Так ли хорош в действительности Шумахер-младший?
Неудивительно, что на сына Михаэля Шумахера возлагаются огромные надежды, иначе и быть не может. Но так ли он талантлив и трудолюбив, как многим хочется думать? Маркус Симмонс побеседовал о сыне семикратного чемпиона мира с людьми, тесно работавшими с ним...
Индийская кавер-группа исполняет ненавязчивую музыку в стиле wedding-rock, а молодые парни – в основном европейской и латиноамериканской внешности – делятся своими мнениями и подбадривающе похлопывают друг друга по плечу. Именно такой предстала моему взору вечеринка по случаю окончания сезона зимней гоночной серии MRF Challenge в индийском Ченнаи, где прошел заключительный этап первенства.
На фоне своих юных коллег выделялся сын семикратного чемпиона мира – белобрысый Мик Шумахер, изо всех сил пытавшийся не пролить бокал в толпе сверстников.
«Гляньте на него, он совершенно обычный парень, старающийся насладиться моментом», – сказал мне один из ветеранов автоспорта.
В этот момент я заметил Петера Кайзера – давнего друга семьи Шумахеров, – который характерным образом указывал на часы, глядя на Мика, мол, не пора ли нам, молодой человек, идти?
Мик было засобирался, но тут прозвучало приглашение всем молодым гонщикам подняться на сцену и спеть хором – признаться, это была не самая лучшая идея…
Мы наблюдали за Шумахером-младшим издалека. И это понятно, поскольку ему сейчас и так достается от немецкой и британской прессы, и семья прилагает все усилия, чтобы уберечь молодого парня от излишнего внимания со стороны журналистов, особенно в свете трагедии, произошедшей с его знаменитым отцом.
Даже если бы мы и решились поговорить с ним лично, разумеется, мы не стали бы спрашивать его о состоянии здоровья Михаэля. Максимум, что мы могли бы спросить, это какое влияние на него оказал отец во времена его дебюта в картинге. Но в данных обстоятельствах мы решили не докучать ему, а ограничиться беседой с теми, кто тесно сотрудничал с ним на трассе и вне ее.
«Он фантастический малый, – откликнулся Фриц ван Амерсфорт, за команду которого в прошлом году в немецкой Ф4 выступал Шумахер-младший. – Его все в команде обожали. Очень приятный в общении человек».
Впервые коллектив Van Amersfoort Racing обратил внимание на Мика, когда он занял второе место по итогам сезона-2014 немецкой юниорской картинговой серии.
«Мы назначили приз для второго призера первенства в виде бесплатных тестов на симуляторе, – продолжил руководитель команды. – В октябре мне позвонил Петер Кайзер и сообщил, что Мик хотел бы попробовать свои силы на симуляторе. Я был одновременно счастлив и удивлен.
Мик приехал в субботу и был поражен нашим составом инженеров, в частности Риком Вернои, который в то время обслуживал Макса Ферстаппена в Ф3. Он был очень воодушевлен увиденным, и мы начали работать».
Сотрудничество Шумахера-младшего с новой командой началось как в сказке – Мик выиграл гонку с перевернутой решеткой уже на первом этапе сезона-2015 в Ошерслебене, где было немало журналистов. При этом в первом заезде он стартовал лишь 19-м, но смог пробиться на девятую позицию, гарантирующую старт с первого ряда во второй гонке.
В первой половине сезона Мику тяжелее всего давались именно квалификации, а в гонках он выступал куда успешнее. До самого августовского этапа в Нюрбурге он не мог преодолеть барьер первой десятки в квалификациях, зато в следующих восьми этапах ему это удалось сделать семь раз. В результате он 11 раз финишировал в очках и занял итоговое десятое место в чемпионате.
Ван Амерсфорт считает, что Мику помогли тесты, в которых он также участвовал по ходу сезона, но не стоит забывать, что многие его соперники также участвовали и в других чемпионатах.
«Мика нельзя назвать человеком, который садится в кокпит и тут же начинает ехать быстро, – продолжил Фриц. – Но плюс в том, что если ему дать время, он во всем разберется и поедет действительно отлично.
На первом этапе нам просто очень повезло, что он смог стартовать с первого ряда и выиграл гонку, но меня больше впечатлило то, с каким спокойствием он воспринял свой успех. Он был абсолютно готов к этому, не хватало лишь опыта».
А как Мик справился с повышенным давлением?
«Знаете, а он не испытывал никакого давления со стороны прессы, ну или нам так просто показалось, – ответил ван Амерсфорт. – Он очень спокойно ко всему относится – это одна из причин, по которой они живут в Швейцарии. Он занимается тем, что ему нравится. А прессинг, наоборот, испытывают все, кто его окружают».
К концу минувшего сезона стало понятно, что Шумахер, скорее всего, проведет свой второй год в Ф4 уже в команде Prema Powerteam. И тогда как ван Амерсфорт считает, что у Мика есть все, чтобы бороться за титул, босс Prema Рене Розен придерживается иного мнения – не столь оптимистичного.
«Конечно, всем хочется бороться за самые высокие места, – сказал он. – Главное для нас – это обеспечить его всем необходимым для прогресса, и именно этим мы и займемся в чемпионате».
При этом Мик, одинаково хорошо говорящий на английском и итальянском языках, уже успел опробовать машину команды на тестах в Монце, Муджелло и Барселоне.
«Он очень дружелюбный парень, – продолжил Рене, – и со всеми в команде отлично ладит.
Что касается гоночного мастерства, Мик пилотирует очень плавно, технично и точно, к тому же, он на сто процентов отдается этому делу».
А что думают о сыне семикратного чемпиона мира те, кто наблюдал за ним в первенстве MRF Challenge?
«Мик стремится поддерживать максимально возможную скорость на апексе поворотов, – отметил посол серии и бывший пилот Ф1 Нараин Картикеян. – На свежих шинах было явно заметно, что повороты он проходит быстрее, чем его сверстники».
Шумахер прибыл в Индию на неделе, и Картикеян провел его по очень ухабистой трассе, после чего они посетили гаражи.
«Он подошел к машине, внимательно осмотрел ее днище и задал мне пару очень специфических технических вопросов, чем изрядно меня удивил, – продолжил Нараин. – В его возрасте пилоты обычно этим не интересуются.
Он предпочел ездить по трассе, по сути, без стабилизатора поперечной устойчивости, поскольку ему не нравится излишне острое и резкое поведение передней части машины. Это больше соответствовало шинам и его стилю пилотирования, к тому же, это была самая неровная трасса, по которой ему ранее приходилось ездить в гонках».
Также Нараин был удивлен тем, что на этой трассе, почти не предназначенной для обгонов, Мик был одним из немногих, кто пытался опережать соперников. Да, не всегда успешно и с выездами за пределы дорожного полотна, но он пытался.
К сожалению, от его попыток дважды в одной гонке пострадала Татьяна Кальдерон.
«Я не понимаю, о чем он думал, – отреагировала пилотесса после заезда. – В первом инциденте он был далеко позади и никак не мог опередить меня в повороте. В результате я повернула руль, а он врезался в меня сзади. Во втором эпизоде мы шли бок о бок, и он просто ударил меня в левую переднюю часть машины».
Обычно подобные моменты случаются, когда пилот старается лучше понять поведение шасси. Его маневры были довольно опрометчивыми, но, как сказал один из инженеров, это произошло не из-за излишней амбициозности Мика, а, наоборот, по причине неуверенности в своих действиях.
«Его стиль пилотирования впечатлил меня не меньше, чем скорость, – сказал чемпион MRF сезона 2013-14 Руперт Свендсен-Кук, бывший в Ченнаи наставником индийского гонщика Таруна Редди. – Он не стеснялся предпринимать какие-то действия на трассе и делал все для их успешного завершения.
Трасса, подобная этой, быстро всех расставляет по местам и показывает, кто на что способен. К тому же, вероятно, это последнее поколение машин с секвентальной коробкой передач, требующих применения техники heel-and-toe. Мне казалось, что это должно помешать парням вроде Мика и Харрисона [Ньюи, сына Эдриана Ньюи], которые привыкли к подрулевым переключателям в Ф4, но надо отметить, что Мик переключал передачи очень четко, быстро и чувствовал себя очень уверенно».
Кроме того, Шумахер-младший произвел немалое впечатление и на организаторов зимней серии MRF.
«У людей всегда будет предвзятое отношение к "сыночкам" известных личностей, но что касается Мика, это совершенно обычный парень, – сказал координатор первенства Дэвид Лоу. – Он ничем не отличается от остальных.
Он очень старательно подходит к работе и стремится познать как можно больше технических нюансов.
Когда он не сидит в кокпите, то всегда старается помочь механикам, что в этом возрасте встречается не так часто. И это просто здорово. В последний раз нечто подобное я наблюдал у Нико Росберга, когда он выступал с нами в Макао в Ф3 [в то время Лоу был инженером команды Carlin Motorsport] – он тоже очень ловко обходился с гаечным ключом и помогал механикам собирать машину».
Оказал ли в этом отношении влияние на Мика его легендарный отец, в бытность пилотом также неплохо разбиравшийся в технике?
«Должно быть, да, – предположил Лоу. – Он очень хочет быть самим собой и доказать свою состоятельность».
Очень легко критиковать молодых парней, которые хотят пойти по стопам своих именитых отцов, особенно с учетом того, что первые шаги им делать всегда легче, чем сверстникам. Но не стоит забывать и о том, что Мику пришлось пережить в 14-летнем возрасте, когда случилась эта трагедия с его отцом. Такого никому не пожелаешь, но при этом Мику удалось справиться с собой и двигаться дальше.
«Его окружают очень хорошие люди, – заметил ван Амерсфорт. – Его мама – очень приятная женщина. Они с Сабиной [Кем, менеджером] очень много делают для Мика, но при этом всегда выражают признательность команде. Если бы вы знали, как я жалею, что он перешел в Prema. Я не могу скрыть своего разочарования...»
Но насколько в действительности хорош Шумахер-младший? Свендсен-Кук наблюдал за Миком на декабрьских тестах Ф4 в Барселоне и сказал тогда: «Он очень выделялся на фоне всех пилотом немецких и итальянских команд. С самого первого круга было заметно, что он на порядок лучше всех».
«У него отличные гены и правильный подход к работе, – подытожил Картикеян. – Касательно того, сможет ли он дойти, скажем, до уровня Ф1… Пока еще рано говорить об этом. В юном возрасте многие быстры, но достаточно ли они талантливы для взрослых гонок? Поживем - увидим.
Одно ясно: Мик очень классный парень, к тому же, он очень методично и дотошно подходит к делу. Если ему представится шанс, уверяю вас, он им воспользуется...»
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько