Поют ли романсы Ferrari финансы?

Дитер Ренкен
23 сентября 2015 в 10:06

Ferrari больше остальных команд пытается держать в тайне информацию о своем финансовом положении. Дитер Ренкен изучает данные Скудерии и сопоставляет их с цифрами в чемпионате в целом

Во время уик-энда в Спа, обсуждая последние финансовые результаты деятельности Formula One Management с руководителем команды, автор данного материала, в предыдущие годы проводивший детальный анализ финансов участников чемпионата по Формуле 1 как раз перед Гран При Бельгии, поинтересовался, когда же в этом году будут опубликованы финальные отчёты.

Оказалось, что публикация была отложена до октября, поскольку все британские команды должны подать отчётность (за предыдущий сезон) к концу сентября, а следовательно, логично было бы провести анализ уже после того, как данные окажутся доступны.

При этом цифры трёх команд - Ferrari, Toro Rosso и Sauber – раздобыть оказалось довольно сложно, поскольку они ведут деятельность в странах, где закон не предусматривает полной огласки бухгалтерских сведений.

Однако в Формуле 1 тяжело что-то сохранить в тайне. А с учетом того, что Ferrari намеревается выйти на Нью-Йоркскую фондовую биржу, компания вынуждена будет представить полную бухгалтерскую отчётность. Так что же показывает нам анализ финансовых данных Ferrari?

Согласно информации исследовательского института Bernstein Research, услугами которого пользуются на Wall Street, на свою программу в 2014 году Ferrari потратила порядка $440 млн. $220 млн были получены по спонсорским контрактам, $180 млн – статья доходов FOM, и ещё $40 млн принесли маркетинговые операции. Эти цифры не сильно отличаются от информации, опубликованной AUTOSPORT ранее, особенно если принять во внимание курсы конвертации между евро, долларом и фунтом стерлингов.

Формула 1 – это приблизительно 15% доходов итальянской компании 2014 года ($3 млрд), причём чистая прибыль составила $428 млн. Удивительно, но реализация рекламной продукции в годовом обороте занимает лишь 5%, несмотря на то, что эта статья считается очень прибыльной. 80% доходов, а это 90% чистой прибыли компании, приносит подразделение дорожных автомобилей.

Именно по этой причине специалисты из Bernstein ставят под сомнение слова самой Ferrari, о том, что бренд является люксовым, утверждая, что это типичный производитель автомобилей. Удивительно также и то, что доходы/чистая прибыль Ferrari удвоились с 2005 года – сезона, ознаменовавшего конец гегемонии Скудерии в Формуле 1...

Дела итальянской компании серьезно улучшились после 2005 года
Дела итальянской компании серьезно улучшились после 2005 года

Босс Fiat/Ferrari Серджио Маркионне, стремящийся увеличить производство дорожных автомобилей до 10 тысяч в год (при 7 тысячах в данный момент), чтобы максимизировать прибыль, хочет, чтобы его компания отвечала смягчённым требованиям американских фондовых бирж для производителей с низкими объёмами. Бизнесмен полагает, что при продажах 10 тысяч машин в год стоимость компании достигнет $11 млрд., а чистая прибыль вырастет до $1,1 млрд.

Текущая оценка активов компании аналитиками Bernstein куда более реалистична - $4 млрд, что в 10 раз больше чистого дохода по итогам прошлого года. По их мнению, цифра $10 млрд “притянута за уши”, и самым щедрым вариантом может быть $6 млрд.

Получается, что те $10 млрд, указанные FOM, которая, так же, как и Ferrari, входит в число кандидатов на IPO, хотя уже дважды эти планы приходилось откладывать, довольно призрачны, если не абсурдны.

Согласно последнему отчёту Formula One Group, компания заработала благодаря эксплуатации коммерческих прав на Формулу 1 в 2014 году $1,35 млрд, а доход до налогообложения и амортизации составил $260 млн.

По информации из надёжных источников, владеющая Formula One Group компания Delta Topco, принадлежащая фонду CVC Capital Partners, вынуждена ежегодно гасить кредитные обязательства на сумму $250 млн не только потому что в своё время приобретение коммерческих прав было осуществлено посредством займа денежных средств, а также и из-за последующих кредитных операций, сумма которых приблизительно равна прибыли до налогообложения и уплаты процентов самой Формулы 1.

Вот почему CVC так упорно не желает идти на уступки просьбам команд, которые требуют увеличения призовых отчислений - если фонд пойдёт на это, вряд ли платежи по кредиту будут выполняться вовремя и в полной мере, несмотря на то, что годовой оборот Формулы 1 превышает миллиард долларов.

Год за годом (2013/14) валовый доход чемпионата растёт на 5%, причём календарь остаётся стабильным (19 Гран При), а прибыль увеличивается на 8%, что говорит об проведенной оптимизации календаря, благодаря чему удалось снизить затраты на логистику и переезды.

В увеличении доходов свою роль сыграли новые контракты с телекомпаниями в Испании и на Ближнем Востоке, а замена непопулярных Гран При Индии и Гран При Кореи на хорошо финансируемые гонки в России и Австрии позволили сократить расходы на транспорт и перевозку грузов. В итоге доход в исчислении на одну гонку вырос с $57,1 млн до $59,4 млн.

Попытки маленьких команд выбить больше денег не увенчались успехом © LAT
Попытки маленьких команд выбить больше денег не увенчались успехомФото: LAT

Хотя в структуру Formula One Group также входит чемпионат GP2 и компания Formula One Travel, деятельность которых приносит ещё около $300 млн ежегодно, в Bernstein полагают, что благодаря IPO Ferrari удастся генерировать только $3 млрд – треть от цифры, к которой пришли аналитики FOM.

Отрадно то, что Формула 1 отчиталась о $860 млн призовых, выплаченных командам в 2014 году, а это лишь совсем немного отличается от данных, опубликованных AUTOSPORT ещё в мае. Значит, наши источники вновь оказались правы в своих оценках доходов каждого из коллективов.

Что касается будущих оценок, то отложенный выход на биржу Ferrari обуславливается стремлением увеличить чистый доход на 50% (рост производства автомобилей с 7 до 10 тысяч единиц ежегодно приведёт к экспоненциальному увеличению прибыли в связи с более эффективным использованием персонала и постоянных затрат).

В свою очередь FOG вряд ли поспеет в этом плане за Ferrari, поскольку в данном случае главной мерой эффективности деятельности компании является сокращение телевизионных рейтингов и падение количества зрителей на трибунах во время гоночных уик-эндов...

Однако в Формуле 1 дьявол обычно скрывается в деталях. Здесь нужно вспомнить один важный параграф в отчётах Чемпионата мира, а именно:

«В июле 2013 года Чемпионат мира Ф1 и компании, входящие в холдинговую группу, подписали соглашение с FIA, по которому руководящий орган обязуется принять условия нового Договора Согласия на период до 2020 года по требованию и продолжать функционировать на основе норм предыдущего Договора Согласия 2009 года».

Вот только Договора Согласия, о чём уже неоднократно рассказывалось на страницах данной колонки, нет. Более того, в приведённом абзаце говорится об “условиях предыдущего Договора Согласия 2009 года”, а значит, деятельность спорной Стратегической Группы, как и спорный Бонус Кубка конструкторов избранным командам, находится вне рамок закона, поскольку эти нормы никак не были предусмотрены в ранней версии “завета”...

Что ж, получается, что в Формуле 1 нет ничего ни святого, ни тайного, и как бы в Ferrari ни пытались дезинформировать общественность, правда, в конце концов, все равно найдет свой путь.

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle