Что скрывается за комментариями Экклстоуна?
Комментарии Берни Экклстоуна о положении Формулы 1, прозвучавшие в интервью двум национальным телекомпаниям, попали в заголовки новостей, но что за ними стояло? Журналист AUTOSPORT Дитер Ренкен анализирует выступления коммерческого босса «Королевских гонок»
Когда генеральный директор Formula One Management Берни Экклстоун в течение одной недели появляется в эфире двух таких разрозненных телевизионных компаний, как российская RT и немецкая ZDF, в этом обязательно должна быть какая-то уловка.
А когда он оказывается перед немецкими телекамерами вместе с бывшим президентом FIA Максом Мосли, своим помощником с 40-летним стажем, администрация которого продала ему за бесценок права на спорт на 113 лет, то очевидно, что преобладает целенаправленная стратегия.
В конце концов, этот человек никогда не делает ничего просто так и избегает внимания больше, чем кто-либо из людей его статуса, даже когда речь идёт об обвинении во взяточничестве размером £30 млн. Поэтому было интересно сравнить его выступления на RT и ZDF, особенно после эксклюзивного интервью, недавно опубликованного в этой колонке.
Приглашение немецкого репортёра ZDF Фолкера Грубе в его лондонский офис, медная статуя Экклстоуна в натуральную величину и, конечно, отсутствие представителя немецкой телекомпании в кадре ещё более интригует.
Как вы помните, Германия является страной, которой Берни пришлось заплатить £75 млн за закрытие судебного дела по поводу упомянутого обвинения.
Возможно, выбор немецкой телекомпании был связан с намерением нанести удар по Mercedes. Немецкий производитель в настоящее время доминирует на политической и спортивной арене в такой степени, что FOM и мажоритарному акционеру CVC Capital Partners придётся выплатить его команде дополнительные £50 миллионов из бюджета в качестве премии за победу в чемпионатах-2014/15.
В российском интервью, проведённом Софи Шеварднадзе, Экклстоун сделал ряд политических заявлений, которые не заслуживают комментариев здесь, за исключением того, что его критика Соединённых Штатов Америки – «большой остров, изолированный от окружающего мира» - едва ли была хорошо принята в Остине, где прошёл следующий этап Ф1.
Также возникает вопрос, как отнёсся к этим комментариям Стивен Росс, владелец Miami Dolphins, рассматривающий возможность приобретения контрольного пакета акций Формулы 1. Вполне возможно, если/когда они встретятся, уроженец Детройта, проживающий в Нью-Йорке, напомнит, что к царю Ф1 внимательно прислушиваются на острове, в его случае, сравнительно крошечной части суши…
Но как бы интригующе это ни было, в обоих интервью Экклстоун говорил о разрыве свода правил Формулы 1.
«Я думаю, у нас слишком много технических ограничений. Это похоже на старый дом, который люди продолжают достраивать, и никто не знает, зачем они это делают», - сказал он в российском интервью.
Когда Шеварднадзе предположила, что Формула 1 – это, скорее, шоу, чем спорт, Экклстоун не согласился: «Сейчас, это наоборот, в большей степени спорт.
Я думаю, мы находимся в шоу-бизнесе. Если мы прекратим развлекать публику, то окажемся в беде. Наша самая большая проблема состоит в том, что мы заранее знали, кто станет чемпионом в этом году. Это неправильно. Люди приходят смотреть гонки и не хотят знать результат ещё до старта. Именно поэтому я хочу порвать этот свод правил».
Тема предсказуемости была затронута и в интервью ZDF, но Экклстоун, кажется, предпочёл забыть, что «Золотой век» Формулы 1 пришёлся на середину 2000-х годов, эру доминирования Ferrari, где не было практически никакой борьбы между Михаэлем Шумахером и Рубенсом Баррикелло ни до, ни после запрета командной тактики. Тем не менее трибуны были забиты до отказа, а телевизионные рейтинги били все рекорды.
Упоминая свод правил, Берни сказал RT: «Я в этом виновен не меньше других. Поэтому я считаю, нам надо порвать книгу правил и написать новую. У нас создалась клиническая ситуация с излишним количеством правил. Я полагаю, что во время старта пилоты должны быть предоставлены сами себе. Они не должны получать помощь с командного мостика».
В интервью ZDF он также использовал аналогию со «старым домом», но при этом добавил характеристику «викторианский». Однако интересно, что он призвал собрать компетентных людей и предложить им переписать регламент.
При разработке правил FIA обращается к лучшим консультантам и инженерам, которые есть в спорте, но проблема в том, что многое зависит от самих команд.
Таким образом, Экклстоун понимает, как и любой другой в паддоке, что переписать правила практически невозможно из-за разногласий и структуры – спорной Стратегической Группы, ставшей частью реструктурированной Комиссии Формулы 1, – которую он создал. С небольшой иронией он заявил: «Я вхожу в Стратегическую Группу, и хочу знать, что будет [с точки зрения правил в 2017 году]».
Тем не менее предложение разорвать свод правил в итоге свелось к неправильному поиску виновных.
Слова Мосли о различных источниках дохода Ф1 - спонсорах и так называемых деньгах FOM - вызвали улыбку. Он отметил, что премиальные платежи командам несправедливы, но именно во времена его правления [фактически в конце 90-х] Ferrari впервые получила дополнительный призовой доход.
Экклстоун согласился, что нынешнее распределение призовых несправедливо, но ничего изменить невозможно.
Конечно, Экклстоун оказался в своей стихии, когда речь зашла о гибридных двигателях в Ф1. Признав, что при описании было бы справедливо использовать слово «дерьмово», он добавил: «То, что мы получили эти моторы – вина Макса».
Продолжая критику, он рассказал, что в России ему напомнили об отсутствии звука. В то время как Мосли, поддерживающий гибридную концепцию, отметил, что телезрители вряд ли увидят разницу между старыми двигателями V8 и новыми.
Он заявил, что идея заключалась в том, чтобы получить двигатель, который можно было бы использовать в дорожных машинах, добившись в Формуле 1 максимальной мощности при минимальном расходе топлива.
Все это хорошо. Кроме того, что позже Мосли высказался против двух педалей, предложив вернуть педаль сцепления и ручное переключение передач. При этом дорожные машины становятся всё более автоматизированными, а двойное сцепление повышает экономичность.
Ведь то, что хорошо для двигателя, хорошо для коробки передач и рулевого колеса?
Рассуждая о чемпионате «инженеров», Берни, кажется, предпочёл забыть, что его команда Brabham в 1978 году оборудовала BT46, прозванную "машиной-вентилятором", гидравлической подвеской, и этот автомобиль стал одним из первых, проработанных в аэродинамической трубе. А в 1983-м именно пилот Brabham стал первым чемпионом турбоэры.
Особенно грустно стало, когда, обсуждая процесс изменения регламента, Мосли напомнил о запрете правила «квалификационных» машин, которое планировалось ввести в 2002 году. Экклстоун добавил: «Кен Тиррелл сказал, что погибнет много людей, поскольку машины не будут подготовлены должным образом».
Мосли с ухмылкой перебил Берни: «Погибнут гонщики… и на финише будет только половина пелотона».
Возможно, покойный Тиррелл действительно говорил подобное, но бесспорный факт в том, что он продал одноимённую команду Крэгу Поллоку и British American Tobacco в 1998 году и после этого не участвовал в разработке регламента. Конюшня превратилась в BAR, которая затем стала Honda, впоследствии перешедшей под управление Росса Брауна, а затем проданной Mercedes-Benz.
Высказывание Экклстоуна об истории оказалось чуть более простым, но одновременно немного мрачным, когда Шеварднадзе спросила: «Кто, на ваш взгляд, является лучшим гонщиком всех времен?»
Он ответил: «Был такой австрийский пилот, он являлся моим партнёром по бизнесу, его звали Йохен Риндт. Он выиграл чемпионат мира, но получил чемпионский титул посмертно, поскольку погиб в одной из гонок. Мы были очень близкими друзьями, и он был очень талантливым гонщиком.
СШ: Что сделало его таким особенным, если вы считаете его лучшим гонщиком времён? Это связано с тем, что он был вашим близким другом?
«Он всегда добивался максимума. Именно так становятся чемпионами, в теннисе или любом другом виде спорта».
Тем не менее, рассуждая о технологиях и мастерстве гонщиков, Экклстоун сказал: «По этой причине меня многие просят назвать лучшего гонщика. Большинство со мной не согласятся, но всегда я говорю, что это Ален Прост. Во времена его выступлений нужно было обращать внимание на тормоза, коробку передач и так далее – он умело справлялся с этим и финишировал в большинстве гонок.
В заключение Грубер коснулся вопроса финансов в Ф1, возможной продажи 35,5% акций CVC и цен на билеты. По первому вопросу Экклстоун объяснил, что перераспределение структуры будет возможно только при условии полного согласия, дав понять, что будет не слишком рад уменьшению доходов.
Когда зашла тема о возможном расследовании ЕС финансовой деятельности и структуры управления, в глазах Берни появился блеск, ставший свидетельством того, что он может лишь поприветствовать такое вмешательство.
Отвечая на вопрос о высоких ценах на билеты, он обвинил команды, заявив, что те требуют 65% доходов, и это вынуждает промоутеров повышать стоимость, чтобы иметь возможность заплатить ежегодный взнос. Опять же, это лишь половина истории, поскольку FOM сохраняет 35% ПОСЛЕ эксплуатационных расходов. Если, как и другие спортивные промоутеры, FOM уменьшит долю, цены на билеты сразу же упадут, но CVC будет недовольна.
Мосли, рассуждая на данную тему, предложил топ-командам сократить расходы, отметив, что тогда цены на билеты станут ниже.
Что касается возможной продажи коммерческих прав Ф1, то Экклстоун заявил, что CVC должны продать большую часть акций, и на вопрос о сохранении места при новых владельцах добавил: «Если меня попросят, то я останусь, но, может быть, они и не захотят этого».
Также он добавил: «Есть три покупателя. Осталось собрать всё воедино и обсудить все детали».
Наконец, как в интервью RT, так и ZDF, Экклстоун сказал: «Мы не должны забывать, что находимся в шоу-бизнесе. Мы должны спросить общественность: «Что вам не нравится в современной Формуле 1? Что нравилось в прежней Формуле 1?»
Не так давно уже был проведён глобальный опрос среди болельщиков, результаты которого были опубликованы AUTOSPORT.
Однако главный вопрос остаётся: кому Экклстоун подыгрывал в обоих интервью? Потенциальным покупателям? Болельщикам? Русским или немцам? Mercedes? Комиссии ЕС?
Неудивительно, что за свою загадочность его зовут «Мистером Э»...
Перевел и адаптировал материал: Иван Беликов