Ф1 не имеет права потерять Энстоун
В Lotus уже довольно давно длятся трудные времена, и будущее команды до сих пор находится под большим вопросом. Но Лоуренс Барретто считает, что коллективу из Энстоуна непременно стоит бороться за свое существование - хотя бы ради своих сотрудников, которые в тяжелейшие времена работают на износ и помогают команде добиваться достойного результата...
В последние годы статьи и заметки, касающиеся будущего команды Lotus, перестали удивлять - более того, их число постоянно растет.
Неоплаченные счета коллектива накапливаются, а походы по судебным инстанциям стали уже привычным для энстоунцев делом.
Зарплату задерживают… Да что там зарплату, иногда им даже накормить своих сотрудников нечем.
И при всех этих трудностях команде удается удерживаться на высоком шестом месте в Кубке конструкторов.
Это просто невероятное достижение, которое стало возможно лишь благодаря трудолюбию, усердию и необъяснимой самоотдаче их парней на базе и на трассах.
Похоже, при найме на работу потенциальным сотрудникам в Энстоуне приходится в обязательном порядке ставить галочку в поле "стрессоустойчивость и способность работать в невыносимых условиях".
Если вспомнить историю команды - под каким бы названием она ни выступала - будь то Toleman, Benetton, Renault или Lotus, легко ей в спорте никогда не было.
При этом коллектив не раз находился на грани банкротства, что вряд ли могло понравиться сотрудникам, у которых есть своя жизнь, семьи, дети и ипотека…
Даже когда Renault обеспечила Benetton свою заводскую поддержку и статус, исполнительный директор компании Карлос Гон дал понять, что будущее коллектива вызывает определенные опасения и вопросы.
В 2008 году по команде сильно ударил сингапурский скандал с аварией Нельсиньо Пике, а годом позже энстоунцы были на грани ухода из спорта по причине несогласия с предложением FIA по ограничению бюджетов.
После того, как в Renault решили покинуть Ф1, в игру вступил люксембургский венчурный фонд Genii Capital, проведя ребрендинг и дав тем самым новую жизнь в Больших Призах имени Lotus.
Однако после пары обнадеживающих сезонов дела коллектива покатились с горы, в которую еле-еле забрались. Долги команды начали накапливаться с невероятной скоростью.
Когда деньги от очередного потенциального инвестора компании Quantum Motorsports так и не поступили на счета команды, ситуация стала ухудшаться. Они были не в состоянии платить не только своим поставщикам, но и Кими Райкконену, защищавшему их цвета. В результате финн устал от бесконечных "завтраков" и покинул Энстоун.
А команда осталась сводить концы с концами - от гонки к гонке, от месяца к месяцу - не строя далеко идущих планов.
Формула 1 - далеко не лучшее место для соревнований с одной рукой, привязанной к телу. Но для большей части коллектива, некоторые из которых работают в Энстоуне со времен Toleman и Benetton, эта ситуация вполне знакома и даже привычна.
Понимая ежедневную угрозу увольнения, они тем не менее упорно работают на базе, путешествуют с командой девять месяцев в году и используют все имеющиеся ресурсы для постоянного прогресса. В этой команде, и это не просто сотрясание воздуха, преданность и верность - не последние слова.
Хороший пример тому - бывший технический директор коллектива Джеймс Эллисон. Он действительно не хотел переходить в Ferrari. Если бы хотел, перешел бы гораздо раньше. Но он оставался в Энстоуне, потому что были проблемы, которые ему не терпелось устранить.
В нынешнем сезоне положение команды стало еще хуже. Долги начали расти в геометрической прогрессии, и перед коллективом встал вопрос ухода из спорта.
После краха Caterham и удивительного возрождения из пепла Marussia все поставщики пожелали работать с командами по факту с полной предоплатой. Разумеется, это оказало негативное воздействие на финансовый поток энстоунцев.
В Венгрии компания Pirelli не выдавала Lotus шины до тех пор, пока не поступит банковский перевод, а в Спа судебные приставы задержали их оборудование и машины на трассе до решения вопроса с бывшим пилотом команды Шарлем Пиком.
В итоге операционный директор коллектива Алан Пермейн назвал этот сезон худшим в истории команды с точки зрения финансов.
Недавно представители команды вновь вынуждены были присутствовать в суде по делу о неоплаченном долге Королевскому департаменту налогов и сборов (HRMC) в размере 2,7 миллионов фунтов стерлингов - по 900 тысяч в месяц за июнь, июль и август. Таким образом, коллектив вновь повис на волоске от введения внешней администрации, пока в компании Renault не написали гарантийное письмо с поручительством за команду и намерением выкупить ее активы.
В итоге французам дали десять недель на финализацию сделки, что должно в очередной раз уберечь команду от банкротства.
Но разговоры о приобретении производителем коллектива из Энстоуна идут с самого рубежа мая и июня, когда они впервые озвучили свои намерения взять под контроль 65% акций.
В спортивном отношении все эти перипетии означали лишь одно - значительные задержки в разработке шасси, что делает подиум Ромена Грожана в Спа еще более удивительным.
В то же время сотрудники на базе вынуждены были работать лишь в ключевых областях и проводить тесты в аэродинамической трубе в очень ограниченном объеме.
Этап в Японии стал для парней из команды настоящим кошмаром, если не сказать унижением, поскольку им не выдали пропуска в зону гостеприимства трассы из-за проблем с обязательствами. При этом ситуация не менялась на протяжении всего уик-энда, в результате чего инженеры и механики вынуждены были в буквальном смысле кормиться у радушных соперников.
Груз команды прибыл на трассу также с большим опозданием из-за тех же финансовых трудностей. Это был настоящий кошмар. Однако, несмотря на все неприятности, парни продолжали работать.
«Я всегда говорил, что в Энстоуне работают какие-то невероятные люди, и в Японии мы лишний раз в этом убедились», - так прокомментировал ситуацию Ромен Грожан.
И правда, механики и инженеры немыслимыми усилиями умудрились подготовить технику к первой тренировке и не останавливались на протяжении всего уик-энда. И наградой им стали седьмое и восьмое места на финише от Грожана и Мальдонадо - надо отметить, всего второй очковый дубль коллектива в нынешнем сезоне.
«Нашим парням очень непросто сохранять концентрацию, - отметил Пермейн. - Люди, естественно, беспокоятся о состоянии дел в команде и перспективах для своих семей, но при этом не опускают рук, а продолжают трудиться.
Механики отлично отработали на пит-стопах, а инженеры провели все необходимые приготовления к гонке - да и сами пилоты все сделали лучшим образом, о большем в этот уик-энд и мечтать было невозможно.
Также я бы хотел отметить и парней, оставшихся на базе в Энстоуне. В нашей команде очень много бойцов невидимого фронта, которых вы не можете наблюдать на своих экранах каждый уик-энд, но которые пытаются в очень сложных условиях готовить хоть какие-то обновления.
У нас действительно очень стойкий коллектив. Это просто феноменально».
Представьте только, на что была бы способна эта команда при должном уровне финансирования.
Современные машины Ф1 могут строить далеко не все, но лишь единицы способны делать это практически без денег.
Удивительно, что все сотрудники команды твердо убеждены в том, что коллектив непременно ждет успех, какими бы сложными ни были нынешние времена.
«Команда из Энстоуна в прошлом уже выигрывала титулы - у нас есть для этого все необходимое, и мы знаем, как это делать, - продолжил Пермейн. - Никто из нас не боится заявить о том, что мы сделаем все, чтобы вернуться на вершину и вновь бороться за победы. Мы сможем».
Команде Lotus присуще все, что так необходимо современной Формуле 1 - усердие, решительность, изобретательность, талант и настоящая страсть к гонкам.
Им столько всего пришлось пережить, но они по-прежнему в игре - только благодаря своим преданным сотрудникам - настоящей семье из Энстоуна. И одного только этого достаточно, чтобы говорить о том, что Формула 1 просто не имеет права потерять эту самобытную команду.