Чего ждать от противостояния в категории LMP1 в WEC?
На днях новые прототипы Porsche, Audi и Toyota категории LMP1 впервые появились вместе на одном автодроме в Ле-Кастелле. Но какие выводы можно сделать из этих заездов? Анализирует Гэри Уоткинс...
На первых официальных тестах чемпионата мира по гонкам на выносливость на Поль-Рикаре тон действию задавала заводская команда Porsche, однако до старта сезона, который состоится 17 апреля в Сильверстоуне, говорить о чем-то всерьёз было бы неправильно.
Давайте подумаем, что мы увидели во Франции? Обновленный прототип 919 Hybrid лидировал на протяжении пяти сессий двухдневных испытаний, а лучшее время осталось за Брендоном Хартли – в субботу он проехал круг за 1.37,445, совсем на чуть-чуть опередив напарника по команде Нила Джани, показавшего время 1.37,487 днем ранее.
Это позволило пилотам Porsche на восемь десятых секунды обскакать ближайших соперников – Стефан Сарразан за рулем новой Toyota TS050 с настройкой на высокую прижимную силу проехал круг за 1.38,273, тогда как Бенуа Трелюйе отстал еще на полсекунды, остановив секундомер на отметке 1.38,827 в заключительной сессии.
Никто не спорит, что Porsche подошла к тестам на Поль-Рикаре в лучшем состоянии. Но не стоит забывать, что они обкатывали доработанную прошлогоднюю версию прототипа 919 Hybrid, а все новинки, включая переднюю подвеску и доработанную трансмиссию, в команде получили еще в конце прошлого года. Кроме того, неделей ранее они уже испытывали в Ле-Кастелле версию шасси с предположительно низким уровнем прижимной силы, предназначенную для Ле-Мана.
В то же время в Toyota до минувших тестов обкатывали прототип TS050 с задней частью от прошлогодней машины и атмосферным 8-цилиндровым двигателем. Так что во Франции они сосредоточились главным образом на километраже новой гибридной установки и системы рекуперации энергии – неудивительно, что они так сильно отстали от действующих чемпионов.
Что касается Audi, то они, по сути, впервые привезли свой турбодизельный агрегат на французскую трассу. При этом руководитель Audi Sport Team Joest Ральф Юттнер во время первого появления R18 на трассе в прошлом ноябре назвал ее совершенно новой машиной.
К тому же, если в Porsche обе свои машины обкатывали только в конфигурации с высокой прижимной силой, то Toyota распределила нагрузку между двумя разными спецификациями. В то же время в Audi столкнулись с проблемами при обкатке спринтерской версии R18, после чего в субботу вынуждены были вернуться к использованию второго шасси. Таким образом, можно отметить, что только команда Porsche смогла пройти полноценную тестовую дистанцию на Поль-Рикаре с машиной в нужной спецификации.
Важно смотреть не на отрывы, а на чистое время, показанное лидерами во время тестов. Лучшее время Porsche на 5,7-километровой конфигурации трассы лишь на пару десятых секунды уступило прошлогоднему времени Нила Джани во время пролога.
При этом не стоит забывать, что новый технический регламент урезал использование топлива на одном круге на 7,5%, что равноценно потере 10 МДж энергии в расчете на круг в Ле-Мане. Исследовательские усилия инженеров Porsche позволили в какой-то степени компенсировать эту потерю, но насколько именно – пока судить трудно.
Дело в том, что пилоты Porsche обкатывали прототип в спецификации, схожей с той, с которой они выиграли пять заключительных этапов минувшего чемпионата, тогда как 12 месяцев назад они привезли на Поль-Рикар промежуточную конфигурацию шасси, не оптимизированную под требования автодрома в Ле-Кастелле.
«Судя по нашим временам, мы сделали приличный рывок за зиму, – заметил в интервью нашему сайту Джани. – Сравнивать пока рано, но прогресс явно есть».
В Toyota также остались довольны скоростью своих машин, которая оказалась на 1,7 секунды быстрее, чем в прошлом году, особенно на фоне изменений в регламенте.
«Пилоты Porsche уступили своему прошлогоднему времени две десятые секунды, а мы прибавили почти на две секунды», – сказал технический директор Toyota Motorsport Паскаль Васселон, оговорившись, однако, что пока сравнивать результаты рано.
Юттнер, в свою очередь, заметил, что Audi провела не лучшую зиму в плане подготовки к гонкам, но оправдал команду тем, что они привезли совершенно новую машину, с которой еще не до конца разобрались.
Также специалист обратил внимание на существенные изменения в технической спецификации шасси.
«Переход с 2 на 4 МДж в прошлом году был серьезным шагом, но все же система в целом оставалась прежней, – отметил Ральф. – Новая система запаса энергии [основанная на литий-ионных батареях и позволившая Audi перейти в класс 6 МДж] принципиально отличается от предыдущей. Таким образом, в области сохранения и использования энергии нам пришлось менять всю стратегию, и мы еще не до конца разобрались с этим».
Также Юттнер выразил уверенность, что в Сильверстоуне машина Audi будет не только быстра, но и надежна, пусть и не пуленепробиваема, как в некоторых прошлых сезонах.
Субботний день тестов Audi провела без проблем, хотя ее пилоты не стремились показать лучшее время. В Porsche и Toyota, наоборот, признали, что предпринимали попытки проезжать круги в квалификационном темпе, что также осложняет сравнение команд.
На сегодняшний день ясно одно: в новом сезоне чемпионская 919-я не позволит соперникам раздавить себя, что после победы в 2014-м случилось с TS040 HYBRID.
Toyota и Audi построили совершенно новые автомобили, что в Porsche сделали годом ранее.
В сезоне-2015 Porsche перешла из класса 6 МДж в 8 МДж и впоследствии воспользовалась преимуществами этой категории, дающими право использовать больше энергии на круге. В этом году этот путь повторит Toyota, а Audi поднимется в класс 6 МДж – оптимальный для дизельных силовых установок. В то же время в Porsche смогут рассчитывать лишь на улучшение текущего пакета.
Все это предвещает очень плотную борьбу в предстоящем сезоне, если предположить, что новая техника Toyota и Audi не подкачает в плане надежности.
Ну а по прошедшим тестам в Ле-Кастелле можно лишь с уверенностью сказать, что в категории LMP1 по-прежнему работают лучшие инженерные умы, подпитываемые достаточными финансовыми ресурсами. Конечно, времена на круге в этом году немного ухудшатся, но не настолько, как предполагали законотворцы...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько