Утраченные этапы в календаре Формулы 1
Недавние мольбы Себастьяна Феттеля сохранить сокровище Больших Призов - гонку в Храме скорости Монце, стали финальным аккордом в стремлении гонщиков и команд защитить итальянский этап от посягательств растущих аппетитов Берни Экклстоуна. Редакторский состав AUTOSPORT вспомнил несколько Гран При, утраченных Формулой 1 в последние десятилетия...
На фоне того, что современные Большие Призы все более стремительно захватывают новое пространство на нашей планете, классические Гран При все чаще остаются без должного внимания, что угрожает их существованию.
Одного только исторического наследия уже недостаточно, чтобы сохранить ту или иную гонку в календаре Ф1, что совсем недавно было продемонстрировано на примере Нюрбургринга, а теперь под угрозой находится и Гран При в Монце.
За всю историю этапы Больших Призов посетили 41 автодром, что означает, что более половины всех мест, куда ступала нога пилота Формулы 1, в настоящее время остались лишь в памяти болельщиков.
Были среди них и абсолютно уникальные трассы, о которых многие сегодня вспоминают с легкой грустью…
Редакторская группа AUTOSPORT в составе Бена Андерсона, Лоуренса Барретто, Эда Стро и Стюарта Кодлинга, а также специальные корреспонденты Дитер Ренкен и Карун Чандок поделились своими мыслями об утраченных Гран При.
Наиболее значительные потери
Франция
Количество проведенных этапов: 58 (1950-2008)
Трассы: Маньи-Кур, Поль-Рикар, Реймс, Дижон, Руан, Клермон-Ферран, Ле-Ман
Этапы Гран При, как ясно из самого названия, обязаны своим появлением именно Франции, что добавляет скорби о том, что последняя гонка Формулы 1 прошла здесь в 2008 году.
При этом надо отметить, что во Франции никогда не наблюдалось карнавальной атмосферы или настоящего сумасшествия по гонкам, как в Великобритании или Италии, и трасса в Маньи-Куре, принимавшая Большие Призы с 1991 года, так и не смогла стать вторым домом для гонщиков, каковыми являются Монца, Спа или Сильверстоун.
К тому же, французские этапы всегда сильно зависели от правительственной поддержки, так что неудивительно, что как только казна опустела, Формула 1 собрала пожитки и покинула родину галлов.
Несколько слабых попыток вернуть гонки в Маньи-Кур так ни к чему и не привели.
Также в пользу Франции не говорит и то, что последним успешным пилотом из этой страны в Ф1 был Ален Прост, повесивший шлем на гвоздь более двадцати лет назад.
Бен Андерсон
Нидерланды
Количество проведенных этапов: (между 1952 и 1985 годами)
Трассы: Зандворт
Голландский этап в Зандворте был настоящим украшением Больших Призов в ранние годы.
Впервые гонка здесь прошла в далеком 1952 году, и с тех пор было несколько пауз из-за проблем с финансами или, как в 1972 году, по причинам недостаточной безопасности автодрома.
Последний этап Ф1 в Зандворте выиграл Ники Лауда ровно 30 лет назад. Тогда же возникли первые проблемы у руководства автодрома - компании CENAV. К тому же, новые требования к уровню шума в окрестностях трассы и обновлению инфраструктуры автодрома сделали невозможным дальнейшее присутствие этого кольца в календаре Ф1.
И хотя голландский рынок не назовешь самым важным и привлекательным для производителей, очень многие поклонники Больших Призов скучают по тем временам…
Эд Стро
Южная Африка
Количество проведенных этапов: 23 (между 1962 и 1993 годами)
Трассы: Ист-Лондон и Кьялами
Автодром Кьялами, что в переводе с зулусского означает "мой дом", именно таковым и являлся для африканского автоспорта на протяжении доброй четверти века, принимая этапы Больших Призов с 1967 по 1993 год с пятилетним перерывом.
При этом первые этапы в Южной Африке прошли на трассе в Ист-Лондоне, а заключительные два - на модифицированном автодроме Кьялами. В то же время первоначальная версия трассы с длинной прямой на спуске, коварными "эсками" и скоростными виражами для многих поклонников спорта до сих пор остается культовой.
В основном этапы здесь проходили на самом старте сезона - однажды даже в канун Нового Года, так что жадные до гонок пилоты и команды в зимнюю европейскую пору с огромным удовольствием приезжали сюда погреться на солнышке и погоняться на великолепном автодроме.
После отказа от этого этапа из календаря Формулы 1 был исключен целый континент. В дальнейшем предпринимались попытки вернуть Гран При в Африку, но успехом они пока не увенчались.
Надо отметить, что современная инфраструктура в Кьялами отвечает стандартам Формулы 1, но для проведения этапа сегодня необходима немалая политическая воля и финансовая поддержка, с чем в Южной Африке пока не все в порядке.
Дитер Ренкен
Аргентина
Количество проведенных этапов: 20 (между 1953 и 1998 годами)
Трассы: Буэнос-Айрес
Аргентине нужен вид спорта, который будет соперничать на первых полосах газет с футболом. При этом стоит отметить, что в этой стране по-прежнему горячо любят Формулу 1, несмотря на то, что Гран При не проводились здесь уже долгих 17 лет.
Вдохновленные успехами Хуана Мануэля Фанхио, десятки тысяч болельщиков отправились в далеком 1953 году в Буэнос-Айрес, устроив там грандиозный фестиваль.
Аргентинцам не просто нравятся гонки - они их просто обожают! И именно поэтому необходимо вернуть им Формулу 1.
В 1999 году - после 40 лет присутствия в спорте с большими перерывами - история была окончена. Причины все те же - финансовые трудности организаторов, отсутствие местных пилотов в Больших Призах и конкуренция со стороны более богатых стран.
Правительство Аргентины высказалось за возвращение Гран При в Буэнос-Айрес, но нынешние финансовые условия для них пока неподъемны.
Лоуренс Барретто
Индия
Количество проведенных этапов: 3 (2011-13)
Трассы: Автодром Будды
Включение в этот список трассы, на которой прошло всего три этапа Больших Призов, выглядит довольно странно.
Но если основным аргументом против включения новых стран в календарь Ф1 является отсутствие традиций, то в случае с Индией это неприменимо, поскольку автоспорт в этом регионе развивается очень бурными темпами. И Гран При должен стать вишенкой на этом торте.
Первые этапы здесь были сопряжены с немалыми трудностями, но уже в сезоне-2013 все было сделано по высшему разряду. Каждый год трибуны были заполнены - этап посещали порядка 60 тысяч зрителей, что гораздо больше, чем в других странах-дебютантах.
В отличие от Турции и Китая, в Индии даже до появления собственной гонки было огромное количество поклонников Больших Призов, и тысячи из них постоянно посещали ближайшие этапы в Малайзии, Сингапуре и Бахрейне. К тому же, и пилотам очень нравилась конфигурация этого очень скоростного автодрома.
Индия является важнейшим рынком для производителей, спонсоров, команд и FOM. Учитывая все это, мне кажется, что Формула 1 много потеряла с отказом от этой гонки, и я надеюсь, что в будущем этап непременно вернется в календарь.
Карун Чандок
Лучшие автодромы и этапы
Сан-Марино
Количество проведенных этапов: 26 (1981-2006)
Трассы: Имола
Конечно, название трассы в Имоле навсегда останется в сердцах поклонников автоспорта, в первую очередь, в связи с трагическими событиями 1994 года, когда мир потерял сразу двух пилотов - Роланда Ратценбергера и Айртона Сенну.
С тех пор были добавлены шиканы перед злополучным поворотом Tamburello и "шпилькой" Tosa. При этом скоростной характер трассы остался прежним, и вплоть до отказа от этого этапа в 2006 году гонщики испытывали невероятные эмоции при прохождении участка от поворота Piratella к очень скоростному входу в Acque Minerali на спуске.
В 2014 году автодром принимал у себя этап европейской Формулы 3, но в настоящее время его участие в мировом спорте, увы, ограничено лишь мотоциклетной серией SBK.
Бен Андерсон
Португалия
Количество проведенных этапов: 16 (1958-96)
Трассы: Порту, Монсанто Парк, Эшторил
После проведения этапов Ф1 в конце 50-х на трассах в Порту и Монсанто Парк в Лиссабоне Португалия так и не стала своей для Больших Призов, но все изменилось в 1985 году на автодроме в Эшториле, где великий Айртон Сенна одержал свою первую победу.
В последний раз Гран При здесь прошел в 1996 году. В следующие два года этап также числился в календаре Ф1, но дополнительные требования к обновлению трассы не позволили португальцам продлить свое счастье, и этап был отдан испанскому Хересу.
После этого ходили разговоры о том, чтобы провести в Эшториле внезачетный этап, но они так и остались разговорами.
С учетом того, что Португалия с населением чуть более десяти миллионов не является перспективным рынком для производителей, надеяться на возвращение этапа в календарь Ф1 трудно, но те захватывающие гонки болельщики не забудут никогда.
Эд Стро
Турция
Количество проведенных этапов: 7 (2005-2011)
Трассы: Истанбул Парк
Невероятный восьмой поворот в Истанбул Парке, по мнению многих, является вершиной творений Германа Тильке в строительстве современных автодромов.
Это длиннющий вираж с несколькими апексами, который требует от гонщиков невероятной точности и концентрации на протяжении кажущихся вечностью восьми секунд, а также предъявляет немалые требования к мышцам их шеи и стойкости резины.
У турецкой трассы было все необходимое, чтобы стать изюминкой современной Формулы 1, но после расторжения контракта в 2011 году о возвращении этого интересного автодрома говорится все реже.
Что же стало причиной? На этапы собиралось не так много народу, несмотря на близость к Стамбулу, к тому же, в 2008 году организаторы поставили гонку на те же выходные, когда проходил решающий матч футбольного первенства страны, что также не добавило популярности этапу. Да и с финансовой поддержкой со стороны правительства в стране все не слишком радужно.
Лоуренс Барретто
Пескара
Количество проведенных этапов: 1 (1957)
Трассы: Пескара
Конфигурация необычной трассы, пролегающей по побережью Адриатического моря в сердце итальянского региона Абруццо, была почти на три километра длиннее классического "зеленого ада" в Нюрбурге, и гонки здесь даже по меркам 50-х годов выглядели весьма экзотическим начинанием.
В 1924 году первую гонку в этих местах выиграл сам Энцо Феррари, а последнюю победу итальянской команде принесла здесь в 1939 году одна из Alfa Romeo 158.
До 1957 года здесь проводили внезачетные гонки Ф1, в одной из которых в 1950 году Хуан Мануэль Фанхио развил скорость 307 км/ч на "Летучем километре" перед поворотом обратно в Пескару. Но формально этап Больших Призов здесь проводился лишь раз - в 1957 году.
В тот момент вся Италия была охвачена ужасом от трагедии, произошедшей недавно на Милле Милья, когда испанский пилот влетел в толпу зрителей, и постепенно трасса перестала слышать рев моторов гоночных машин, окончательно попрощавшись со спортом в 1961-м.
Стюарт Кодлинг
Другие потерянные Гран При
Америка (не Гран При США)
Количество проведенных этапов: 18 (между 1976 и 1988 годами)
Трассы: Даллас, Детройт, Лас-Вегас, Лонг-Бич
Желание организаторов Формулы 1 закрепиться за океаном помимо этапа в Уоткинс-Глене привело к проведению четырех "независимых" уличных гонок на территории США.
Первенцем стал этап на улицах Лонг-Бич, проводившийся с 1976 по 1983 год. Вторым по продолжительности присутствия в Больших Призах был Гран При Детройта - в автомобильной столице гонки проходили с 1982 по 1988 год.
В 1981 и 1982 году этап принимала… парковка у казино в Лас-Вегасе, а в 1984-м Формула 1 посетила техасский Даллас.
Европа
Количество проведенных этапов: 22 (между 1983 и 2012 годами)
Трассы: Брэндс-Хэтч, Нюрбургринг, Донингтон Парк, Херес, Валенсия
Гран При Европы - это особенный этап, в разные годы в Формуле 1 использовавшийся в разных целях организаторов. К примеру, в эру Михаэля Шумахера в Ferrari под этой вывеской скрывался второй этап, проводившийся на его родине в Германии.
В последний раз Гран При Европы состоялся в 2012 году в Валенсии, но в следующем сезоне он вновь вернется в календарь и пройдет в столице Азербайджана - городе Баку, разделяющем Европу и Азию.
Корея
Количество проведенных этапов: 4 (2010-2013)
Трассы: Международный автодром Кореи
Гран При Кореи задержался в календаре Больших Призов очень ненадолго.
Переговоры с главой менеджмента Ф1 Берни Экклстоуном относительно взносов принимающей стороны привели к тому, что соглашение оказалось расторгнуто раньше, чем это планировалось изначально.
При этом в конце зимы мы уже сообщали, что руководство автодрома делает все возможное, чтобы вернуться в Большие Призы.
Вероятно, поклонникам Ф1 корейская трасса запомнится лишь упущенным Марком Уэббером титулом в 2010 году и лидировавшим некоторое время в гонке сезона-2013 пожарным джипом.
Люксембург
Количество проведенных этапов: 2 (1997-1998)
Трассы: Нюрбургринг
По этапу в Люксембурге вряд ли кто-то будет скучать, потому что гонка Ф1 в этой стране ни разу не проводилась.
Дело в том, что в 1997 году трасса Хоккенхаймринг уже застолбила за собой проведение немецкого этапа чемпионата, и устроители пошли на хитрость, проведя гонки два года подряд в немецком Нюрбурге, находящемся в 50 километрах от границы с Люксембургом, именно под такой вывеской.
Марокко
Количество проведенных этапов: 1 (1958)
Трассы: Айн-Диаб
После успешного внезачетного этапа в 1957 году, победу в котором праздновал Тони Брукс, руководство марокканской трассы Айн-Диаб решило присоединиться к чемпионату на постоянной основе.
Та гонка запомнится прежде всего тем, что Майк Хоторн не позволил Стирлингу Моссу стать чемпионом мира, несмотря на победу, и гибелью на трассе Стюарта Льюиса-Эванса.
С тех пор этапы Ф1 в Марокко не проводились, хотя в наши дни там успешно проходят гонки чемпионата WTCC.
Тихоокеанский этап
Количество проведенных этапов: 2 (1994-1995)
Трассы: Аида
Трассу в Аиде до сих пор многие команды вспоминают с содроганием и ужасом из-за ее очень неудобного расположения в плане логистики и транспортировки грузов.
К тому же, и от узкой и короткой конфигурации автодрома мало кто был в восторге. Стоит лишь отметить, что в 1995 году Михаэль Шумахер завоевал свой второй титул чемпиона мира с командой Benetton именно здесь.
Швеция
Количество проведенных этапов: 6 (1973-1978)
Трассы: Андерсторп
Присоединение шведской трассы к чемпионату удачно совпало с восхождением настоящей местной звезды автогонок Ронни Петерсона с командой Lotus. К сожалению, ему так ни разу и не удалось выиграть домашний этап, а лучшим его результатом здесь было второе место в 1973 году.
К тому же, Андерсторп всем запомнился как место первого и единственного триумфа 6-колесной машины Ф1 - именно здесь Джоди Шектер одержал победу за рулем инновационной Tyrrell P34.
Швейцария
Количество проведенных этапов: 6 (1950-54, 1982)
Трассы: Бремгартен, Дижон
Формально в последний раз Гран При Швейцарии прошел в 1982 году, но поскольку та гонка состоялась во французском Дижоне, стоит говорить лишь об этапах, проводившихся в далеких 50-х годах. Да и не могло их быть после 1955 года, поскольку именно тогда был введен запрет на автогонки в стране из-за чудовищной аварии в суточном марафоне в Ле-Мане.
В наше время законы стали менее строгими, и организаторы Формулы Е даже планируют посетить Швейцарию со своим этапом, но для Формулы 1, похоже, путь в эту страну заказан.
А с учетом того, что у Швейцарии была богатая автоспортивная история еще до приобретения первенством статуса чемпионата мира, и из нее вышли 26 пилотов Гран При, этот этап с легкостью можно отнести к числу утраченных для Формулы 1.