Главные темы Формулы 1 в 2013 году
Год только начался, а Эд Стро уже готов поделиться мыслями о том, какие темы станут определяющими в наступающем сезоне Формулы 1.
В это же самое время 12 месяцев назад ни у кого не было сомнений, что одной из главных тем в наступающем сезоне станут выступления Льюиса Хэмилтона в составе McLaren – так в итоге и вышло. Интерес также вызывали возвращение Кими Райкконена и вопросы о будущем Михаэля Шумахера.
Разумеется, сейчас невозможно определить, что станет главным в 2013-м, ведь пока машины даже не показались на тестовых трассах. Однако очертания некоторых важных тем уже начинают просматриваться на горизонте.
Льюис Хэмилтон и Mercedes
На протяжении двух минувших лет чемпион мира 2008 года нечасто оказывался в центре внимания. В 2011-м говорили преимущественно о неприятностях Льюиса на трассе и тех проблемах, которые возникали за их пределами.
В прошлом сезоне его результаты ощутимо выросли, и в авторских колонках стали все чаще возникать вопросы о будущем гонщика – и о том, насколько мудрое решение он принял, перейдя в Mercedes.
Исторически тот коллектив, который удобно называть «командой из Брэкли», никогда не мог добиться высокого результата. Не считая чудесного сезона-2009, когда выросший из пепла Honda проект Brawn добился восьми побед и завоевал оба титула, достижения никогда на соответствовали затраченным ресурсам.
За исключением того сезона, серьезные расходы смогли принести лишь успех Дженсона Баттона на Гран При Венгрии 2006-го и победу Нико Росберга на недавнем Гран При Китая.
Хэмилтон начал хорошую игру, ведь никто не ожидает от него побед в 2013-м. Верит ли он сам в слова об этом или нет – другой вопрос, но нет сомнений, что он был бы заинтересован в прогрессе по ходу сезона. Если же события станут развиваться по тому же сценарию, что в 2012-м, в отношениях между командой и гонщиков может возникнуть напряженность.
Год назад Mercedes удалось отлично начать чемпионат, но в шести последних Гран При пилоты суммарно набирали в среднем одно очко за гонку. Это привело к возникновению резонных вопросов о структуре команды. Есть информация, что она привела, например, к возникновению неоднозначных ситуаций при работе с резиной.
С другой стороны, руководитель Mercedes Росс Браун заявил 18 месяцев назад, что полноценный эффект от приглашения в команду таких серьезных технических специалистов, как Джефф Уиллис и Альдо Коста, проявит себя самое раннее в 2013 году. Так что, возможно, сейчас самое подходящее время, чтобы приступать с итоговым оценкам.
Несомненно, что Хэмилтон может за весь сезон не одержать ни одной победы – и даже не завоевать ни одного подиума. Но он справится с такой ситуацией, если будет видеть прогресс команды. А вот если нет – тогда дело может принять совершенно непредсказуемый оборот.
Феррари в условиях прессинга
Самым сильным элементом в «обойме» Ferrari в сезоне-2012 был Фернандо Алонсо. Его умение адаптироваться и стабильность позволили испанцу возглавить чемпионскую гонку – и будь вторая половина сезона столь же непредсказуемой, как первая, он наверняка завоевал бы титул. Так что сейчас вопрос в том, удастся ли Ferrari построить самую быструю машину.
Аэродинамическая труба в Маранелловсе еще находится в процессе модернизации и едва ли будет полностью функциональна в оптимальной конфигурации раньше октября. Так что сейчас основная испытательная нагрузка ляжет на бывшую трубу команды Toyota в Кёльне. Но продувки выявляют лишь симптому недомогания, а не их причину.
Не секрет, что в Ferrari пока проигрывают соперникам из McLaren и RBR в вопросе технологий, используемых на симуляторе. Прежде команда делала основной упор на реальные тесты на трассе, однако сейчас, как известно, по ходу сезона они запрещены.
Технический директор Пэт Фрай, перешедший из McLaren, призван изменить такую ситуацию. Но на это требуется время и – если реально смотреть на вещи – лишь в 2014-м Ferrari сможет реально претендовать на создание самой быстрой машины.
Чтобы гарантировать, что те изменения, которые Фрай привносит в техническую сторону работы команды, не выбьют её из колеи, Ferrari нужно уже в этом сезоне вести спор за титул. Скорее всего, так оно и будет, однако есть ощущение, что если топ-команды смогут показать все, на что они способны, Скудерия окажется – в лучшем случае – третьей по скорости.
Посчитает ли такой результат достаточным президенту ди Монтедземоло, большой вопрос – особенно в ситуации, когда итальянская пресса и так не слишком нахваливает его.
Необузданные дитя Ф1
Три пилота по ходу минувшего сезона смогли приковать к себе внимание как позитивными, так и негативными новостями. В 2013-м каждый из этой троицы почти наверняка получит быструю машину и должен будет избежать определенных ошибок, чтобы сполна реализовать свой потенциал.
Ромен Грожан готовится начать свой второй сезон в Lotus. Команда поступила верно, продлив контракт с франко-швейцарцем. У него, нет сомнений, все в порядке со скоростью, но в 2013-м, чтобы гарантировать себе долгосрочное будущее в Формуле 1, к ней обязательно нужно будет добавить стабильности. Если Ромену это удастся, а машина Lotus будет быстра, шансы на дебютную победу будут очень высоки.
То же самое можно сказать и про Серхио Переса – с той оговоркой, что его чистая скорость вызывает несколько больше вопросов. В McLaren у мексиканца есть прекрасная возможность начать регулярно выигрывать, но злейшим врагом здесь может стать его собственный темперамент.
Последний участник славного трио уже поднимался на вершину подиума. Но если Williams продолжит тот прогресс, что мы уже наблюдали в 2012 году, Пастор Мальдонадо должен получить возможность регулярно бороться за подиумы. Вопрос лишь в том, сможет ли гонщик делать это настолько же корректно, как в финальной трети минувшего чемпионата?
Подготовка к сезону-2014
Нынешний чемпионат – последний, который проводится по действующему регламенту, принятому еще в 2009-м. В 2014 году грядут серьезные изменения, прежде всего – переход на 1,6-литровые турбомоторы V6 с неким подобием «зеленой» системы использования энергии. Потому в создании машин командам предстоит использовать революционные, а не эволюционные методы.
Однако, в отличие от 2009-го, решающим фактором в итоговом результате на этот раз станут именно возможности мотора. Потому Ferrari, Mercedes и Renault оказываются в центре внимания – им нужно работать над тем, чтобы получить от двигателя как можно больше лошадиных сил.
Но это вовсе не отменяет для команд необходимости работать над вопросами аэродинамики. У новых моторов будут совсем иные геометрические и весовые характеристики, что не может не привести к фундаментальным изменениям в архитектуре шасси.
Это неизбежно приводит к тому, что всем 11 командам придется направить на разработку машин 2014 года больше ресурсов, чем в 2012-м и 2013-м. А это неизбежно скажется на том, как будет развиваться «война модернизаций» в нынешнем сезоне.
Экономия средств
Все согласны с тем, что экономия средств стала в Ф1 практически религией. Но мало кто знает, как именно можно этого добиться, а значит – вопрос вызовет в 2013-м многочисленные дебаты.
Наверняка вновь возникнут разговоры о том, насколько легальным является техническое партнерство вроде того, что Force India и Marussia развивают с McLaren.
В конечном счете будет достигнуто соглашение, что командам, которые соперничают друг с другом, нужно будет найти какую-то возможность избежать этого.