Такие пятницы в Ф1 нам не нужны!
Вот и завершился первый день второго в истории Гран При России в Сочи. День, надо признать, как и две недели назад в Японии, совершенно бесполезный с точки зрения подготовки команд к оставшейся части уик-энда. Бен Андерсон считает, что здесь есть о чем задуматься...
Квинтэссенцией прошедшей пятницы в гостеприимном городе Сочи можно назвать кадр из телевизионной трансляции, на котором пилот команды Williams Фелипе Масса мирно дремал в кокпите своей машины под аккомпанемент субтропического дождя.
В такие дни многие начинают жалеть зрителей, собравшихся на трибунах и у телевизионных экранов, особенно это касается тех, кто заплатил немалые деньги за билет или подписку на телевизионную трансляцию этого, с позволения сказать, действа. Пожалуй, было бы даже гораздо увлекательнее смотреть на то, как сохнет краска…
Но что есть, то есть. Дневная тренировочная сессия была полностью испорчена непрекращающимся дождем, а с утра больше всех работали… сотрудники автодрома, доблестно убирая с дорожного полотна дизельное топливо, разлитое во втором секторе.
Когда сессия все же началась, гонщики все равно не могли проходить участок от седьмого до десятого поворота в полную силу, поскольку тонкая масляная пленка все же осталась на асфальте, вследствие чего машины изрядно скользили.
Если считать минувший гоночный уик-энд на Сузуке, то можно сказать, что четыре из последних пяти тренировочных сессий оказались по разным причинам испорчены, в связи с чем
возникает логичный вопрос - а нужны ли вообще Формуле 1 эти пятничные заезды?
Ведущий колонки AUTOSPORT и бывший пилот Больших Призов Карун Чандок еще после Гран При Японии предложил руководству Ф1 пересмотреть формат уик-эндов, чтобы сделать их более привлекательными для зрителей - возможно, путем сокращения количества дней этапа с трех до двух.
В то же время пилот Force India Нико Хюлькенберг недавно также пожаловался на то, что в рамках Гран При проводится слишком много тренировочных заездов, что позволяет командам и гонщикам, плохо подготовившимся к этапу, подтянуться к своим соперникам.
Если говорить о качестве создаваемого шоу, то, безусловно, в этом есть доля истины. Вероятно, время на трассе можно было бы использовать как-то иначе, чем зачастую просто бесцельно кататься по автодрому.
«Единственный способ что-то сделать в этом отношении, это гарантировать командам какую-то выгоду от их появления на трассе, - сказал глава автоспортивного подразделения Pirelli Пол Хембри. - Сейчас гонщики ездят по пятницам лишь с целью лучше подготовиться к предстоящим заездам, но если вы хотите, чтобы они действительно выкладывались по максимуму и рвались на трассу, нужно их как-то мотивировать на достижение результата по итогам каждого дня уик-энда.
К примеру, в серии GP2 в пятницу проводится квалификация, а в субботу и воскресенье - гонки. В итоге в каждый из трех дней пилоты могут что-нибудь да выиграть».
Конечно, в Формуле 1 все иначе, ведь даже самая продуктивная пятница для гонщиков, по сути, оборачивается тестами с телевизионной трансляцией. При этом в командах понимают, что излишне рисковать в пятницу не стоит, ведь даже пропуск первых сессий Гран При еще не означает краха всех надежд в следующие два дня. Пример тому - минувший этап в Японии. Недостаток тренировочного процесса в пятницу практически не повлиял на итоговую расстановку сил в пелотоне.
Теоретически можно было бы ужать расписание гоночных уик-эндов, оставив только действительно значимые сессии, но в этом случае мы рискуем навлечь на себя гнев промоутеров этапов, которые и так с трудом справляются со своим финансовым бременем по организации Гран При.
Но нужно четко понимать, что по пятницам мы наблюдаем именно за тренировками команд. А в каком еще виде спорта тренировки транслируются на весь мир, и на них продаются билеты?
Иногда по телевизору можно видеть короткие нарезки с тренировочных баз тех или иных команд, но прямые трансляции оттуда никто не ведет. Даже собственный клубный телевизионный канал "Манчестер Юнайтед" с большим желанием покажет повторы старых матчей команды, а не будет транслировать тренировки.
К тому же, можно вспомнить примеры Валттери Боттаса в прошлом году и Ромена Грожана - в этом, вынужденных зачастую пропускать первые пятничные тренировки, чтобы дать поездить третьим или резервным пилотам. При этом нельзя сказать, чтобы эти эпизоды как-то критически влияли на развитие уик-эндов для них в дальнейшем.
«На данный момент все пилоты Ф1 достаточно хорошо готовы к гонкам, и пропуск сессий не столь сильно отражается на их выступлении, - признался Грожан, отметивший также, что в пятницу в Сочи даже не садился в кокпит машины. - Да, это не идеальная ситуация, но с этим можно жить. Труднее всего в этом отношении приходится инженерам, поскольку в случае пропуска сессий им сложно оценить расход топлива на круге, а также степень износа резины и тормозов. Здесь есть масса неизвестных».
И все же в условиях ограниченных тестов команды стремятся использовать тренировки по пятницам, чтобы обкатать в реальных условиях некоторые свои новинки.
К примеру, в эту пятницу Фернандо Алонсо проехал больше остальных кругов по трассе в Сочи, чтобы протестировать новый двигатель внутреннего сгорания (который не будет использоваться в дальнейшем по ходу этого уик-энда), а также обновленный мотор-генератор тепловой энергии и турбину. Днем же испанец появился на трассе с проблемным агрегатом на борту, который требовал калибровки после обнаружения неполадок на Гран При Японии.
Эти испытания, несмотря на дождь, серьезно помогли команде. Чем больше удается собрать информации, тем легче работать.
Есть еще один любопытный аргумент в пользу отказа от целого дня тренировок. Дело в том, что современные команды Ф1 очень эффективны и подготовлены к этапам - у них все всегда под контролем. Словом, если попытаться хоть немного сбить их с толку, лишив определенного количества информации и наката, можно сделать гонки куда более захватывающими.
Формула 1 хороша своей непредсказуемостью, как в Венгрии в прошлом году, когда непосредственно перед стартом заезда пошел дождь, что спутало командам все карты и заставило покумекать их стратегов.
«Если вспомнить минувшую гонку на Сузуке, то мы изначально считали, что оптимальной шинной тактикой будет мягкие/мягкие/жесткие, - продолжил Грожан, - а в итоге оказалось, что лучше было использовать мягкие/жесткие/жесткие. За счет этого мы вполне могли обойти Хюлькенберга.
Да, отсутствие практики в пятницу лишило нас определенной части информации, но в целом я считаю, что расклад сил особенно не изменился.
Дуэт Mercedes все равно финишировал бы на первых двух местах, да и остальные позиции не претерпели бы больших изменений.
Когда я ездил в GP2, то знал, что в моем распоряжении будет всего полчаса тренировки, а дальше боевые заезды. Для молодых пилотов это очень сложно, так что мне это не нравилось».
Если же от трехдневного формата избавиться нельзя, почему бы не придумать способ мотивировать пилотов выезжать по пятницам из гаража (ну или хотя бы просыпаться, как в случае с Массой)?
«Не думаю, что в этом отношении нужно что-то серьезно менять, - возразил французский пилот. - Болельщики получают удовольствие, сидя на трибунах, а главное событие все равно только в воскресенье.
Да, когда идет дождь, становится скучновато. Вероятно, можно как-то сдвигать сессии, если начинается дождь, не знаю. Но чаще всего все проходит нормально.
Есть трассы, на которых мы серьезно ограничены в отношении комплектов резины, так что не особенно стремимся выезжать из гаража. К тому же, мы часто ждем, когда трасса станет почище. Но я не знаю, что тут можно сделать.
Для болельщиков это не очень интересно, но если, к примеру, сегодня мы бы выехали и разбили машину, то что делать дальше? У нас нет столько запчастей. Так что мы главным образом концентрируемся на воскресной гонке и хотим заработать очки. Мы просто не хотим рисковать».
Позитивным моментом в отсутствии полноценных заездов в пятницу можно назвать потенциально более оживленную и напряженную тренировку в субботу утром. Дженсон Баттон, к примеру, считает, что в предквалификационной сессии в Сочи все команды будут очень много работать, чтобы наверстать упущенное днем ранее.
«Завтра будет очень насыщенное утро, зрителям однозначно понравится, - предположил британец. - Пилоты будут выезжать как с большой, так и с малой топливной загрузкой, к тому же, у всех будет достаточное количество комплектов резины. Я очень жду финальной тренировки».
Мы все хотим видеть как можно больше машин на трассах, но при этом не против лицезреть хоть какие-то конкурентные заезды, а не просто тренировочный процесс, в нюансах которого большинство зрителей просто не разбирается.
Вероятно, можно было бы проводить по пятницам какие-то внезачетные соревнования для привлечения внимания болельщиков на трибунах и телевизионной аудитории.
В период с 1979 по 1981 компания BMW организовывала отдельный чемпионат Procar, в котором действующие пилоты Ф1 могли сразиться друг с другом за рулем идентичных машин в рамках Гран При.
Почему бы не возродить эту идею? Полагаю, найдется немало производителей, которые при отсутствии конфликта интересов согласятся предоставлять и обслуживать машины в обмен на рекламу.
Полагаю, это помогло бы хоть как-то расшевелить сонное царство, которое мы наблюдали по пятницам в Японии и России. Но было забавно смотреть, как высокопоставленный российский чиновник катал по трассе в машине безопасности Берни Экклстоуна...