Что не понравилось Гэри Андерсону на трибунах в Спа
Перед началом летней паузы в чемпионате было много надежд на вторую половину сезона-2015, но Гэри Андерсон остался разочарован, наблюдая за Гран При Бельгии с трибун в Спа-Франкоршам...
После Гран При Венгрии, где мы наблюдали напряженную борьбу от старта до финиша, я с нетерпением ждал второй половины сезона.
Я подумал, если какой-то команде удастся немного ближе подобраться к Mercedes, то "Серебряные стрелы" начнут чаще допускать небольшие ошибки. Так что, изрядно соскучившись в августе по Формуле 1, я сел в пятницу утром на трибунах, чтобы посмотреть тренировку.
Но события на трассе очень быстро отрезвили меня и вернули к реальности - автомобили Mercedes до сих пор на порядок опережают остальной пелотон, а многообещающее обновление пакета McLaren-Honda оказалось пустым звуком, так что ничего в принципе не изменилось.
В этот момент мое отношение к просмотру уик-энда изменилось. На фоне разговоров о необходимости повысить интерес к Ф1, я задумался о том, как сделать Большие Призы действительно лучше. Кто-то может сказать, что достаточно просто добавить остроты шоу.
Тренировки в Ф1 - довольно непонятное действо для зрителей. Люди на трибунах и у телеэкранов понятия не имеют о топливном грузе, настройках двигателей, износе шин, а в некоторых случаях мы даже путаемся, на каком комплекте сликов было показано лучшее время.
Я попробовал в свое время что-то сделать, но потерпел неудачу, когда просил FOM указывать на табло трансляции в левой колонке состав резины, на котором пилот проехал свой быстрый круг. Лично я вижу в этом простое решение, которое бы стало очень полезным для всех. Например, в первом сегменте квалификации в Спа лишь пилоты Mercedes не использовали мягкие шины, но об этом нигде не говорилось.
Даже некоторые комментаторы заявляли, что пилоты McLaren проиграли Mercedes лишь две секунды, но это было глупостью. Такую информацию показывало табло, но в действительности гонщики McLaren проехали свои быстрые круги на шинах Soft, а пилоты Mercedes – на Medium. Поэтому к их разнице вы можете смело добавить одну или даже полторы секунды.
Пожалуйста, кто-нибудь в FOM, поверьте мне: на табло должна отображаться вся информация.
Меня раздражает еще один момент во время квалификаций, когда один из пилотов знает наперед о предстоящей потере позиций на стартовой решетке из-за штрафа. Я считаю, что любое подобное наказание пилот должен отбыть в конце каждого сегмента.
Если в результате потери позиций в протоколе гонщик прекратил бы дальнейшую борьбу в квалификации, то это и было бы справедливым наказанием.
Вспомним, например, ситуацию с Максом Ферстаппеном. С 15-м результатом он преодолел барьер первого сегмента квалификации, а поскольку ему предстояло потерять пять позиций на старте, то он даже не планировал побороться во втором сегменте. Это несправедливо по отношению к зрителям, поскольку мы лишились еще одного автомобиля на трассе.
Во втором сегменте также появлялись красные флаги из-за поломки автомобиля Кими Райкконена. Зачем их вывешивать на протяжении всего круга?
Я понимаю, что после трагической гибели Жюля Бьянки из-за аварии на Сузуке вопросы безопасности вышли на первый план, но многие пилоты в тот момент уже проехали участок, где остановилась Ferrari Райкконена, причем в этот момент они были на своем быстром круге. В итоге они испортили комплект резины и не показали зачетного времени, поскольку правилами предусмотрено возвращение в боксы при красных флагах.
Ведь несложно придумать систему, когда красные флаги появлялись бы от участка инцидента и назад к линии старт-финиш. Таким образом, подъезжающие к опасному месту автомобили успели бы сбросить скорость, а другие машины спокойно завершили бы свои быстрые круги.
Соблюдение границ трассы – еще одна неудачная шутка для комментаторов и зрителей.
Во время квалификации и в гонке пилоты раз за разом пересекали белую линию, и как бывшему комментатору, а теперь уже просто зрителю, мне сложно понять, когда нарушается граница трассы, а когда выезд за ее пределы считается допустимым.
В FIA говорят, что примут меры, если решат, что гонщик получил преимущество. Но я могу вас уверить, что единственная причина, по которой пилоты так делают – попытка выиграть доли секунды. Так что пора в этом вопросе расставить все точки над i.
А пока этого и близко нет. Если посмотреть все сессии в Спа, видно, что в этом отношении в спорте пока полный бардак. Участники Ф1, GP2, GP3 и даже Porsche Supercup регулярно нарушали границы трассы без малейшего намека на то, что их могут наказать.
Я слышал раздраженную тираду Себастьяна Феттеля о шинах Pirelli после гонки в Спа. Да, ему определенно было о чем поговорить. И я готов был первым его поддержать, если бы обладал информацией о том, что произошло с шинами на его автомобиле и с колесом на машине Нико Росберга в пятницу.
Но у меня нет точных данных, как и у остальных, которые не поддержали Себастьяна, когда он оскорбительно высказывался в адрес поставщика шин. И лично я считаю, что в его словах точно не было правды, когда Феттель заявил, что он сам и Росберг не выезжали за пределы трассы до разрыва их колес.
Думаю, если и после просмотра повторов Себастьян не изменит своего мнения по этому вопросу, то я лично отправлюсь к окулисту, чтобы подобрать ему очки.
Впереди всех нас ждёт визит в Монцу, где вполне могут повториться эти проблемы. И лично я очень сомневаюсь, что пилоты не будут нарушать пределы трассы на выходе из Ascari.
Будут ли за это наказывать?
Если какой-то пилот получит там прокол после попытки лучше разогнаться, обвинит ли он во всех бедах Pirelli? Конечно, так и будет. Практически все пилоты капризны, как малые дети, и первое, что они обычно делают в случае возникновения проблем, - ищут виноватых. Они никогда не признают собственной вины.
Если бы я мог изменить правила, то рассматривал бы вопрос соблюдения границ трассы и проблем с шинами в совокупности.
Еще с первой тренировки в Монце я ввёл бы правило, что на протяжении всего круга автомобиль полностью должен оставаться в пределах трассы. Если вы выезжаете за белую линию, то обязаны отправиться в боксы за новыми шинами или для изучения используемых сликов на предмет повреждения.
У нас также был эпизод в режиме виртуального автомобиля безопасности во время гонки, когда, как предусмотрено правилами, все машины должны проезжать круг за определенное время в умеренном темпе.
Но почему так получилось, что Росберг в этот момент смог сократить отставание от Льюиса Хэмилтона? Разница даже в несколько секунд – это целая жизнь по меркам Формулы 1. Я рад, что оказался не единственным зрителем, которого смутила такая ситуация. Судя по всему, Хэмилтон также был очень недоволен этим эпизодом.
Уходя в сторону от обсуждения общей ситуации на Гран При, я так и не понял, почему в Williams не использовали сильные стороны своего автомобиля? Спа – интересная трасса. В квалификации вы можете немного выиграть время, добавив прижимной силы, чтобы эффективнее проходить второй сектор. Но уже в гонке небольшая прибавка в скорости в поворотах не принесет особой выгоды.
В воскресенье необходима скорость в первом и третьем секторах, чтобы самому при удобной возможности обгонять, не позволяя соперникам легко себя пройти. В недавнем прошлом команда Williams была эталоном максимальной скорости. А теперь, как мне кажется, они выбрали другие настройки, за что сами же и поплатились.
Кроме того, в Williams не перестают допускать фундаментальных ошибок, как во время первого пит-стопа Валттери Боттаса, на чей автомобиль установили три шины Soft и одну - Medium. Я уверен, что в команде детально изучат эту проблему и изменят процедуру, чтобы исключить повторение такой ситуации. Но им нужно посмотреть на картину в целом, поскольку на каждом этапе у них происходит что-то подобное.
Единственная причина, которая заставила меня упомянуть проблемы Williams – нам нужна эта команда в группе лидеров для большей интриги. Это сильный коллектив с быстрым автомобилем. Возможно, это единственная команда, которая при идеальном проведении уик-энда способна дать бой Mercedes.
Посмотрим, что они покажут в Монце...