Путеводитель: Гран При в Сингапуре
Количество разных впечатлений от визитов в Сингапур не поддается подсчету. Сколько бы вы туда не приезжали, вы всегда сможете придумать, что бы такого сделать впервые. Например, посетить ночную гонку Формулы 1...
Ну а уж если вы только открываете для себя этот город, эту страну, то лучше берите с собой диктофон и не выключайте его всю поездку. Так проще будет вспомнить все, что вы успели повидать. Так проще будет сохранить все впечатления от этого города-оркестра.
Нынешний Сингапур – город молодой. И несмотря на то, первые упоминания об этом острове историки находят еще в китайских хрониках III века, и несмотря на то, что скоро уже исполнится два века с тех пор, как сэр Томас Стамфорд Раффлз договорился об организации здесь торговой зоны, определившей развитие региона, именно современную историю Сингапура стоит выделить в отдельное производство.
Потому что именно в эти 50 лет страна совершила то, чего не удалось больше никому на нашей планете. Одно из беднейших государств, экспортировавшее пресную воду и строительный песок, с исторически сложившимся высочайшим уровнем коррупции исчезло, чтобы появилась одна из самых развитых и технологичных держав с полным торжеством закона.
Девиз Сингапура звучит как: Singapore – the fine city. И только знатоки английского припомнят, что fine переводится не только как «прекрасный», но и как «штраф». И штрафы, о которых сложены многие легенды – они не для местных, а исключительно для туристов. Аборигены и без табличек помнят, что нельзя курить на улицах и на дорожке, плавно переходящей в десятиметровый туннель, с велосипеда надо спешиться.
И не увидите вы, закурив по вредной привычке, бегущего к вам полицейского в мешковатой форме и фуражке не по размеру. Человек в штатском вежливо предложит вам пройти в участок и посмотреть видеозапись в формате HD. Так что главное, что стоит запомнить перед въездом в Сингапур – читайте внимательно все таблички, которые видите. На них содержится немало полезной информации, способной сэкономить вам время, деньги и нервы.
Если следовать принятым в Сингапуре правилам, то не составит труда убедиться в каждом из сотен ярлыков, которые уже выдали Сингапуру или придумать свои. «Единственный шопинг-центр-член ООН», «Азиатский Милан» и «Остров небоскребов», «Азиатская Швейцария»...
На одной только улице Сингапура - Orchard Road – при желании можно неделю только и делать, что тратить деньги в магазинах: все мировые бренды здесь представлены в полном объеме. И лондонская Oxford Street уже меркнет, сильно уступая в размахе.
Не трудно догадаться, что когда на площади в 700 с небольшим квадратных километров живут пять с половиной миллионов человек, то плотность населения получается лишь чуть меньше, нежели в Монако. Но при этом, муниципальный транспорт – самый приятный способ перемещения. Особенно местное метро! Многие его станции своим простором и тем, как свободно там дышится, напоминают столичную подземку, на порядок превосходя её по технической оснащенности.
Ты можешь не разбираться ни в каких технических особенностях, но по тому, как тихо и плавно мчишься по туннелю, как точно по расписанию идет поезд, как легко ориентироваться во всех схемах и переходах, нутром чувствуешь, что еще одно чудо техники ты в Сингапуре повидал.
Единственный случай, когда стоит воспользоваться особым видом передвижения – при поездке на Сентозу. Здесь специально собрали на одной территории едва ли не все возможные развлечения – ну, чтобы праздно шатающиеся туристы не отвлекали деловой Сингапур. И к ним проложено много маршрутов: можно приехать сюда по одному мосту на автобусе, можно по другому мосту на такси. Но надо – на фуникулере!
Когда ты оказываешься на высоте 70 метров над уровнем моря и видишь только часть огромного морского порта (одного из крупнейших мире), дух захватывает моментально. В какой-то момент даже жалеешь, что добираешься до острова так быстро – такие панорамы вплоть до горизонта хочется наблюдать не отрываясь.
На пляже ты можешь не только искупаться, но и увидеть целую очередь океанских лайнеров, как пассажирских, так и грузовых, выстроившихся на горизонте в ожидании возможности захода в порт. Лицезреть все нагромождение небоскребов на изначальной территории Сингапура можно как из пасти символа города – Мерлиона, так и из специальной башни, на верхушку которой тебя поднимает застекленный тор. 7D кинотеатр открылся там еще с десяток лет назад.
Даже увлекающийся серьезно энтомологией откроет для себя немало интересного и нового в парке бабочек. Да и дайвер, побывавший уже во всех морях и океанах, встретит незнакомцев в самом большом океанариуме в Азии. В общем, стоит сразу оставить даже мысли о том, чтобы успеть обойти все это пешком, а сразу надо начать пользоваться особыми бесплатными автобусами, пущенными по острову. Только так есть возможность за один день успеть побывать почти везде. Тем более, что некоторые развлечения можно отнести и на вторую половину дня, и на ночь – это уникальное выступление розовых дельфинов и лазерное шоу «Песни моря».
Но если улучите несколько десятков свободных минут, то найдите неподалеку от пляжа открытый бар. Далеко не каждый английский паб может предоставить вам такой выбор сортов пива. А если к пиву вы возьмете фисташки, то вскоре вокруг вас соберутся павлины. То ли их туристы орешками избаловали, то ли хозяева бара приручили. Но вытянув натертые об Сентозу ноги и глотнув освежающего пенного напитка, ты в дополнении к полученным удовольствиям обретаешь еще и эстетическое удовольствие от раскрывшихся павлиньих хвостов.
Что же, Азия в принципе приучает европейцев к смешению несочетаемых красок, к смешению несочетаемых вкусов. Но Сингапур и в этом особенное место. Здесь переходы от одного к другому настолько же контрастны, насколько и незаметны. Противоположные ощущения можно испытать даже в одном и том же месте в разное время суток: можно весело прогуляться с фотоаппаратом по зоопарку днем, а можно вздрогнуть от страха, услышав тигриный рык в пятнадцати метрах от себя, придя в тот же зоопарк на специальную ночную экскурсию.
При том, что в Сингапуре живет 80 процентов китайцев, здесь все равно есть четко ограниченный Чайна таун. И ты идешь вроде бы по самым дальним закоулкам Черкизовского рынка, садишься за пластмассовый столик, смотришь как по сути на лестнице дома тебе готовят еду, а потом понимаешь, что ничего вкуснее ты в жизни не пробовал. А несколько шагов (буквально – несколько шагов!) и ты уже в Сити, среди небоскребов и сверкающих стеклом и металлом офисов. А за следующим поворотом уже чистая река с вековыми деревьями по берегам. Иные клерки по утрам даже совмещают путь на работу с утренней пробежкой в тенистом парке, имея возможность и душ принять уже в самом офисе.
Работать и зарабатывать здесь умеют. Примерно один процент жителей Сингапура – миллионеры. Причем в этот разряд попадают те, чье официальное состояние достигает четыре миллионов американских долларов. А если подсчитать и машины, и квартиры, и счет в банке, то свой миллион имеет практически каждый.
Кто-то скажет – это потому что у сингапурцев есть Фонтан богатства – самый большой в мире фонтан. Построили его по всем законам учения фэн-шуй – искусства ветра и воды, приносящего мир, покой и богатство. Здесь вода бежит по кругу – символу нескончаемости, и падает вниз, как бы принося с небес то самое желанное богатство.
Но что-то пока не доводилось слышать историй о туристах, посетивших в Сингапуре этот фонтан и нежданно разбогатевших по возвращению домой.
Потому что сначала надо научиться работать так, как работают здесь, слушаться предельно продуманных и четких законов, которые существуют не только для тебя, но и для всех окружающих.
Сингапур славен не только своими развлечениями и поражающей любой вкус кухней. Знатоки автомобильных гонок прекрасно помнят, что именно тут в 2008 году прошла первая в истории гонка Формулы 1 при искусственном освещении. Уже значительно позже появились гонки на закате в Бахрейне и Абу-Даби, еще только задумывают поставить мощнейшие фонари вокруг автодрома в Сочи, а на крошечном азиатском острове этой все уж есть.
Любой приезжающий на Гран При в Сингапур зритель знает, что можно оставить солнечные очки дома – гоночная жизнь тут стартует около пяти по полудню, то есть ровно тогда, когда в городе начинает смеркаться. Освещение на трассе выстроено таким образом, что разглядеть даже самые мелкие конструктивные особенности машин можно без труда и порой даже лучше, чем при солнечном свете.
Не бойтесь фотографировать – вспышки не мешают пилотам: трибуны немного возвышаются над трассой, что оставляет болиды внутри своеобразной ложбины (тоннеля). Число желающих посетить Гран При в Сингапуре растет год от года. В 2015 году билетов продано на 10% больше, чем годом ранее. И это не значит, что в прошлом сезоне места пустовали: просто пришлось построить новые трибуны вокруг трассы Марина Бей.
Да и на следующий сезон больше половины билетов уже продано. Не опоздайте!
Игорь Швецов и Оксана Косаченко специально для AUTOSPORT.com.ru