ГП Сингапура. Ни слова о Mercedes!
На прошедшем в минувший уик-энд Гран При Сингапура роли первой и второй скрипок играли бывший и нынешний пилоты Red Bull Себастьян Феттель и Даниэль Риккардо. Но какова была истинная разница между австрийской и итальянской командами? Разбирается Бен Андерсон...
На этапе в Сингапуре, когда главная доминирующая сила последних полутора лет в спорте - команда Mercedes - испытывала серьезнейшие проблемы с темпом, и не в последнюю очередь из-за шин, на первый план вышли два ведущих пилота команд-конкурентов - Себастьян Феттель из Ferrari и Даниэль Риккардо из Red Bull. Именно в этот уик-энд им предстояло доказать, чего они на самом деле стоят, и это им удалось.
В гонке бывшие напарники по команде выглядели на голову сильнее остальных - достаточно было выкрасить их машины в серебристые цвета, и никто бы ничего не заметил.
При этом возникает вопрос, а способен ли бы Риккардо всерьез бороться с четырехкратным чемпионом мира за первенство в гонке - возможно, Феттелю просто повезло с вовремя появлявшейся на трассе машиной безопасности?
Давайте разберемся...
Стоит отметить, что Себастьян всегда выглядел на этой трассе, не предъявляющей серьезных требований к аэродинамике машины и мощности мотора, просто блестяще. Это одна из самых пилотажных трасс в календаре, на которой также важны настройки и стабильность шасси на торможениях и разгонах. После этой победы Себастьяна в его активе стало четыре триумфа в Сингапуре за последние пять лет.
Все эти бесконечные медленные повороты с малым радиусом, соединенные непродолжительными прямыми, идеально подходят стилю немца. Он любит резко входить в повороты, агрессивно доворачивая машину тормозами, а затем быстро и уверенно вставать на газ, как можно раньше распуская руль.
На протяжении четырех лет 8-цилиндровой эры чемпионата в команде Red Bull ему это блестяще удавалось - он очень рано "открывался" на выходе из виражей, а выхлопные газы, попадавшие на диффузор, довершали начатое, значительно увеличивая сцепление с дорожным полотном.
На старте прошлого сезона, когда пришла пора для нового регламента, у Себастьяна все валилось из рук. Все привычные техники больше не работали, а новые гибридные силовые установки не давали ему былого ощущения на разгоне.
Риккардо отличается более классическим стилем пилотирования. Он в основном полагается на поддержание максимально возможной скорости внутри поворота и сохранение инерции для успешного и раннего выхода из виража. Этот набор качеств, вероятно, больше подходит нынешнему техническому оснащению машин Ф1 с "урезанной" (в том числе из-за запрета на использование нижней плоскости заднего антикрыла) прижимной силой и не столь быстрым откликом на агрессивные движения рулем.
Конечно, оба стиля пилотирования могут быть одинаково быстрыми, и в прошлом году в Сингапуре Феттель был достаточно резвым. Второе место на подиуме следом за Льюисом Хэмилтоном было лучшим его результатом в сезоне, но не стоит забывать, что с отставанием в 0.739 секунды от немца тогда финишировал не кто иной, как Даниэль Риккардо за рулем шасси RB10, на протяжении долгого времени атаковавший напарника.
В этом году мы наблюдали продолжение их прошлогоднего сражения с той лишь разницей, что теперь Себастьян был облачен в красный комбинезон и пилотировал не менее красную машину, тогда как "пурпурный" Даниэль добавил в свой актив лишний год опыта. Да и боролись они уже не за звание лучшего среди остальных, а ни много ни мало за первую ступеньку на подиуме - спасибо команде Mercedes (обещал ни слова о них, но парочку можно?), которая так и не смогла заставить работать сверхмягкую резину.
В субботу Себастьян показал просто ошеломляющий темп в квалификации. Он абсолютно бесстрашно вел свою SF15-T к заветному поулу - казалось, что никаких стен рядом с трассой вовсе нет. В результате ему удалось опередить Даниэля, показавшего второе время, более чем на полсекунды!
«Пятница сложилась для нас не лучшим образом, - сказал по итогам квалификации Феттель, - но ночью мы поработали с настройками и вытащили из машины еще немного скорости. На одном быстром круге нам не было равных. Это потрясающее ощущение! Я получил столько адреналина!»
Стоит также отметить и быстрый круг Риккардо. Пусть он не позволил австралийцу претендовать на подиум, но двух пилотов Скудерии на стартовой решетке разделить ему удалось.
Пурпурные силами Даниила Квята задавали темп на протяжении пятничных тренировок, и им удалось не растерять свой темп за ночь, хоть и не удалось сделать такой же шаг вперед, как Ferrari. При этом Кими Райкконену явно не удавалось наладить контакт с задними шинами на своей машине, чем объяснялось его огромное отставание от напарника.
«Это действительно очень пилотажная трасса, - признал Риккардо. - Все городские автодромы такие, но здесь очень длинный круг, и нужно проходить его очень грамотно. Очень многое здесь решает настрой.
Полагаю, чтобы ехать тут идеально, нужно обладать изрядной гонщицкой зрелостью и действовать довольно агрессивно, но в то же время дисциплинировано и осторожно.
Уверен, такого баланса удается добиться не каждому. Я с самого старта карьеры [в команде HRT в сезоне-2011] неплохо ездил в Сингапуре - особенно в квалификации. Это очень техничная и веселая трасса. Вообще, мне больше нравятся скоростные автодромы, но и в этом что-то есть».
До старта гонки в команде Red Bull опасались, что Феттель, как в былые годы, со старта улетит далеко вперед. Так и вышло - после первых четырех кругов преимущество немца составляло уже 5,282 секунды.
Это заставило погрузиться в уныние капитанский мостик коллектива из Милтон-Кинса. Но не самого улыбчивого парня в паддоке с прожорливым медоедом на шлеме. Австралиец продолжал считать, что лучший гоночный темп позволит им на протяжении дистанции достать Себастьяна.
Анализ пятничных симуляций показывал, что на длинных отрезках у пилотов Red Bull действительно было преимущество над Ferrari в 0,1-0,2 секунды с круга на обоих составах. И наблюдение за стремительно уезжавшим немцем только убеждало Даниэля в своем предположении, ведь Себастьян набрал слишком высокий темп, и сделал это довольно рано.
«Честно говоря, поначалу мне это нравилось, - сказал Риккардо. - Я подумал: «Хорошо, давай разгоняйся - не думаю, что тебе удастся поддерживать такой темп достаточно долго».
В какой-то момент я понял, что начал приближаться к нему, но в этот миг на одном из больших экранов увидел дымящуюся машину Force India и подумал: «Только не это!»
Я понимал, что это был наш лучший шанс».
Риккардо был обеспокоен первым появлением на трассе машины безопасности, ведь ход борьбы впереди был прерван.
К моменту, когда на 13-м круге столкнулись Нико Хюлькенберг и Фелипе Масса, австралийцу удалось "откусить" порядка полусекунды от изначального преимущества лидера, сократив свое отставание до 3,680 секунды.
Все заметили, что Риккардо действительно начал сокращать разрыв от Феттеля, и если бы не машина безопасности, кто знает, возможно, смог бы подобраться к нему ближе, чтобы попытаться переиграть на первом пит-стопе.
Однако анализ времен соперников на 13-круговом первом отрезке гонки, если не брать во внимание абсолютно дикий первый круг Себастьяна, показывает, что они шли очень ровно - среднее время круга Феттеля составляло 1.52,526, тогда как Даниэль проезжал круги в среднем за 1.52,585.
На десятом круге австралийскому гонщику удалось отыграть у соперника 0,337 секунды, кругом позже он подрезал отставание еще на 0,204 секунды, а на 12-м круге подъехал еще на 0,489 секунды. Более того, и первый сектор злосчастного 13-го круга Даниэль проехал с абсолютно лучшим для себя временем (правда, на 0,034 секунды медленнее, чем лучший круг лидера), и на втором секторе отыграл еще десятку. При этом ему удалось избежать скольжения на втором секторе, где до этого он терял время, из чего можно сделать вывод, что запаса шин ему еще хватало.
После этого случилась авария, Феттель нырнул в боксы, и погоня на какое-то время была прекращена.
«У меня не было ориентира, так что я просто старался держать отрыв, - сказал после гонки триумфатор. - Я был удивлен тем, как легко я отъехал от всех на пять секунд - потом решил немного сбавить.
Возможно, я чуть-чуть перестарался, и это позволило Даниэлю в конце отрезка быть на 0,3 секунды быстрее меня. Но у меня был запас».
Гонка возобновилась на 19-м круге. Вторую фазу гонки, похоже, Себастьян решил провести с упором на тактику, просто сохраняя отрыв от преследователя на сверхмягких шинах.
На протяжении следующих девяти кругов отставание австралийца колебалось от 0,6 до 0,9 секунды, и тот факт, что Кими и Льюис поехали приблизительно в одном темпе с лидером, было понятно, что Феттель просто бережет ресурс резины.
На 27-м круге немец решил взвинтить темп сразу на две секунды, обеспечив себе задел от Риккардо, а вскоре его отрыв составлял уже четыре секунды.
«На втором отрезке он четко понял, что ему нужно делать, - продолжил Даниэль. - Но я все равно думаю, что на сверхмягкой резине у нас были шансы побороться - в конце отрезка я чувствовал, что еду быстрее».
В действительности же вплоть до 37-го круга Риккардо не удавалось сократить отставание от лидера. Именно в этот момент машина безопасности посетила трассу во второй раз из-за беспечно прогуливающегося по дорожному полотну человека.
Непосредственно перед этим Феттель смог на первом секторе круга оторваться от преследователя еще на 0,4 секунды, что говорит о том, что темп у него еще был. И все же этот инцидент позволил Ferrari сделать, как это назвал босс Red Bull Кристиан Хорнер, "бесплатный пит-стоп".
«На втором отрезке гонки я задавал темп - здесь не так просто обгонять, чем я и воспользовался, - продолжил Себастьян. - Я понимал, что никто не сможет проехать здесь 40 кругов на более жесткой резине, они просто рассыпятся».
Зная, что приближается время второго посещения боксов, Феттель снова нарастил отрыв, чтобы не дать RBR воспользоваться тактикой раннего пит-стопа. Позже немец сказал, что этот план сработал.
До второй остановки гонки оба лидера ехали примерно на секунду быстрее своих напарников, и когда заезд в последний раз возобновился на 41-м круге, пришло время Себастьяну и Даниэлю "скинуть перчатки" и ринуться в открытый бой.
Феттель нанес удар первым, создав отрыв в 2,241 секунды уже по итогам первого круга после рестарта. К 47-му кругу его опережение увеличилось до 3,142 секунды, после чего пилот RBR начал сокращать отставание.
«Он сразу уехал вперед, но я не беспокоился, - сказал Даниэль. - Я понимал, что до финиша еще очень долго, а за 12-15 кругов до конца заезда я понял, что шины выдержат, а значит, можно атаковать.
Думаю, в тот момент то же самое решил и Себастьян. Я надеялся, что его шины раньше сотрутся. Полагаю, у меня было больше ресурса резины, но разница в скорости и износ были не столь высоки, и ему удалось спокойно доехать до финиша».
Если не считать последний круг дистанции, на котором Феттель мысленно уже откупоривал триумфальное шампанское, в среднем на завершающих 20 кругах гонки пилот Ferrari был на 0,12 секунды с круга быстрее соперника.
Сравнение темпа Феттеля и Риккардо в гонке
Для сравнения, Райкконен был на 0,6 секунды медленнее в среднем, а Росберг (в последний раз упоминаю!) - более чем на секунду медленнее. Как сказал после гонки Хорнер: «Сегодня Феттель и Риккардо ездили в собственной лиге».
В целом понятно, что Ferrari на протяжении всей гонки уверенно держала соперников на расстоянии вытянутой руки, особенно на ранних стадиях отрезков, что позволяло им диктовать темп в гонке и ни под кого не подстраиваться.
«Думаю, сегодня я сделал все, что мог, - подытожил Риккардо, легким утешением для которого стало то, что он все же отобрал у лидера гонки быстрейший круг с разницей всего в 0,028 секунды. - Я атаковал, когда это было необходимо, но большего я сделать не мог. Себ ведь очень умен, и он делал все, чтобы победить».
«Сегодня мы видели классического Себа, - добавил Хорнер. - Он контролировал гонку с самого старта и берег шины, не допуская ошибок. И все же он не показал быстрейший круг...»
Да и неважно. Главное, что в минувший уик-энд Себастьян Феттель напомнил всем о том, почему он является четырехкратным чемпионом мира. Ну а Даниэль Риккардо довольно прозрачно намекнул на то, что, возможно, в ближайшем будущем и он обретет статус триумфатора чемпионата.
Поживем - увидим...