Как Mercedes отцепила всех конкурентов
Команда Ferrari заслужила многочисленные похвалы за то, какой серьезный шаг она сделала в плане совершенствования своего двигателя в последние месяцы. Но на родной для Скудерии итальянской земле конкуренты из Mercedes дали им и всем остальным понять, как в действительности нужно дорабатывать силовую установку. Слово Бену Андерсону…
Монца. Храм скорости Формулы 1. Место, где многое, если не все, определяет мощность силовой установки.
Но ведь Гран При Италии - это еще и домашний этап для Ferrari, которая по праву отождествляет свое имя с Большими Призами и ни с чем иным (и неудивительно, с учетом того, что коллектив выступает в Ф1 с самого ее основания), так что для парней из Маранелло гонка в Монце - отнюдь не пустой звук.
Это именно то место на географической карте Формулы 1, где Скудерия традиционно показывает, чего она стоит.
Вероятно, в том числе и из-за этого многие тифози и просто поклонники спорта ожидали, что именно в Монцу Ferrari привезет свой так называемый супердвигатель. В конце концов, где, как не здесь, добавлять лошадей сердцу своего "гарцующего жеребца"...
И Скудерия действительно привезла на этот этап новую спецификацию силовой установки. По информации AUTOSPORT, команда потратила три из оставшихся у них десяти "жетонов", при этом руководитель коллектива Маурицио Арривабене отметил, что изменения коснулись двигателя внутреннего сгорания.
Но уже после двух тренировочных сессий в пятницу итальянцу ничего не оставалось, кроме как признать, что у них получился отнюдь не супермотор. И трудно было поступить иначе, особенно глядя на отставание Себастьяна Феттеля от лидера на семь десятых секунды, что в Формуле 1 эквивалентно пропасти.
Все знают, что в Mercedes лучше остальных справились с разработкой гибридной силовой установки в соответствии с новым регламентом - и последние полтора года у них в этом отношении нет соперников. Однако на протяжении всей первой половины нынешнего сезона поклонников не покидало стойкое ощущение того, что в Ferrari что-то нащупали и от гонки к гонке сокращают отставание от чемпионской дружины.
Но в Монце все было кончено - Mercedes сама ответила соперникам упреждающим ударом, привезя новую спецификацию мотора, и вот к ней-то уже легко можно добавить приставку "супер". Это ли не лучшее место в сезоне, чтобы положить итальянцев на лопатки? Ведь приятнее всего одолеть соперника именно на его поле.
Руководитель отдела двигателей Mercedes Энди Коуэлл не без доли иронии отметил накануне этапа в Монце, что в команде решили именно здесь использовать все свои оставшиеся семь "жетонов" - и их стремление и желание более чем понятно.
При этом сам Коуэлл так описал эволюцию моторов Mercedes в нынешнем сезоне: «Мы начали с первой спецификации двигателя и были очень довольны тем, что она выдержала шесть первых гонок.
Затем, перед Гран При Канады, мы внесли ряд изменений в плане надежности, запланировав еще один отрезок из шести этапов, с чем также не возникло проблем.
И все же накануне этапов в Спа и Монце всегда хочется улучшить мотор, добавив ему мощности, которая здесь так важна. Так что мы приняли решение представить в Монце свою экспериментальную разработку.
Мы работали над ней порядка трех месяцев, и она сделана с прицелом на Мельбурн-2016».
Эта фраза звучит просто угрожающе для соперников. Подумать только, в Mercedes чувствуют себя настолько уверенно и вальяжно, что позволяют себе за восемь гонок до окончания сезона тестировать какие-то наработки с прицелом на следующий год!
«Какой выбор сделать? - продолжил Энди. - Продлить срок службы предыдущего мотора еще на одну гонку или использовать новые разработки уже в Монце? Мы прогоняли массовые испытания на базе, и все цифры говорили о том, что с новой установкой все должно быть в порядке, и опасаться за нее не стоит.
Впереди восемь гонок и два двигателя - в среднем по одному на четыре гонки. Для того, чтобы снизить их пробег, по пятницам мы иногда можем использовать предыдущие агрегаты.
Мы посчитали, что сейчас самое время представить новинку и протестировать ее в боевых условиях - это будет отличной базой для работы в предстоящем межсезонье».
Коуэлл также пояснил, что в команде потратили три "жетона" на улучшение двигателя внутреннего сгорания, адаптированного под новое топливо от Petronas в Монце.
«Новое топливо дало нам возможность осуществить некоторые улучшения в области ДВС, - продолжил инженер. - Совместимость горючего с мотором очень важна, но есть и другие аспекты, позволяющие сделать значительный шаг вперед».
Предполагается, что далее в Mercedes займутся доработкой сложной системы рекуперации энергии - источника дополнительной выходной мощности агрегата.
Чем больше удастся извлечь тепловой энергии вдобавок к накопленной кинетической энергии торможения, тем больше будет прирост мощности.
«Двигатель и система ERS очень тесно связаны - до такой степени, что мы постоянно спорим, что именно улучшать на следующем шаге, - пояснил Коуэлл. - Обращать ли все внимание на чистую мощность ДВС, делать акцент на количестве собранной тепловой энергии в батарее или вплотную заняться мотором-генератором кинетической энергии?
Работа в плане чистой мощности мотора очень перспективна. Топливо, подаваемое со средним напором в 100 кг/час, обеспечивает мощность порядка 1240 кВт, и нашей целью является приближение к КПД преобразования энергии, равному 100%, плюс кинетическая энергия. В этом мы видим наше главное предназначение.
Безусловно, всегда есть и будут потери. Есть поток выхлопных газов, проходящий через турбину, так что мы постоянно работаем над повышением эффективности компрессора. Помимо этого, мы обращаем внимание и на электрику - кабели, коннекторы, разъемы, диаметры соединений - все это имеет значение.
Наша цель - приблизиться к идеальному КПД преобразования энергии и обеспечить минимум потерь в процессе запаса энергии в батарее. Это все также очень важно.
В любом силовом агрегате все вращается вокруг коэффициента полезного действия, так что мы обращаем пристальное внимание на работу камеры сгорания, путешествие в системе воздушного и топливного потоков, химические процессы, выхлоп и работу турбины - компонентов очень много, и все они очень важны.
При этом все улучшать надо одновременно. Изменение одного параметра не даст серьезного прироста, нужно действовать по всем направлениям сразу. Все причудливым образом взаимосвязано - топливный поток, процесс сгорания и преобразование тепловой энергии».
Стоит предположить, глядя на результаты пятничных заездов в Монце, что Коуэлл знает, о чем говорит…
Сравнение команд по чистому темпу
- Mercedes (Хэмилтон) 1.24,279
- Ferrari (Феттель) 1.25,038
- Force India (Перес) 1.25,278
- Lotus (Грожан) 1.25,497
- Williams (Боттас) 1.25,647
- Sauber (Наср) 1.26,114
- Red Bull (Риккардо) 1.26,222
- Toro Rosso (Ферстаппен) 1.26,454
- McLaren (Алонсо) 1.26,966
- Marussia (Мери) 1.28,439
Отставание Ferrari от Mercedes на гигантские 0,759 секунды делает очевидными предположения Арривабене о том, что Скудерии не удастся посражаться с лидерами чемпионата перед домашними болельщиками. И анализ темпа на длинных отрезках (где зачастую подопечные Маурицио были сильнее) также оптимизма не добавляет.
Средний темп Льюиса Хэмилтона на 5-круговом отрезке на мягких шинах составил 1.27,626. Его напарник по команде Нико Росберг преодолел восемь кругов со средним временем 1.27,856.
В свою очередь пилоты Ferrari на длинных отрезках так и не смогли выскочить из 1.28. При этом Феттель не проезжал больше двух кругов подряд в гоночном темпе, тогда как среднее время Кими Райкконена на 18-круговом стинте составило только 1.28,642.
При этом можно предположить, что даже если бы дневная сессия прошла для Ferrari ровно и без сбоев, они все равно вряд ли смогли бы что-то противопоставить соперникам.
Что касается борьбы в середине пелотона, здесь тон задавали клиенты Mercedes, ожидающие поставки обновленных силовых агрегатов.
Серхио Перес и Нико Хюлькенберг в итоговом протоколе пятницы разделили дуэт Ferrari, при этом на длинных отрезках лучше остальных в этой части смотрелись пилоты Williams.
Хюлькенберг и Перес преодолели свои отрезки на мягких шинах со средним временем 1.29 с небольшим, тогда как Валттери Боттас вошел по средним показателям в 1.28. В то же время гонщикам Force India удалось комфортно опередить Пастора Мальдонадо на Lotus - результат венесуэльца составил 1.30,250.
Не так много надежд на этот уик-энд у команд с двигателями Renault и альянса McLaren-Honda, которые предприняли тактические шаги в плане замены силовых агрегатов.
В пятницу Даниэль Риккардо лишь на 0,2 секунды в среднем был быстрее Фелипе Насра на Sauber, тогда как Макс Ферстаппен и вовсе проиграл обоим пилотам команды из Хинвилла.
Нет сомнений в том, что этап в Монце лишний раз продемонстрирует подавляющее превосходство команды Mercedes над остальным пелотоном. Но последнее интервью Коуэлла показало, что чемпионская дружина значительно опережает всех и в темпах разработки и подготовки к новому сезону.
Накануне этого уик-энда в Ferrari, Renault и Honda предполагали, что им осталось уже не так далеко до лидеров. Полагаю, после этапа они поймут, что были неправы...