Почему в Формуле 1 все так предсказуемо?

Лоуренс Барретто
14 февраля 2016 в 9:50
Фото: LAT Photographic

В свете того, что "Лестер Сити" вытворяет в Английской Премьер-лиге Лоуренс Барретто задался вопросом о том, почему в современной Формуле 1 аутсайдеры так редко выстреливают, и что нужно сделать, чтобы ситуация изменилась...

Не нужно являться большим поклонником футбола, чтобы быть в курсе того, что скромная команда "Лестер Сити" в нынешнем сезоне вытворяет в Английской футбольной Премьер-лиге. Она занимает ни много ни мало первое место, тогда как именитые клубы с многомиллионными бюджетами остаются на задворках чемпионата.

Гостевая субботняя победа со счетом 3:1 над "Манчестер Сити" [статья была опубликована в понедельник, 8 февраля, прим. ред.], стартовый состав которой по номинальной стоимости игроков оценивается в 13 (!) раз выше, чем у "Лестера", была весьма показательной. Сегодня бывший аутсайдер чемпионата превратился у букмекеров в одного из главных фаворитов первенства, опережающего ближайших конкурентов на пять очков.

Вне зависимости от того, сможет ли команда одержать итоговую победу в чемпионате, нынешний сезон уже стал одним из самых невероятных в современной истории английского футбола. В то же время любимая нами Формула 1 может лишь мечтать о подобных пируэтах судьбы.

Последний намек на непредсказуемый результат в сезоне Больших Призов мы видели два года назад, когда команда Williams, проведшая неудачный предыдущий год, вдруг выбилась в первые ряды. Можно было даже ожидать, что они смогут ухватить пару побед в чемпионате, и шансы на это были.

Но как часто мы наблюдали подобные вещи в Ф1 за последние годы? Лет за 15 не было ни единого сюрприза: сначала в спорте доминировала Ferrari, затем ее сменила Red Bull, а сейчас роль флагмана успешно играет Mercedes.

В наше время трудно ожидать каких-то неожиданностей и появления темных лошадок, тогда как в былые годы мы ждали первых гонок чемпионата с предвкушением того, кто же на этот раз сможет выстрелить. И надежды нередко оправдывались – середняки время от времени вырывались в лидеры на старте сезонов, а записные аутсайдеры неожиданно цеплялись за очки.

Один из инсайдеров небольшой команды как-то рассказывал мне о том, что у них был разработан целый план с прицелом на первые несколько гонок сезона. Дело в том, что именно успех на стартовых этапах мог стать решающим в плане набранных очков и итогового места в таблице чемпионата.

Но теперь все изменилось. Машины стали невероятно надежными, практически пуленепробиваемыми – ничто их не берет! Да и у команд в распоряжении огромное количество данных для анализа. Больно умные стали…

Инженеры прекрасно понимают, как извлечь из машины максимум возможного, и это касается всех без исключения команд. Случайности стали просто невозможны.

Шансы на то, что у лидеров выдастся неудачный день, сегодня слишком малы. Да, в масляной системе может появиться вода, ну или разрыв какой-нибудь синей прокладки приведет к сходу, но это лишь исключения из правил.

Форма Force India в Спа в 2009-м удивила всех © LAT
Форма Force India в Спа в 2009-м удивила всехФото: LAT

Также сегодня трудно представить, что какой-нибудь середнячок вдруг выстрелит на той или иной трассе, как было с Force India в Спа и Монце в 2009-м, когда Джанкарло Физикелла едва не одержал победу в Бельгии.

В общем, количество неизвестных в этом уравнении значительно снизилось, а именно эти неизвестные и делают гонки непредсказуемыми.

Вспомните Гран При Венгрии 1997 года, когда Деймон Хилл едва не выиграл гонку в составе команды Arrows, которая до этого с трудом добиралась до финиша.

К этому привел целый ряд обстоятельств, включая жаркую погоду, которая лучше подошла шинам Bridgestone, тогда как записные фавориты на Goodyear испытывали немалые проблемы.

Таким образом, монопольные поставки резины в современной Формуле 1 являются одной из главных причин предсказуемых гонок.

Это, а также постоянное развитие технологий сковывает по рукам и ногам независимые команды и не позволяет им надеяться на успех даже в случае, если они вдруг справятся со своей работой лучше остальных.

При этом стоит отметить, что искусственное добавление факторов непредсказуемости гонкам Ф1 никогда не нравилось поклонникам спорта. Но мне кажется, что жалобы будут всегда, тогда как их количество неизбежно уменьшится, если гонки станут интереснее.

Также руководству Формулы 1 стоит позаботиться о том, чтобы изменения в регламенте делались исключительно обдуманно. К примеру, технический директор Williams Пэт Симондс назвал новые шинные правила упущенной возможностью.

С этого года компания Pirelli, поставляющая Ф1 резину, добавит в арсенал команд пятый комплект шин, при этом они смогут делать выбор между тремя компаундами на гонку. Шинники надеются, что это внесет дополнительную интригу в плане стратегии, но было бы лучше, если бы командам дали неограниченную свободу выбора в этом аспекте.

В Pirelli не решились на это по соображениям безопасности, но Симондс заметил, что в командах прекрасно осознают, чем это грозит, и сами могли бы позаботиться о безопасности своих гонщиков.

Ранее в этом году на повестке дня также появилось обсуждение возвращения дозаправок в Формулу 1, но его очень быстро отклонили. В качестве аргументов были приведены высокие расходы и опасения за то, что все команды будут действовать по одной стратегии.

Дозаправки до сих пор обсуждаются в кулуарах Ф1, но вернут ли они интригу гонкам? © LAT
Дозаправки до сих пор обсуждаются в кулуарах Ф1, но вернут ли они интригу гонкам?Фото: LAT

Однако, возможно, это позволило бы командам идти на дополнительные риски в плане количества залитого в баки топлива или дольше оставаться на трассе в моменты появления на трассе машины безопасности, чтобы сэкономить горючее.

Да, это проявлялось бы не в каждой гонке, но у аутсайдеров хоть были бы шансы.

К тому же, уже на протяжении нескольких лет обсуждаются варианты расстановки машин на стартовой решетке. При нынешней системе быстрые машины всегда стартуют впереди, а медленные – сзади, если в квалификации не происходит чего-то непредвиденного. Вроде это логично, но никак не добавляет интереса гонкам.

С другой стороны, и искусственные варианты с реверсивными решетками и тому подобными ухищрениями Формуле 1, вроде, не к лицу.

Кроме того, увеличение свобод в области регламента с 2017 года лишь увеличит пропасть между лидерами и аутсайдерами.

Богатые команды смогут более адекватно отреагировать на новые правила, потратить еще немного денег и выработать решение, которое позволит сделать их машины еще быстрее. Ну а маленькие коллективы за неимением лишних средств продолжат откатываться все дальше. Так что это тоже не выход.

Вполне вероятно, что единственный способ сделать расклад сил более равновесным – оставить все как есть. Стабильность регламента приведет к тому, что новинки постепенно перестанут давать серьезный прирост, и гонка вооружений замедлится.

В результате Ferrari и Williams смогут значительно сократить отставание от Mercedes, что вынудит лидеров совершать ошибки. За это время подтянутся и остальные команды.

На это может потребоваться некоторое время, но в итоге бездействие законодателей может привести к повторению нынешней ситуации в Английской Премьер-лиге. Вопрос лишь в том, готовы ли акционеры Ф1 ждать так долго и не пытаться что-то исправить…

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle