Кими и MP4-20. Победа или поражение?

Бен Андерсон
15 февраля 2016 в 10:59

После очень тяжелого сезона-2004 команда McLaren вернулась в спор за лидирующие позиции годом позже, но так и не смогла завоевать титул ни в личном, ни в командном зачете. И виной тому очень быстрая, но крайне ненадежная машина MP4-20. Бен Андерсон вспоминает год упущенных возможностей для коллектива из Уокинга...

«Никто не помнит того, кто пришел к финишу вторым». Этой поговорке, вероятно, столько же веков, сколько и спорту…

В 2005 году на вторых ролях оказались Кими Райкконен и команда McLaren.

При этом финн выиграл столько же гонок, сколько и Фернандо Алонсо - семь, но вынужден был лишь наблюдать за тем, как испанец берет свой первый в карьере чемпионский титул. Партнер Кими по команде Хуан Пабло Монтойя добавил в копилку команды еще три победы - таким образом, пилоты коллектива из Уокинга выиграли в общей сложности 10 гонок из 19 - на две больше, чем гонщики Renault, но и этого им не хватило для триумфа в Кубке конструкторов.

Всем было ясно, что великолепное творение McLaren с индексом MP4-20 оказалось сколь быстрым, столь же и хрупким - не в пример надежному R25 французского производителя. Бен Андерсон попросил людей, занимавших в то время ключевые позиции в команде, помочь разобраться в том, что же тогда произошло…

...
...

Крушение надежд в Сан-Марино

Начало сезона для McLaren получилось крайне тяжелым: соперники из Renault выиграли первые четыре гонки (в трех из них триумф праздновал Фернандо Алонсо), а лучшим результатом Райкконена стало третье место в Бахрейне.

Все могло измениться в Сан-Марино, где Кими взял свой первый поул в сезоне и лидировал на протяжении первых восьми кругов гонки, пока не возникли проблемы с приводным валом, что привело к сходу с дистанции и третьей подряд победе Фернандо.

«В то время мы еще не осознали, что можно действовать иначе в плане надежности шасси, - вспоминает технический директор Mercedes F1 Пэдди Лоу, бывший в то время видной фигурой в инженерном отделе McLaren. - У команды был старый подход - "Если есть проблема, попробуй ее исправить".

В то же время в Ferrari лет на пять всех опережали в плане подхода к надежности машины, а в McLaren, судя по всему, последними поняли свои ошибки. Мы действовали очень консервативно и инертно. У нас не было никакой стратегии поведения в области надежности».

...
...

Превосходство Кими в Испании и Монако

В Испании Райкконен вернул McLaren к жизни и одержал свою первую победу в сезоне. Финн опередил Williams Марка Уэббера в борьбе за поул и провел великолепную гонку, проехав 13 быстрых кругов кряду на старте дистанции. Финишный флаг он увидел на 27 секунд раньше Алонсо.

Двумя неделями позже Кими повторил свой успех в Монако, поднявшись на вторую строчку в чемпионате. Та победа до сих пор остается единственным триумфом финна на улицах горного княжества.

...
...

Поломка подвески в Нюрбурге

На Европейском Гран При в немецком Нюрбурге Райкконен был близок к тому, чтобы сделать хет-трик. Опередив на старте обладателя поула Ника Хайдфельда на Williams, Кими лидировал большую часть гонки, но при прохождении на круг Sauber Жака Вильнёва перетормозил и "оквадратил" правую переднюю шину.

В те годы покрышки могли выдерживать полную дистанцию гонки, и в команде приняли решение оставить финна на трассе, а не зазывать его в боксы для смены резины.

В результате он пролидировал до последнего круга, на котором передняя подвеска не выдержала и разрушилась на торможении к первому повороту.

«Постепенно дела в гонке шли все хуже, и в итоге нагрузки превысили допустимые, и подвеска не выдержала, - прокомментировал Лоу. - Большинство проблем в тот год у нас было связано с карданным валом».

...
...

Победа в Канаде

Победа в Канаде помогла команде McLaren в определенной степени компенсировать потерянные в Германии очки. Райкконен выиграл гонку в плотной борьбе с Михаэлем Шумахером, тогда как оба пилота Renault не смогли дойти до финиша.

В квалификации Кими показал лишь седьмой результат, но на старте смог опередить Шумахера и к концу круга занимал уже пятую позицию. По сути, успешные старты были главной доминантой шасси MP4-20, что стало возможно благодаря кропотливой работе Пэдди и его команды.

«В тот год McLaren первой применила принцип так называемого бесшовного переключения передач, который ныне используется повсеместно, - продолжил Лоу. - И эта новинка позволила нам отыграть шесть десятых секунды.

Мы использовали эту технологию с самого старта чемпионата, но лишь по ходу сезона смогли разработать определенный инструментарий для того, чтобы коробка передач начинала работать в нужном режиме еще на установочном круге - раньше она включалась лишь в процессе гонки.

Впервые мы стартовали с бесшовным переключением передач в Имоле, и гонщики были просто в восторге. Дело в том, что при переключении передач, когда пилот ожидает, что машина немного замедлится, она, наоборот, прибавляла в скорости! В этой технологии используется энергия двигателя, чтобы компенсировать потери в скорости при переключении».

...
...

Штраф за штрафом...

С целью поощрения надежности и снижения расходов в последний сезон использования 10-цилиндровых двигателей в Ф1 руководство чемпионата решило ввести правило одного двигателя на два полных гоночных уик-энда, за нарушение которого пилот лишался мест на стартовой решетке.

Для McLaren эта норма стала поистине губительной: Райкконен стартовал на десять позиций ниже квалификационного результата во Франции, Великобритании и Италии. Также у него возникли проблемы с гидравликой в Германии.

«В тот год произошло много изменений, - вспоминает Энди Коуэлл процесс полного перехода активов Ilmor во владение Mercedes. - Мы то и дело сталкивались с неприятными сюрпризами. Полагаю, дело было в неправильном подходе к работе в целом.

В Сильверстоуне у нас возникли проблемы с приводом водяного насоса, хотя раньше такого не происходило.

В 2005 году у нас гонках в пяти появлялись критические неполадки, без которых Кими наверняка заработал бы куда больше очков. Со скоростью у него не было никаких проблем, но раз за разом ему приходилось стартовать из глубины пелотона».

...
...

Победная серия завершилась лучшей гонкой десятилетия

Заключительная стадия чемпионата прошла для McLaren куда лучше. Пилоты команды выиграли шесть гонок подряд начиная с Гран При Венгрии и заканчивая триумфом в Японии.

При этом гонка, в которой коллектив из Уокинга одержал свою последнюю победу в том сезоне, до сих пор считается одной из лучших в истории Формулы 1. Достаточно сказать, что Кими Райкконен сумел выиграть ее, стартовав 17-м и на последнем круге в борьбе за победу опередив Джанкарло Физикеллу на чемпионской Renault.

«Это была фантастическая победа! Пожалуй, лучшая в карьере Кими, - с восторгом вспоминает те времена Пэдди Лоу. - Я бы сказал, что он был на пике своей формы именно в 2005-м. Он великолепный гонщик…

Два года спустя многие из нас были рады за Кими, когда он стал чемпионом мира [в составе Ferrari]. Конечно, нам было жаль, что мы сами не выиграли, но мы столько раз его подводили в прошлом из-за ненадежности машины и чувствовали, что он заслужил этот триумф. Жаль, что не за рулем нашей машины».

...
...

Подколы от Renault

Третье место Алонсо в Бразилии позволило ему завоевать чемпионский титул за две гонки до окончания чемпионата, но решения судьбы командного трофея пришлось ждать до самого последнего этапа в Китае, где испанец одержал верх над Райкконеном.

Второе место Кими в той гонке, показавшего лучший круг, и сход Монтойи стали логичным завершением сезона для McLaren.

«Конечно, чемпионаты не проигрываются в одной гонке, но в Китае именно неплотно закрытый люк дренажной системы трассы сыграл роковую роль для Монтойи, - напомнил Лоу. - Проехав по нему, Хуан повредил радиатор и в итоге не смог финишировать.

Обычно эти люки хорошо прикручены, но именно этот оказался закрыт неплотно.

Кто-то из Renault прикололся над нами - достал где-то дренажный люк, покрыл его хромом и послал нам в качестве сувенира».

...
...

Лучшая гоночная машина года

Несмотря на то, что команда McLaren в тот год не смогла взять ни одного трофея в Формуле 1, читатели AUTOSPORT единогласно отдали первенство шасси MP4-20, назвав ее лучшей гоночной машиной сезона.

И действительно, трудно было не отметить 10 побед, 18 подиумов, 7 поулов и 12 быстрых кругов в 19 гонках чемпионата, пусть и без итоговой виктории в сезоне.

Но для McLaren это было слабым утешением, ведь им до сих пор не удалось взять ни одного Кубка конструкторов с 1998 года, а трофей в личном зачете достался им лишь раз.

«В том сезоне мы сделали все возможное, но не смогли добиться своей цели, - отметил Пэдди. - За время моей работы в Ф1 это была самая быстрая машина, не выигравшая чемпионат.

К тому же, для меня лично тот сезон стал очень особенным. Мы очень гордились всеми теми новинками, которые внедрили в том шасси, включая новую коробку передач.

Это все позволило нам найти порядка секунды лишнего времени. С учетом этого мы просто обязаны были брать чемпионат. Но у нас не получилось...»

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

...
...

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle