Победа Mercedes на блюдечке с... алой каёмочкой

Бен Андерсон
21 марта 2016 в 15:47
Фото: LAT Photographic

У Ferrari было все необходимое, чтобы одержать уверенную победу в первой гонке сезона Формулы 1 в Австралии, несмотря на отставание от Mercedes по чистому темпу. Бен Андерсон считает, что винить Скудерия может только себя...

Формула 1 – жестокий спорт, где удача зачастую имеет решающее значение. Но нередко эту удачу можно развернуть лицом к себе, принимая правильные решения, чем всегда славились лучшие гоночные коллективы в Больших Призах.

Ferrari ничего не оставалось после гонки в Мельбурне, как ругать самих себя. Этап в Австралии начался с грома среди ясного неба, причем как в буквальном смысле, так и в переносном – я имею в виду неожиданную смену формата квалификации. Назовем это минутным помутнением руководства Ф1, но так или иначе дуэт Mercedes был нацелен на продолжение доминирования спорте, если бы не…

Если бы Себастьян Феттель на старте гонки не сорвал с места свою SF16-H лучше остальных и не протиснулся между двумя пилотами "Серебряных стрел", вырвавшись на чистый простор.

На протяжении следующих 12 кругов было явное ощущение, что красные украдут победу у записных фаворитов. В конце концов, именно за этим они и прилетели в Австралию…

Сейчас трудно сказать, был ли у Ferrari реальный шанс возглавить командный и личный зачеты после дебютной гонки сезона. Недавняя история говорит против них, но не стоит забывать, что на предсезонных тестах в Барселоне пилоты красных машин не терялись на фоне Mercedes в квалификационном режиме и были достаточно близки к ним на длинных отрезках на шинах Medium.

В заключительной тренировке в Мельбурне Феттель также был очень близок к тому, чтобы разделить в протоколе двух гонщиком серебряных машин, так что все шансы бросить лидерам вызов в квалификации у красных были.

Но этого не случилось. Себастьян и его напарник по команде Кими Райкконен серьезно уступили Льюису Хэмилтону и Нико Росбергу – они оба израсходовали дополнительный комплект квалификационной резины на ранней стадии сессии и не смогли ответить соперникам под конец двумя кругами.

Таким образом, пилоты Mercedes вновь, как и в большинстве гонок прошлых двух сезонов, заняли первые два места на стартовой решетке, но всем было понятно, что Ferrari по темпу значительно ближе к ним, чем было отмечено в субботних протоколах.

Вероятно, они были не настолько быстры, чтобы по чистому темпу выиграть гонку, но в минувшем сезоне им удалось трижды подняться на верхнюю ступеньку подиума при таком же раскладе сил.

Как и год назад в Венгрии, Феттель блестяще сорвал свой автомобиль со "стартовых колодок", тогда как оба представителя Mercedes немного замешкались на старте.

Новый запрет на радиопереговоры (хоть и немного ослабленный перед началом уик-энда) и правило старта со сцеплением на одном подрулевом лепестке вместо двух оказали значительное влияние на подготовку к этапу и серьезно осложнили процедуру старта.

«Это действительно затруднило подготовительные процессы, – отметил босс команды Mercedes Тото Вольф. – Если раньше можно было отрегулировать механизм сцепления путем тренировки старта на установочном круге, то теперь такой возможности нет.

Наши вчерашние тренировки прошли не лучшим образом, и были опасения, что в гонке это также скажется на старте.

К 100-метровой отметке Льюис находился в нескольких метрах позади Нико, но я не знаю, было ли это связано с программным обеспечением, техническими сложностями, вибрацией или тем, что он хуже среагировал на стартовые огни. Нам предстоит разобраться в этом».

Сам Хэмилтон опроверг предположения о том, что ему помешали технические проблемы на старте, тогда как Росберг остался доволен своими действиями на грязной половине трассы.

Нико попытался вернуть себе упущенное, но заблокировал тормоза в первом правом повороте, из-за чего вошел в поворот шире и непреднамеренно вытолкнул напарника по команде на внешний поребрик.

Это позволило Райкконену проскользнуть мимо обоих пилотов Mercedes и выйти на чистое второе место, тогда как Хэмилтону выезд за пределы дорожного полотна стоил еще двух позиций, отданных Максу Ферстаппену из Toro Rosso и Фелипе Массе из Williams.

«Старт гонки был богатым на события, – сказал Льюис, отметивший при этом, что в целом этап ничем не отличался от других, несмотря на запрет на радиопереговоры и новые правила в отношении шин и сцепления. – После этого мне пришлось прорываться наверх – это было непросто, но очень интересно».

Одной из отличительных черт Хэмилтона является именно умение пробиваться наверх в сложных обстоятельствах, и в воскресенье мы лишний раз в этом убедились.

Прокол Кевина Магнуссена на первом круге отбросил пилота Renault далеко назад, а когда Масса замешкался позади желтой машины на выходе из второго поворота, Льюис воспользовался моментом, чтобы прорваться вперед.

Бразилец предпринял попытку защиты позиции, но Льюис подрезал его на выходе из третьего виража и уверенно вышел вперед по внешней траектории в четвертом левом повороте. Таким образом, через три круга поле старта британец вышел уже на пятую позицию.

Столько же времени потребовалось Хэмилтону, чтобы догнать Макса Ферстаппена, но обойти его было не так просто – прошлогодний мотор Ferrari делал все возможное, чтобы его современные заводские коллеги могли утвердиться в роли лидеров. А Льюис тем временем жаловался по радио, что он «застрял за этим парнем».

Гонка буквально утекала сквозь пальцы действующего чемпиона, и он прекрасно это понимал – так что в команде приняли рискованное решение о переходе на план Б.

В рамках этой стратегии Льюис должен был продлить первый отрезок на сверхмягкой резине до 16 кругов, а затем попытаться вернуть упущенное на шинах Medium.

И все же судьба гонки находилась полностью в руках стратегов Ferrari. Феттель опережал Райкконена по ходу гонки на несколько секунд, но при этом пилоты красных машин не были достаточно быстры на не подходящей им трассе, как охарактеризовал ее до этапа сам немец, что не позволяло "сбросить с хвоста" Росберга.

Таким образом, немецкий пилот сохранял все шансы опередить финна после замены мягких шин на 12-м круге, особенно с учетом того, что он выехал из боксов впереди своего тёзки из Force India.

В Ferrari отреагировали на такой маневр соперников пит-стопом на следующем круге, который провел Феттель с целью в дальнейшем сохранить свое лидерство. Механики в боксах Скудерии сработали чуть быстрее соперников, но при этом гонщику пришлось немало поработать, чтобы сохранить позицию в третьем повороте на холодных шинах.

Новый лидер гонки Райкконен, конечно, не был доволен своей ролью жертвенного агнца в борьбе с Mercedes, но это было просто неизбежно, особенно с учетом того, что по чистой скорости соперники были быстрее.

Финн остановился в боксах на 16-м круге и вернулся в гонку третьим за несколько мгновений до того, как произошла авария между Фернандо Алонсо и Эстебаном Гутьерресом в третьем повороте.

Это столкновение сильно напомнило мне инцидент между Жаком Вильнёвом и Ральфом Шумахером здесь же в 2001 году, стоивший жизни одному из маршалов.

Фигура высшего пилотажа, именуемая бочкой, которую испанец выполнил в воздухе, привела к столкновению с ограждением и полному разрушению шасси MP4-31, но, к счастью, Фернандо самостоятельно выбрался из кокпита.

Авария привела к остановке заезда на время уборки автодрома от многочисленных обломков.

Именно этот момент и стал решающим для бывшей команды Алонсо – Ferrari. Интересно, что именно эпизод с испанцем, по сути, не позволил его прежнему коллективу одержать победу в первой гонке сезона.

Дело в том, что правилами не запрещено менять шины в боксах во время красных флагов, и в Mercedes воспользовались этим для установки на автомобиль Росберга резины Medium, что автоматически означало, что он сможет ехать до конца дистанции без остановки.

Многие команды последовали их примеру, чего нельзя сказать о Red Bull, Toro Rosso, Manor, McLaren и... Ferrari.

Первые три команды переобули своих пилотов в комплекты мягкой резины. Это был довольно рискованный ход, но он имел свое обоснование. Они, по крайней мере, могли ехать до конца гонки без заезда в боксы.

В McLaren приняли решение поставить на машину Дженсона Баттона сверхмягкую резину. Но он был в глубине пелотона, так что ничем не рисковал.

Но тот факт, что в Ferrari также решили пойти по этому пути и обуть обоих пилотов в новый комплект резины Supersoft, не имеет оправдания. С учетом того, что на тот момент они не использовали в гонке ни один из обязательных составов (Soft и Medium), они просто обязаны были бы остановиться еще раз, а сделать это без потери позиций было бы ох как трудно.

«Честно говоря, альтернатив на тот момент просто не было, – признался гоночный директор Renault Алан Пермейн, отметивший при этом, что и у стратегии перехода на Soft не было никаких шансов на успех. – Нужно было ставить Medium. Именно это мы и сделали с обеими машинами.

Это казалось вполне очевидным решением, и я был немало удивлен тем, что в командах пошли на разные тактики, особенно с учетом, что на этой трассе очень трудно обгонять. Здесь самое главное – это позиция».

Гонка возобновилась на 20-м круге из 57, и сразу же стало понятно, что Ferrari перехитрила сама себя.

Шансы Райкконена убедиться в ошибочности стратегии команды улетучились вместе с последним дымком, вырвавшимся из верхнего воздухозаборника его машины на 22-м круге дистанции, а темпа Феттеля оказалось совершенно недостаточно, чтобы оправдать предстоящий пит-стоп.

Сравнение темпа Росберга и Феттеля


На первых шести кругах отрезка Себастьян был действительно ощутимо быстрее соотечественника, но затем его скорость ощутимо снизилась, тогда как долговечность шин Medium позволила Росбергу удерживать стабильные времена. В среднем на отрезке он уступил Феттелю всего 0,048 секунды с круга, несмотря на то, что его машина была обута в шины, превосходящие в жесткости резину соперника на два шага.

В Ferrari зазвали Феттеля на заключительный пит-стоп на 35-м круге. При этом механики чуть замешкались с передним левым колесом, и на трассу немец вернулся четвертым с отставанием от Хэмилтона в 10, а от Росберга – более чем в 20 секунд.

Единственной надеждой Себастьяна на победу в гонке было возможное разрушение шин Medium на автомобилях лидеров и то, сможет ли Даниэль Риккардо продержаться до финиша на составе Soft.

Хэмилтон опередил австралийца в первом повороте на 42-м круге, что стало сигналом для Даниэля ехать в боксы за свежим комплектом Supersoft, поскольку четвертое место ему было гарантировано.

Феттель постарался тем временем выжать максимум из новенькой мягкой резины, чтобы догнать действующего чемпиона.

Попытка Феттеля догнать Mercedes


Но шины Medium показали себя в гонке просто блестяще. К концу 51-го круга Себастьян приблизился к Льюису на дистанцию открытия крыла, но большего сделать не смог, а за два круга до финиша перетормозил в связке последних поворотов и выехал на траву.

Конец игры.

После восхитительного старта Феттеля в гонке в телевизионной трансляции мелькнуло лицо босса команды Ferrari Маурицио Арривабене, не пытавшегося скрыть своей радости. Позже итальянец признался, что был уверен в том, что после такого начала Себастьян непременно выиграет гонку.

«К сожалению, выбросили красные флаги, и мы не смогли победить, – сказал после заезда расстроенный Маурицио. – Мы на командном мостике были уверены в успехе. Пилоты показывали отличную скорость и чувствовали себя очень комфортно.

Я не пытаюсь искать оправданий: красные флаги – это одна из составляющих гонок, и надо это принять. Во время остановки гонки мы приняли решение… Как известно, решения могут быть правильными и ошибочными».

Очевидно, что это решение было ошибочным, не позволившим Ferrari одержать победу, которая была у них в кармане.

Это может служить оправданием для пилотов Скудерии, но Росбергу в воскресенье никакие оправдания не были нужны, в результате он уверенно опередил напарника по команде, продлив череду своих побед подряд, если считать концовку прошлого сезона, до четырех.

После гонки немец признал, что машина была буквально на грани в плане тормозов и состояния шин. К счастью, после попадания резины в воздухозаборники передних тормозов, температура в итоге стабилизировалась, а шины Medium успешно выдержали дистанцию в 40 кругов.

В этот раз удача была на стороне Mercedes, но ведь они сами развернули ее к себе лицом, приняв правильные решения в гонке, чего нельзя сказать об из соперниках из Маранелло...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Комментарии для сайта Cackle