В чем секрет возрождения Ferrari?
Иногда складывается ощущение, что Себастьян Феттель и Ferrari обрели друг друга в газетной рубрике «Одинокие сердца» или встретились в набившей оскомину телевизионной программе «Жди меня». Бен Андерсон анализирует причины успеха Скудерии в минувшем сезоне...
Не сказать, чтобы в сезоне-2014 мир рухнул под ногами Ferrari и Себастьяна Феттеля, но им явно не хватало былой звездности, способствовавшей в прошлом укреплению их позиций в Формуле 1.
Но в 2015 году они встретились и помогли друг другу забыть о переживаниях и неудачах прошлого сезона.
Сезон-2014 стал для Скудерии настоящим кошмаром. Отсутствие результатов, включая ноль побед в сезоне впервые с 1993 года, привело к массовым перестановкам в руководящем составе команды и расставанию со звездным гонщиком Фернандо Алонсо, после пяти лет пребывания в Маранелло потерявшим терпение в ожидании своего третьего чемпионского титула.
После развода с Ferrari испанцу просто необходимо было обрести себе новую пассию, чтобы возгореть стремлением к новым победам.
Феттелю, в свою очередь, также требовалось обновление после провального сезона-2014, последовавшего за четырьмя победными годами.
Немцу не пришлись по душе новые турбированные моторы и изменившиеся характеристики шасси. В результате его начисто разбил дебютант команды Даниэль Риккардо, и, что более важно, Себастьян начал сам сомневаться в собственных способностях.
Но в следующем году все стало куда лучше. Феттель и Ferrari удалили старые номера из своих записных книжек и отправились в новый путь вместе.
Изменения, произошедшие в департаменте двигателей в середине сезона-2014 (еще при старом режиме) пошли команде на пользу, и новый агрегат для шасси SF15-T заметно прибавил в плане рекуперации энергии и выходной мощности.
Годом ранее именно эта область была слабым местом итальянского коллектива, и после внедрения инноваций технический директор команды Джеймс Эллисон признал серьезную прибавку системы ERS, отметив при этом, что мотор стал лучше и в других областях, включая эффективность топлива.
К тому же, и управляемость нового шасси стала на порядок более понятной для пилотов, в том числе за счет увеличения жесткости конструкции задних шин Pirelli, что позволило гонщикам обрести необходимый баланс.
Феттель всегда лучше управлялся с машинами, позволяющими более агрессивно относиться к задней резине, и в минувшем году он получал настоящее удовольствие от управления шасси Ferrari. Немец сделал шаг в сторону Маранелло, как некогда его великий соотечественник и кумир Михаэль Шумахер.
Обновленный, окрыленный и словно значительно помолодевший Феттель с самого начала романа начал осыпать подарками свою новую возлюбленную в алом платье: сначала подиум в Австралии, затем победа в Малайзии, а в сумме в этом сезоне он подарил Ferrari три победы и 13 подиумов в 19 гонках.
Себастьян лишь четырежды финишировал в гонке вне пьедестала почета и два раза не довел машину до клетчатого флага (в Бельгии из-за проблем с задними шинами, а в Мексике - из-за аварии).
Как только пилоты Mercedes оступались, Феттель тут же подхватывал упавшее знамя. Вспомните великолепный поул в Сингапуре, где лидеры не смогли заставить резину работать, или два эпизода на старте сезона, когда он вклинился на решетке между Льюисом Хэмилтоном и Нико Росбергом.
Трех побед в сезоне не ожидали даже президент Ferrari Серджио Маркионе и новый руководитель команды Маурицио Арривабене. Что сказать, год Скудерия и Феттель провели на очень достойном уровне.
«Мне кажется, в минувшем сезоне мы многих удивили, - сказал Себастьян, - да и собственные ожидания превзошли. Так что воспоминания останутся только положительные.
Конечно, все помнят, как сложно мне пришлось в сезоне-2014. Не думаю, что я ленился или плохо работал, просто мне оказалось очень непросто приспособиться к новой технике и правилам.
Трудно было найти ритм. Это был неудачный сезон, но он лишний раз напомнил мне о необходимости всегда двигаться вперед к новым вершинам. На смену команды решиться было очень непросто, но все прошло успешно. В Маранелло помогли мне обрести нужный ритм».
Вернувшись в комфортные для себя условия, Феттель начал напоминать самого себя образца чемпионских лет в Red Bull: прибавлял в решающие моменты, проводил гонки очень уверенно и почти не допускал ошибок.
Невозможно не заметить взаимного омолаживающего эффекта, возникшего в результате объединения немца со Скудерией, к тому же, в Маранелло остались очень довольны отношением немца к работе и его результатами на трассе.
«Трудно говорить об этом, не сбившись на привычные всем клише вроде "Он великолепный командный игрок" или "У него великолепный подход к работе", - отметил Эллисон. - Главное, что нужно командам от гонщиков - это их скорость. Если парень по-настоящему быстр, в коллективе стерпят все его индивидуальные особенности.
А он быстрый и почти не допускает ошибок. Команде нужно быть уверенной в том, что если машина едет медленно, дело в ней самой, а не в том, что пилот просто взял выходной. И это присуще всем чемпионам мира. Полагаю, Феттель также обладает этим качеством - стабильностью.
Также в любом коллективе не откажутся от гонщика, который хочет стать настоящим членом команды, ее частью, стремится вывести ее на новый уровень, прощает ошибки, демонстрирует свою преданность и сглаживает острые углы в отношениях.
Если команде удалось заполучить в свои ряды быстрого и надежного пилота, считайте, ей уже повезло. А если есть и эта третья составляющая в виде умения работать в команде, чем всегда отличался Михаэль Шумахер, о большем и мечтать нельзя. И Себастьяну это присуще. Он - важное стратегическое оружие в руках команды».
В новом окружении Феттель выглядит очень расслабленным и счастливым и часто во время пресс-конференций подкалывает пилотов Mercedes. В частности, в Мексике он "попросил" Льюиса и Нико столкнуться в первом повороте, чтобы он смог легко обойти их. Понятно, что такие шутки возможны только в случае полного спокойствия пилота в команде и отсутствия давления.
В Скудерии прекрасно понимали, что вряд ли смогут побороться за чемпионство с Mercedes в этом сезоне, и сконцентрировались исключительно на скорости своей машины. Удивительно, но Себастьяну Феттелю, судя по всему, оказалась по душе роль аутсайдера в сражении за титул, чего он не мог себе позволить в Red Bull.
«Лично я не считаю себя аутсайдером в этой борьбе, - опроверг домыслы немец. - Я просто знаю, что сегодня мы не являемся фаворитами, при этом мы уже всем доказали, что при должном стечении обстоятельств можем подниматься на подиум и побеждать.
Это был очень ценный опыт, но при этом мы четко представляем себе свои цели в будущем и знаем, над чем надо работать. Я буду очень рад, если в ближайшем будущем нас станут называть фаворитами, а не андердогами».
И все же в минувшем сезоне иначе как андердогом Себастьяна назвать было трудно. Ferrari сделала значительный шаг вперед, но недостаточный для борьбы на равных с Mercedes. И те эпизодические вспышки успеха, наблюдавшиеся у Скудерии, стали возможны лишь благодаря спадам лидеров.
В Малайзии они упустили преимущество во время раннего появления на трассе машины безопасности и так и не смогли восстановить статус-кво. В Венгрии дуэт лидеров не смог хорошо стартовать и снова отдал преимущество красным. Ну а в Сингапуре им не удавалось должным образом прогревать резину, что сказалось на результатах.
Все три победы были одержаны Феттелем в 2015 году именно в такой манере, что лишний раз подтверждает его статус догоняющего. И именно к этой роли в свои годы выступлений в Ferrari привык предшественник немца Фернандо Алонсо. Дважды за эти сезоны испанец был близок к завоеванию своего третьего титула, но не случилось…
При этом Фернандо выигрывал гонки каждый год, кроме последнего, и три раза финишировал по итогам сезона вторым вслед за Себастьяном.
Трехкратный чемпион мира Джеки Стюарт всегда оценивал талант гонщика по его способности выигрывать гонки за рулем откровенно слабой машины. Из нынешнего поколения пилотов это удавалось Хэмилтону в последние его годы пребывания в McLaren и Алонсо. А теперь к этому списку примкнул и Себастьян.
Однако роль героического аутсайдера не слишком к лицу гонщику, в прошлом добивавшемуся огромных успехов в спорте. Единожды попробовав вкус победного шампанского, отказаться от него бывает очень сложно.
Своим пребыванием в Маранелло Алонсо оставил своим последователям вполне отчетливое послание: долгое пребывание чемпиона мира в статусе андердога непременно приведет к ухудшению отношений внутри команды. Эпизодические победы в гонках за рулем не самой быстрой машины - это, конечно, круто, но на длинной дистанции чемпиону этого будет недостаточно.
Сегодня отношения между Феттелем и Ferrari напоминают брак, заключенный на небесах. Но не стоит забывать, что в настоящий момент они все еще не вышли из состояния эйфории от медового месяца. Станет ли их союз поистине счастливым или распадется после нескольких лет взаимных упреков? Поживем - увидим…
Кими Райкконен остается в Ferrari, но надолго ли?
Сезон-2014 стал для Кими и его поклонников настоящим испытанием. Финн по-прежнему остается несомненным героем Формулы 1, но тот год стал для него худшим с момента прихода в Большие Призы в 2001-м.
Если смотреть исключительно на результаты, то минувший сезон прошел для Райкконена на порядок лучше. Он трижды финишировал на подиуме (годом ранее лучшим его результатом было четвертое место) и набрал вдвое больше очков, поднявшись в личном зачете с 12-го на четвертое место.
И все же успешным прошедший сезон для чемпиона мира 2007 года назвать отнюдь нельзя - он вновь хуже напарника выступил в квалификациях и гонках и набрал меньше очков.
Квалификационную дуэль Феттель выиграл со счетом 13:3, если не принимать в расчет канадский Гран При, где немцу помешали проблемы с генератором, а также бельгийский и мексиканский этапы, на которых технические проблемы возникли уже у Кими. Примерно с таким же перевесом годом ранее финн был бит испанцем.
Что касается гонок, то в активе Себастьяна оказалось три победы и 13 подиумов в 19 гонках, тогда как финн лишь трижды поднимался на пьедестал почета.
И все же определенный прогресс есть: в прошлом сезоне Райкконен набрал лишь 34% очков от результата Алонсо, а в нынешнем - уже 54% от итогового баланса Феттеля. Если бы не технические неполадки, эти цифры могли быть и более убедительными, но Кими сам признал, что в этом году допустил слишком много ошибок в гонках.
Если бы команда Ferrari билась с Mercedes за титул, то эти помарки могли бы стоить ей очень дорого. При этом финн своими выступлениями убедил руководство в Маранелло продлить его контракт еще на год, о чем было объявлено на этапе в Бельгии.
«Я бы сказал, что начиная с гонки в Спа наши пилоты выступали довольно ровно, - сказал Эллисон о личном противостоянии Феттеля и Райкконена. - И в целом нам очень повезло, что у нас есть гонщики, которые: а) хорошо ладят между собой, б) доверяют друг другу, в) обладают скоростью и г) постоянно подгоняют друг друга в работе».
Все говорит о том, что Кими немного прибавил по ходу нынешнего сезона, но не более того. Чтобы составить настоящую конкуренцию напарнику, ему придется сделать еще один шаг вперед. И шаг немалый.
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько