Концепт шасси Ф1 от McLaren - не шутка
Не так давно в McLaren опубликовали изображения своей концепции машины будущего Ф1, которые привлекли немало внимания. Технический эксперт AUTOSPORT Крэг Скарборо поясняет, почему к этим футуристическим картинкам нужно относиться со всей серьезностью...
По окончании сезона в команде McLaren представили общественности свое видение концепта машины Ф1 будущего, присвоив этому творению индекс MP4-X.
Получившаяся модель шасси стала симбиозом вполне реалистичных современных концепций и, на первый взгляд, сумасшедших идей из будущего. И все же к представленным картинкам стоит относиться не просто как к футуристическим постерам на стенах гаража, а как к вполне реалистичному вектору развития современных Больших Призов.
При разработке этого концепта технологическое подразделение McLaren Applied Technologies совместно с гоночной командой попытались соединить все присущие Ф1 ключевые ингредиенты в виде скорости, волнующей красоты линий и технических характеристик с последними веяниями в спорте - закрытыми кокпитами и гибридными составляющими силовых агрегатов.
На выходе получилась машина Ф1 со вполне узнаваемыми чертами: длинное, стройное и узкое шасси и крылья и широко расставленные колеса. Кроме того, в данном концепте реализована идея закрытых колес и кокпита.
В целом же в представленной модели автомобиля McLaren "реализовала" множество технологических новинок как под капотом, так и во внешнем облике.
Что касается колесных арок и "фонаря" кокпита, многие адепты Формулы 1 считают это абсолютно неприменимым, если не сказать кощунственным, в Больших Призах, однако в наши дни есть все предпосылки к тому, что именно так и будут выглядеть машины Ф1 в будущем.
Помимо этого, в век экологического кризиса спорт не может оставаться в стороне, попусту сжигая тонны горючего в обмен на незначительную прибавку в скорости.
Современная Формула 1 уже довольно обширно использует технологии рекуперации энергии, а в представленном концепте предлагается еще сильнее расширить это влияние путем внедрения интегрированных батарей и солнечных панелей. Все эти новинки учтены в шасси MP4-X и должны работать наряду с очень миниатюрным и сверхэффективным двигателем внутреннего сгорания.
К тому же, повышению использования электрической энергии может способствовать и выделенная полоса на трассе, при проезде по которой батареи будут подзаряжаться посредством индукции прямо на ходу.
Говоря о технологических новинках, нельзя забывать и о необходимости концептуального обновления внешнего облика шасси. В настоящее время большая часть лобового сопротивления формульной техники генерируется за счет открытых колес - к примеру, на прямых огромное количество выделенной силовым агрегатом энергии идет исключительно на преодоление этого воздушного заграждения, что совершенно неэффективно.
Таким образом, вполне логичной выглядит идея заключить колеса в арки и вернуть концепцию колесных обтекателей для снижения лобового сопротивления, в последний раз использовавшуюся в Ф1 в 2009 году.
Основная часть прижимной силы будет генерироваться за счет граунд-эффекта, а днище машин будет спрофилировано в виде длинных продольных туннелей, что станет возможно благодаря экономии места в области миниатюрной силовой установки.
При этом предполагается, что внешние элементы аэродинамики, значительно уменьшенные в размерах, будут подвижными - от физического перемещения до использования трансформирующихся панелей и электроплазмы. Все это призвано изменять направление движения воздушного потока.
С учетом всего этого прижимная сила шасси возрастет, что позволит значительно увеличить скорость прохождения поворотов, при этом закрытый дизайн машины приведет и к увеличению пиковой скорости на прямых.
Что касается безопасности, то в McLaren тщательно продумали концепцию закрытого кокпита шасси с возможностью быстрой эвакуации пилота из машины в случае необходимости.
В отношении управления машиной в команде пошли еще дальше и предположили, что вскоре на смену традиционным органам управления придут нейронные связи мозга, при помощи которых и будет осуществляться пилотирование, специальные интеллектуальные комбинезоны, а также голографическая приборная панель и телеметрия.
К тому же, закрытые кокпиты способствуют установке в них дополнительных камер, которые позволят сделать трансляцию гонок гораздо более насыщенной.
Помимо прочего, в McLaren прогнозируют использование принципиально новых материалов кузова автомобиля, способных восстанавливать свою прежнюю форму после аварий.
Можно также предположить, что интеллектуальная система шасси будет сама проводить диагностику повреждений автомобиля, что уже реализовано в аэрокосмическом производстве при помощи акустического обнаружения.
Значительно измененный вид шасси затруднит расположение на нем наклеек спонсоров, вместо этого анимированные логотипы спонсоров могут быть показаны на цифровых панелях.
Что касается колесных арок, то их наличие облегчит размещение различных датчиков шин, которые смогут считывать не только температуру резины, но также ее износ и уровень повреждений. Таким образом можно будет определять идеальный момент для пит-стопа.
Это уже третий концепт машины Ф1 будущего - ранее свои разработки представили Red Bull и Ferrari. При этом стоит отметить, что идеи McLaren показались мне наиболее продвинутыми и реализуемыми на практике.
Более того, концепцию базовой аэродинамики, силовых агрегатов и структурные изменения можно внедрить уже в ближайшем будущем, хоть для этого и потребуется внести ряд корректив в регламент. А остальные технологические новинки, которые на первый взгляд кажутся фантастикой, можно будет внедрить в процессе развития науки.
К тому же, мне кажется, что в McLaren и не предполагали, что все их идеи будут взяты на вооружение - некоторые наиболее футуристические особенности были описаны в большей степени ради привлечения дополнительного внимания к проекту.
И все же концепт MP4-X может предвосхитить дальнейший вектор развития дорожных автомобилей и гоночных технологий. Посмотрим, как будет управляться этот автомобиль, если ему вообще потребуется человеческое вмешательство…
В настоящее время у Формулы 1 фактически нет средне- и долгосрочных технологических планов, да и в отношении краткосрочных перспектив есть большие вопросы. Возможно, Большим Призам будет полезно иметь некоторое представление о том, к чему стремиться в условиях стремительно меняющегося мира...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько