Эксперты AUTOSPORT о сезоне Формулы 1
Кто лучше остальных проявил себя в минувшем сезоне Формулы 1, какие нас ждали сюрпризы, радости и разочарования, и что останется в памяти об уходящем годе? Эксперты AUTOSPORT, статьи которых вы читали на протяжении всего сезона, поделились своими мнениями...
Прошедший сезон Больших Призов нельзя назвать классическим в плане ведения борьбы за титул до самых последних кругов заключительной гонки, но и к числу проходных его также не отнесешь.
Мы поинтересовались мнением экспертов AUTOSPORT относительно главных моментов уходящего года.
Своим видением ситуации поделились Бен Андерсон, Гэри Андерсон, Лоуренс Барретто, Дитер Ренкен, Иан Паркс и Эд Стро.
Кто из гонщиков оставил наилучшее впечатление по итогам сезона?
Бен Андерсон: Льюис Хэмилтон был непобедим на протяжении большей части сезона, но все же нынешний год запомнится выступлением в Формуле 1 будущей суперзвезды Макса Ферстаппена. Потрясающий дебют!
Лоуренс Барретто: Без сомнений, Макс Ферстаппен. С учетом столь юного возраста и всего одного года опыта во "взрослых" гонках он мог стать жертвой повышенного прессинга и внимания к своей персоне. Но он блестяще справился с обстоятельствами и проблемами с надежностью мотора на старте сезона. Макс проводил отличные обгоны и очень бережно обходился с резиной. Да и критикам на милость не сдавался.
Иан Паркс: Трудно не отметить достижение Льюиса Хэмилтона. Но был и другой гонщик, который запомнился своим отношением к делу и демонстрацией силы на фоне опытных и авторитетных соперников. Конечно же, я говорю о Максе Ферстаппене, проявившем в минувшем сезоне весь свой талант. Лично мне он напомнил молодого Хэмилтона.
Дитер Ренкен: Я бы тоже выделил Макса Ферстаппена, и не только за его выступления непосредственно на трассе. Мне очень понравилось, как он справлялся с трудностями и кризисом в команде на старте сезона. Будущее за MV33!
Эд Стро: Льюис Хэмилтон. Это довольно предсказуемый выбор, но у британца не только была лучшая машина, он еще и справлялся с ней великолепно. Спад в конце сезона ничего не значит, ведь на тот момент он уже выиграл титул.
Гэри Андерсон: Себастьян Феттель. После сложного последнего сезона в составе Red Bull немец буквально возродился в Ferrari. Адаптироваться в новой команде всегда трудно, а если принимать во внимание прошедшие в Маранелло глобальные перестановки, то трудно вдвойне. Но он справился и, что очень важно, сумел объединить команду вокруг себя.
Какую команду вы бы выделили по итогам сезона?
Дитер Ренкен: Только представьте, чего могла бы добиться команда Force India, если бы внедрила все свои новинки не во второй половине сезона, а перед его стартом. При бюджете вдвоем меньшем, чем у Red Bull, коллектив из Сильверстоуна то и дело наступал четырехкратным чемпионам мира на пятки, а иногда пугал и Williams.
Бен Андерсон: Force India. Путь команды от середнячка до грозы фаворитов к концу сезона невозможно не отметить!
Гэри Андерсон: Force India, без сомнений. Начала сезон команда с финансовых проблем и совершенно неготовой машиной, но смогла аккумулировать все свои возможности, чтобы уже к середине года подготовить вторую спецификацию шасси, с которой они всех приятно удивили. Инженеры поработали на славу, и пятое место в Кубке конструкторов - достойный результат!
Лоуренс Барретто: Сезон-2014 команда Ferrari завершила очень неважно, но за зиму совершила настоящее чудо, создав новый двигатель и наладив атмосферу в коллективе. А Себастьян Феттель и Кими Райкконен прекрасно сработались. В итоге когда у команды были шансы зацепиться за победу, они всегда это делали и в итоге стали ближайшим соперником Mercedes.
Иан Паркс: Можно отметить команду Ferrari за ее невероятный прорыв в предыдущем межсезонье и Force India за преображение уже по ходу нынешнего чемпионата. Но если перед каким-то коллективом и снимать шляпу, то только перед Mercedes, которая после успеха 2014 года смогла поднять планку еще выше. В этом сезоне они побили не один рекорд и уверенно взошли на вершину.
Эд Стро: Toro Rosso. Они сделали великолепную машину, лучше Red Bull справились с проблемным мотором Renault на старте сезона и собрали блестящий дуэт из Карлоса Сайнса и Макса Ферстаппена. Единственной ложкой дегтя, как и всегда, стал недобор по очкам.
Выделите лучший обгон сезона
Эд Стро: Обгон Макса Ферстаппена против Фелипе Насра в повороте Blanchimont в Спа. Он не был идеальным с технической точки зрения, но, безусловно, многим запомнится надолго.
Лоуренс Барретто: Многие запоминающиеся обгоны минувшего сезона связаны с именем Макса Ферстаппена. Лучшим, по моему мнению, был маневр по внешней траектории в Спа против Насра. А то, что он отрабатывал такой маневр в компьютерной игре, очень забавно.
Гэри Андерсон: Не думаю, что мне удастся выбрать один обгон. Лично мне запомнилась манера Ферстаппена постоянно пытаться искать возможности для обгона в те моменты, когда другие даже не помышляют об этом. Думаю, на протяжении сезона он совершил больше попыток обгона, чем все остальные пилоты, вместе взятые.
Дитер Ренкен: Мне понравилось, что сделал Макс с Фелипе по внешней в Blanchimont. Также нельзя не отметить его маневр против Переса на Интерлагосе.
Бен Андерсон: Макс Ферстаппен здорово обошел Серхио Переса в "эсках" Сенны в Бразилии снаружи. В Спа тоже был отличный маневр, но в случае с мексиканцем он противостоял более быстрой машине.
Иан Паркс: Есть два основных претендента на лучший обгон сезона, и, как многие отметили, они связаны исключительно с именем Макса. Я также отмечу блестящий обгон в Спа в борьбе колесо в колесо и отчаянный маневр против Переса в Бразилии.
Что вам больше всего запомнилось в этом сезоне?
Иан Паркс: Из-за настоящего Всемирного потопа больше всего запомнился, конечно же, Гран При США. Отмененная вторая тренировка и перенесенная на воскресенье квалификация, попытки гонщиков и команд хоть как-то развлечь зрителей на пит-лейне… Да и гонка выдалась одной из лучших в году: в конце пелотона было много борьбы, а серьезная ошибка Нико Росберга позволила Льюису Хэмилтону официально оформить чемпионский титул.
Бен Андерсон: Октябрьский Гран При в Остине. Формула 1 на вершине своей непредсказуемости!
Эд Стро: Приятно было видеть пелотон, возглавляемый в Сильверстоуне двумя пилотами Williams. Это запомнилось.
Лоуренс Барретто: Мне лично запомнилось триумфальное возвращение Формулы 1 в Мексику. Честно говоря, сама гонка недотягивала до классических стандартов Больших Призов, но зрители на трибунах этого не заметили. Болельщики заполонили стадион и приветствовали пилотов от старта и до финиша.
Дитер Ренкен: Мексика вернулась в Формулу 1 в превосходном стиле - адреналин и страсть лились через край на протяжении всего уик-энда. Этот Гран При напомнил мне 70-е годы, тогда на трибунах было много страстных фанатов. Побольше бы такого, Берни!
Гэри Андерсон: Что запомнилось? Было несколько интересных гонок, но в целом сезон прошел под диктовку Mercedes - даже прибавившая Ferrari не смогла им ничего противопоставить. Полное превосходство - гораздо большее, чем в былые годы у Скудерии и Red Bull.
О чем хочется забыть по итогам сезона-2015?
Лоуренс Барретто: Ссорой между Red Bull Racing и Renault был пронизан весь сезон. После длительных месяцев взаимных обвинений ни одна из сторон не извлекла из этого урок. Виноваты в этом только они. Сейчас же у них впереди более оптимистичное будущее.
Иан Паркс: Меня шокировало отношение Red Bull Racing к Renault. Четыре фантастических чемпионских года были мгновенно забыты, после чего имя Renault смешивалось с грязью комментариями Дитриха Матешица, Кристиана Хорнера и Хельмута Марко. Успех был сладок, и им наслаждались обе стороны, но стоит также понять, что в спорте нельзя побеждать вечно. Когда пришли смутные времена – а они приходят всегда – с точки зрения Red Bull Racing было бы мудро реагировать на происходящее смиренно и прилично. RBR не сделала ни того, ни другого.
Бен Андерсон: Запрет на внесение изменений в дизайн шлемов. Только подумайте, сколько ценного времени на обсуждение этого вопроса было потрачено впустую.
Гэри Андерсон: Взаимные "уколы" Льюиса Хэмилтона и Нико Росберга. Они оба сейчас живут мечтой и должны подавать пример юному поколению. Они должны демонстрировать зрелое и ответственное поведение на публике, чтобы болельщики могли наслаждаться их соперничеством. Им бы стоило поздравлять друг друга с успехами.
Дитер Ренкен: Не понравилась та манера, с которой Ferrari наложила вето на внесение изменений в регламент. Они просто защищают свои коммерческие интересы.
Эд Стро: Непонятный, извилистый, мелочный и абсолютно неэффективный подход к построению долгосрочной перспективы в Формуле 1. Эта проблема стоит перед спортом уже давно. При всех обещаниях увидеть зрелищные машины и великолепные гонки в 2017-м, через год люди будут очень разочарованы. Нужно было для начала найти и понять проблему, а затем выработать инструменты для ее решения, а не внедрять все то, что красиво звучит в данный конкретный момент.
Что стало наибольшим сюрпризом 2015 года?
Дитер Ренкен: Безболезненная адаптация Себастьяна Феттеля в Ferrari. После разочаровывающего 2014 года команда изменила структуру менеджмента и подписала нового пилота. Все это могло откинуть Скудерию еще ниже, но уже во второй гонке сезона Феттель стоял на наивысшей ступени пьедестала почета.
Эд Стро: Ferrari начала побеждать очень быстро. Предсезонные прогнозы относительно двух побед в сезоне звучали смешно, однако, к счастью для Формулы 1, они оказались правдивыми.
Лоуренс Барретто: Третье место Williams в зачете Кубка конструкторов. Команда смогла опередить Red Bull Racing и McLaren, несмотря на всего-навсего пятый по величине бюджет в Ф1. Прогресс коллектива остановился только тогда, когда он решил переключить свое внимание на следующий сезон.
Гэри Андерсон: Выступление Honda. По этой теме было сказано много всего, но если говорить откровенно, Honda так и не продвинулась вперед по ходу сезона. С точки зрения надежности дуэт McLaren-Honda был самым худшим в пелотоне. Даже к концу сезона команда не сумела выйти на тот уровень, который от нее ожидали на старте кампании.
Бен Андерсон: Удивлен тому, что Marussia смогла вернуться на стартовую решетку.
Иан Паркс: Решение Ferrari о продлении контракта с Кими Райкконеном на сезон-2016. 2014-й год Кими провел в тени Фернандо Алонсо. В 2015-м команда сконструировала машину, более подходящую стилю Райкконена. Но череда ошибок, которые в большинстве своем пришлись на квалификации первой половины сезона, поставила его будущее в команде под угрозу. Тем не менее Скудерия решила дать Кими еще один шанс. Очевидно, эта возможность станет для Райкконена последней в том случае, если он не сумеет навязать борьбу Феттелю.
Что стало наибольшим разочарованием 2015 года?
Эд Стро: McLaren-Honda. Ожидания были неоправданно завышенными – это вина и McLaren, и Honda – что вбило клин в этот альянс. Даже для дебютного года результаты были слабыми. Очевидно, что в 2016-м дуэт сделает большой шаг вперед, но будет ли этого достаточно?
Иан Паркс: Тут только один вариант - McLaren-Honda. Никто не мог предположить, насколько позорно будет выглядеть команда, которая сделает из двоих чемпионов мира Дженсона Баттона и Фернандо Алонсо самых настоящих клоунов. Думаю, что ситуация улучшится в 2016-м, так как ниже падать уже некуда. Правильно?
Бен Андерсон: McLaren-Honda. Я ожидал, что будет плохо, но не настолько…
Лоуренс Барретто: Кими Райкконен. Его напарник по команде Себастьян Феттель выиграл три гонки и 13 раз поднимался на подиум в аналогичной машине. Райкконен восходил на пьедестал почета лишь в трех случаях и набрал чуть больше половины очков своего товарища.
Дитер Ренкен: Неспособность Renault исправить ситуацию на протяжении второго года подряд. Ошибиться один раз – это еще куда ни шло, но сделать это дважды подряд… Это говорит о неэффективном менеджменте. Сможет ли покупка Lotus исправить ситуацию для Renault? Если да, то каким образом?
Гэри Андерсон: То, что FIA и Берни Экклстоун не понимают, что в Формуле 1 на первый план должно выйти спортивное мастерство пилотов и конкуренция. Нужно изменить регламент таким образом, чтобы в следующем году отстающие производители [Honda и Renault] смогли догнать лидеров. Также нужно внести изменения в регламент относительно аэродинамики, чтобы сократить расходы. Сейчас финансовые проблемы испытывают все команды кроме Mercedes, Ferrari и Red Bull Racing. Сколько команд еще должно покинуть чемпионат, чтобы люди обратили внимание на это?
Если бы можно было изменить что-то одно в сезоне-2015, что бы это было?
Эд Стро: Интересно предположить, было ли бы у Williams больше шансов на победу в Сильверстоуне, если бы Фелипе Массе приказали пропустить вперед себя Валттери Боттаса в начале гонки. Возможно, это бы испортило праздник Mercedes. Но это было бы возможно только в том случае, если бы в конце гонки не пошел дождь.
Лоуренс Барретто: Я бы хотел, чтобы Mercedes позволила Хэмилтону изменить стратегию в Бразилии, как они это сделали позднее в Абу-Даби, чтобы посмотреть на то, способен ли чемпион мира обогнать Нико Росберга.
Гэри Андерсон: Я бы хотел изменить тот регламент, из-за которого молодой гонщик Жюль Бьянки попрощался с жизнью так рано. Спорт все еще очень далек от единой трактовки того, когда и при каких обстоятельствах на трассе должна появляться машина безопасности или виртуальный сэйфти-кар. Гонщики до сих пор не понимают, как им нужно вести себя в том или ином режиме безопасности.
Иан Паркс: Смерть Жюля Бьянки является серьезным напоминанием о том, что автоспорт по-прежнему остается очень опасным, несмотря на то, что в последнее время в сфере безопасности было достаточно положительных сдвигов. Уверен, что все, кто связан с Формулой 1 в той или иной степени, хотели бы видеть этого гениального француза среди нас в данный момент.
Дитер Ренкен: Момент, когда глава менеджмента Ф1 и Нюрбургринг не смогли договориться о проведении Гран При. Это серьезный прецедент: страна, которая изобрела автомобиль, оказалась за пределами главного автоспортивного чемпионата в мире именно в тот год, когда праздновала годовщину своей первой победы в Кубке конструкторов. Если спорт теряет такой исторический этап, можно ожидать подобных решений и в отношении Спа, Монцы и Сильверстоуна…
Бен Андерсон: То, что Дженсон Баттон и Фернандо Алонсо беспросветно болтались в хвосте пелотона, попусту растрачивая свои таланты.