».

Как же это согласуется с необходимостью преуспевать в одном из самых безжалостных видов спорта в мире? Алонсо признает, что это непросто.

«Действительно, это сложно, почти невозможно, - отметил он. - Это жестокий мир. В конце концов, мы выходим на старт лишь 19 раз в году, а все остальное время находимся под постоянным вниманием наблюдателей.

В спорте вы представляете крупных автопроизводителей, делаете массу важных для бизнеса вещей, следуете различным правилам и рекомендациям, говорите нужным людям нужные вещи…

Одному вы можете сказать одно, другому - другое, при этом каждый слышит что-то свое, а ты можешь чувствовать совершенно иное.

Честно говоря, мне не всегда нравится этим заниматься. Я стараюсь адаптироваться в этих условиях, но здесь трудно быть самим собой».

Доктор Джекил и мистер Хайд в действительности были противоположностями одного и того же человека. Это история о личностном конфликте, катализатором которого в том конкретном случае выступили химические процессы, в результате чего проявлялись низменные позывы Джекила, формировавшие в итоге Хайда.

Вероятно, в какой-то степени эту историю можно экстраполировать на Фернандо Алонсо. Инъекция под названием Формула 1 с ингредиентами из сумасшедшей скорости, заоблачных зарплат и бесконечной погони за успехом, меняет испанца, вне кокпита являющегося обычным человеком.

А насколько меняет? Об этом знает лишь он один. Фернандо. Алонсо.

Фернандо Алонсо, McLaren
Фернандо Алонсо, McLaren

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle