Есть ли будущее у автоспорта?
Все положительные или, наоборот, отрицательные комментарии никак не влияют на судьбу автоспорта, считает Эд Стро. Власть имущим срочно нужно что-то менять, в противном случае будущее автоспорта окажется под вопросом…
«Автоспорт появился ровно в тот момент, когда построили второй в мире автомобиль», - знаменитые слова первопроходца автомобилестроения Генри Форда.
Если задуматься, то можно понять, что это было совсем недавно. В рамках человечества, которое существует около двухсот тысяч лет, чуть менее полутора столетий совсем не в счёт. Брак между человеком и автомобилем может дать трещину, тогда как некоторые сильные мира автоспорта, похоже, думают совсем иначе.
Они забывают о том, что крайне важно уметь адаптироваться: только так одно поколение любителей и поклонников автоспорта будет сменяться другим и так далее.
Сейчас же автоспорт катится в … никуда. И причиной тому служат совсем не внешние факторы – изменения в мире, социальная адаптация или эволюция, - а исключительно ограниченность и самодовольство тех, кто у руля – им вряд ли дано понять, что центр их вселенной может и не быть таковым для других.
Довольно любопытное утверждение от редактора AUTOSPORT, не так ли? Но всё дело в том, что именно оно определит исход борьбы за процветание спорта, которого так все хотят.
Безусловно, спорт сейчас далеко не на последнем издыхании, многие его сферы действительно на подъеме. Но как долго это продлится? Кто-то может утверждать, что автоспорт уже достиг пика своего развития и сейчас планомерно катится к своему закату. Этого не должно происходить.
Миллионы людей смотрят Формулу 1, посещаемость на мероприятиях всё ещё высокая, автомобильные производители видят смысл в развитии автоспортивной программы, огромное количество умных, нацеленных на результат людей трудятся ради общего блага, но этого всего можно лишиться. И дело здесь именно в меняющихся взаимоотношениях между человеком и автомобилем.
Дорожные машины больше напоминают сложное и непонятное устройство. Сегодня среднестатистический подросток не возится часами со своим первым автомобилем. Даже любители постарше не смогут ничего сделать в своей последней модели Audi A4. Есть, конечно, исключения, но в современном мире это уже будет считаться странным.
Те, кто постоянно за рулём, вынуждены следовать всем правилам безопасности. И это очень хорошо, поскольку в мире пока слишком много фатальных инцидентов с участием автомобилей, несмотря на все принятые меры. Но нельзя скрывать, что из-за этого может исчезнуть радость от вождения, доступная раньше каждому человеку с машиной.
Это не хорошо и не плохо: прогресс неизбежен и беспринципен. Но дело в том, что к автоспорту относятся сейчас совершенно иначе. Быстрая езда и интерес к механизмам уже не являются частью повседневной жизни. Более того, вам придётся выискивать информацию об этом, если заинтересуетесь.
Не все понимают, к чему это ведёт. Люди всегда думают, что другие воспринимают мир так же, как и они. И если люди продолжат относиться к автомобилю как к функциональному, абсолютно безжизненному предмету, доставляющему вас из пункта А в пункт Б (которым можно будет скоро вообще не управлять, так как автомобили без водителей становятся реальностью), то они уж тем более не будут думать о его использовании в спорте, ведь никто не собирается устраивать соревнования тостеров или кухонных комбайнов.
Тем не менее многие люди, связанные с автоспортом, скажут, что это совсем не так. Меня засыпают просьбами написать об их автоспортивной деятельности, и в этом нет ничего странного.
Я и сам был любителем без каких-либо достижений, и они всё делают правильно, поскольку автоспорт – один из самых приятных и одновременно сложных способов досуга. Но даже не пытайтесь убеждать себя в том, что кого-то он может заинтересовать так же сильно, как и вас, особенно учитывая размер финансовых вложений.
Ещё одна серьёзная проблема – люди, делающие ложные заявления об уровне интереса со стороны болельщиков. Эти люди используют хитрые слова вроде «количество просмотров достигает» и абсолютно неправдоподобные цифры, в результате создаётся ложное впечатление, которое многие принимают за реальность. Нам говорят о посещаемости, цифры которой гораздо выше реальных (должен признать, что сейчас это уже не такая большая проблема), телевизионной аудитории, равной той, что смотрела королевскую свадьбу. Создаётся впечатление, что весь мир просто влюблён в автоспорт.
Так почему же вы так отчаянно вкладываетесь в рекламу, если всё так хорошо?
Когда создаётся что-то новое вроде Формулы Е, то вокруг сразу возникает атмосфера снобизма.
Быть скептиком не так и плохо, как и сомневаться на первых порах в реализации долгосрочных планов. Но до сих пор продолжать в упор не замечать эту серию – это уже полный идиотизм, особенно учитывая уровень гонщиков, техническое разнообразие и нестандартные трассы. Да, посещаемость низкая – как и в некоторых других сериях – но, к счастью, есть ещё те самые «хардкорные» фанаты, имеющие неподдельный интерес к серии. Так может стоит перестать относиться к ней, как к чему-то плохому?
Одинаково плохо, конечно, не замечать и её недостатки. Автомобили не особо быстры, что является основной проблемой, но всё же они требуют профессиональных навыков, чтобы ими управлять, отлично выглядят на узких улицах, да и технологии ещё очень далеки от совершенства.
Точно так же любопытно отношение людей к автосимуляторам. Многие не воспринимают появление киберспорта всерьез, тогда как это может стать лучшим способом популяризации реального спорта. Так почему бы не попробовать?
Некоторые пробуют, и так здорово видеть огромное количество первоклассных гоночных автомобилей в таких играх, как Forza Motorsport.
Или взять, к примеру, недавнее противостояние Проста и Сенны в Формуле Е – но всё это лишь верхушка айсберга возможностей.
Основной вызов, стоящий перед автоспортом – суметь адаптироваться к миру, в котором он существует. Вещи меняются, технологии развиваются, поэтому мы больше не увидим ещё одного Ронни Петерсона, дрифтующего на своем Lotus в Woodcote на Сильверстоуне, да и не нужны постоянные изменения регламента в целях воссоздания прошлого – они просто не сработают, смысл имеет лишь развитие.
Но мы вполне можем попытаться понять, почему именно тогда это было так популярно, и задать автоспорту соответствующий вектор, который сделает его зрелищным. Правильное слово здесь одно: зрелище.
Те, кому принадлежит власть в автоспорте, должны всерьёз подойти к улучшению своего продукта. В прошлом году один из основных чемпионатов (пусть он останется неназванным) сильно меня раздражал своей напыщенной, вялой и скучной трансляцией основного мероприятия, у которого было все, чтобы стать очень запоминающимся. Можно предположить, что руководству серии всё нравилось, поэтому они решили, что и остальным понравится, и можно даже не прилагать особых усилий. Уровень показа просто не оправдывал телевизионных затрат.
И здесь лежит корень проблемы. Автоспорт самодоволен. Он считает, что в этом мире ему отведено определённое место, и это никогда не изменится – достаточно быть на экране, чтобы привлечь зрителей.
На всё один ответ – нет.
Настоящий автоспорт потрясает своим великолепием – так было всегда, и, я надеюсь, в этом отношении ничего не изменится. Но ему либо нужно начинать развиваться, либо в далеком будущем ему суждено будет исчезнуть. Те, кто отвечают за него, должны понять его слабости и сильные стороны. Люди, стоящие у руля различных гоночных серий, должны не просто удовлетворять собственное эго, но и понимать, что они – хранители чего-то особенного.
Многие так делают, тратят своё время (и им часто даже не платят за это), чтобы сделать автоспорт популярным, но их не так много. Только при таком подходе спорт может привлечь новое поколение поклонников, гонщиков, маршалов, стюардов и всех тех, без кого его просто нет.
Голословно заявлять, что всё прекрасно, не более продуктивно, чем делать обратные утверждения. Так же, как и вести постоянные споры о том, какая гоночная серия лучше.
Со спортом пока всё в порядке, поэтому сейчас самое время укрепить его популярность. Но просто надеяться на то, что в 22 веке всё будет так же, не стоит.
Поэтому руководителям необходимо перестать думать о том, какую должность они занимают или могут занять, пока кто-то другой занимается чёрной работой. Им нужно начать действовать и вернуть автоспорт тем, кому он принадлежит по праву – болельщикам.
Перевела и адаптировала материал: Анна Турковская