McLaren и риск повторить путь Williams
Несмотря на ужасный сезон-2015, в команде McLaren-Honda абсолютно уверены в своем светлом будущем. Однако Бен Андерсон предупреждает о том, что несколько лет без успеха в Формуле 1 могут дорого обойтись команде. Спросите у Williams...
Заголовки всех спортивных изданий в этом году давно уже не обходятся без упоминания настоящего краха нового альянса прославленного коллектива из Уокинга с мотористами Honda. Но если посмотреть на предыдущие годы, то несложно отметить, что McLaren уже давно не добивалась успеха в Больших Призах…
Любая спортивная дисциплина - это неминуемая череда взлетов и падений, но не стоит забывать, что затяжной период без побед может серьезно отразиться на команде Ф1, особенно с учетом того, что все коммерческие взаимоотношения со спонсорами и бюджет напрямую зависят от положения коллектива в чемпионате.
Обо всем этом прекрасно знают в Гроуве. В 90-х любимое детище сэра Фрэнка Уильямса не раз оказывалось на вершине успеха, пока компания Renault не покинула спорт, а Эдриан Ньюи не перебрался в Уокинг. С тех пор в команде начался спад.
В начале 2000-х коллектив ненадолго расцвел, объединив усилия с мотористами из BMW, а Хуан-Пабло Монтойя даже претендовал на титул в 2003-м, выиграв две гонки. Однако до сезона-2014 команда из Гроува так ни разу и не поднялась выше четвертого места в Кубке конструкторов.
Это было затишье длиной в целое десятилетие, которое просто противопоказано гоночному коллективу, пытающемуся быть на первых ролях в конкурентной среде Больших Призов, которую нередко сравнивают с аквариумом, переполненным пираньями.
После разлада с BMW в 2005-м и до воссоединения с Mercedes в начале новой турбоэры команда Williams сменила не одного моториста - были среди них Cosworth, Toyota и Renault. Но в чистом остатке лишь одна победа в гонке, добытая Пастором Мальдонадо в 2012-м, и финиш на четвертом месте в командном зачете в 2007-м. Всё.
При этом за шесть совместных сезонов с BMW лишь раз коллектив заканчивал год с худшим результатом.
Факт в том, и это ни для кого не секрет, что несколько лет подряд без значимых достижений, особенно если это касается команды с богатым историческим наследием, могут серьезно отразиться на имидже и финансовом положении некогда суровой боевой единицы.
«Это замкнутый круг, - сказала по этому поводу заместитель руководителя команды Williams Клэр Уильямс в интервью нашему сайту. - Спад формы неминуемо приводит к сокращению количества партнеров и спонсоров, а это ведет к сокращению бюджета и необходимости более приземленно и практично распоряжаться имеющимися деньгами.
Спросите у любого в спорте, и вам скажут, что положение команды в чемпионате и количество спонсоров связаны прямо пропорционально - как только результаты идут вниз, это тут же отражается на финансовых инвестициях в коллектив.
Если же спад продолжится, то под вопросом будет уже возможность строительства конкурентоспособного шасси, что приведет к новому витку падения результатов. Круг замкнулся».
Кроме того, важно отметить, что в этом случае в команде непременно будет снижаться мотивация сотрудников и их работоспособность, что является ключевым аспектом деятельности любой команды Ф1.
Если коллектив перестает восприниматься как реальный претендент на чемпионство, сотрудникам становится трудно сохранять веру в будущее. И в результате топ-команда превращается в обычного середнячка.
«Необходимо реалистично подходить к своему месту в чемпионате, - продолжила Клэр. - Любая команда Ф1 обладает внутренним командным духом, и это здорово, так как иногда помогает мотивировать людей на новые свершения. Вы всегда должны верить, что ваш коллектив способен бороться за самые высокие места.
Но результаты на трассе неизбежно отражаются на восприятии команды внутри коллектива, и если пилоты не добиваются успеха, инстинкт победителя постепенно исчезает.
Чтобы предотвратить этот процесс, вам необходимо убедить сотрудников в том, что ваша команда действительно способна добиваться большего. Это очень важный момент. А иначе зачем вообще приезжать на гонки?
Важно сохранять лидерские амбиции. Все в команде должны четко понимать, что их коллеги делают все возможное. После недавнего спада нам пришлось очень долго и упорно восстанавливать командный дух и настрой.
Мы проводили встречи с сотрудниками, разговаривали с ними очень прямо и откровенно, объясняли, что именно мы сделали не так, и что намерены сделать, чтобы изменить сложившуюся ситуацию».
В настоящее время коллектив Williams переживает новый подъем - и не в последнюю очередь благодаря приходу в команду Пэта Симондса, некогда причастного к успехам Benetton/Renault, и соглашению на поставку лучших на данный момент силовых установок производства Mercedes.
В то же время нельзя не отметить, что в Гроуве сражаются с Mercedes, Ferrari и Red Bull, обладая на порядок меньшим бюджетом, и это тоже важно.
Команда McLaren не выигрывала Кубок конструкторов с 1998 года, при этом если судить по их бюджету и инфраструктуре, они уж точно не должны уступать соседям из Гроува.
Но в Уокинге решили пойти своим путем, разорвав клиентское соглашение с Mercedes, чтобы стать эксклюзивными партнерами Honda - по сути, их заводской командой.
Нынешняя ситуация в McLaren чем-то напоминает период 1994-96 годов, ведь тогда тоже все вертелось вокруг двигателей.
Проиграв позицию в чемпионате команде Benetton, руководитель коллектива Рон Деннис разорвал отношения с Ford и заключил сделку на сезон-1994 с Peugeot, что обернулось настоящим крахом в плане надежности.
Перехватив у Петера Заубера заводское соглашение с Mercedes в 95-м, команда добилась определенного прогресса, при этом стоит отметить, что в период с 94-го по 96-й годы пилоты McLaren 16 раз поднимались на подиум, не выиграв при этом ни одной гонки. Четвертое место в Кубке конструкторов стало для них постоянным местом прописки.
После этого пришел черед парней из Уокинга побеждать, и вполне очевидно, что сегодня они надеются повторить тот свой путь с Honda.
Но нельзя не заметить, что японский моторист пока просто не справляется с поставленной перед ним задачей, а нынешняя ситуация McLaren становится действительно угрожающей, особенно с учетом того, что пилоты команды уже три года не побеждали, а в этом сезоне, скорее всего, им уготовано девятое место к Кубке конструкторов.
При этом гоночный директор команды Эрик Булье уже официально признал, что нынешние неудачи непременно отразятся на коммерческой составляющей коллектива в следующем году. Также он отметил, что сами они намеревались в этом году побороться как минимум за пятое место в командном зачете.
Вопрос лишь в том, как долго в Уокинге готовы ждать, когда Honda выкопает себя из собственноручно вырытой ямы.
«Я обещаю, что в следующем году мы не будем на девятом месте, - сказал француз в интервью нашему сайту. - С учетом наших ресурсов это просто неприемлемо».
Но факт в том, что команда сама отказалась от лучшего в пелотоне двигателя в обмен на худший, и со временем, если ситуация не исправится, McLaren рискует превратиться из амбициозного коллектива в уверенного середнячка.
При этом Булье отметил главное, на его взгляд, отличие между нынешним положением команд из Уокинга и Гроува - McLaren действительно является, по сути, заводским представителем Honda, тогда как Williams - лишь один из клиентов Mercedes.
Смутные времена для Williams наступили тогда, когда они утратили статус заводской команды, так что, вероятно, McLaren уготовано неплохое будущее, если, конечно, они дождутся обещанного прогресса со стороны мотористов из Сакуры.
Также стоит отметить, что Red Bull и Renault никогда не были очень тесно связаны друг с другом, несмотря на четыре совместно завоеванных титула. Но их разлад должен стать еще одним предупреждением для McLaren в плане возможного развития событий.
После потери заводского статуса команда Williams долгие десять лет находилась в забвении, пытаясь сохранить все, что было накоплено в годы успеха. Сможет ли McLaren избежать подобной участи?
В Уокинге уверены, что невозможно выиграть титул с клиентским двигателем, а в Гроуве думают иначе. Следующие несколько сезонов покажут, кто из них был прав, но в настоящее время намного более уверенно выглядит именно Williams, а мы знаем, что результаты напрямую связаны с финансовым благополучием коллектива.
Что ж, теперь ход за McLaren и Honda - мы все ждем от них прорыва. Если же прорыва не случится и союз распадется, их история станет поучительным примером для будущих команд Ф1, что тоже немало.
Но в McLaren об этом ни на секунду не задумываются, они абсолютно уверены в успехе своего предприятия. Им лишь стоит помнить о том, что пара неудачных лет вполне может привести к десятилетиям безвестности...