Технический обзор Гран При Китая

Крэг Скарборо
16 апреля 2016 в 22:49
Фото: LAT Photographic

Технический эксперт AUTOSPORT Крэг Скарборо сделал выводы по поводу увиденного на Гран При Китая, в том числе выразив сомнения по работе силовой установки Ferrari и проанализировав интересные новинки команды Haas...

Трасса в Шанхае стала первой в календаре Формулы 1, где серьезной нагрузке подверглась передняя часть шасси, в особенности ее левая половина.

После Австралии и Бахрейна, где гонщиками приходилось то разгоняться, то тормозить, и все зависело от задних шин, в Шанхае необходимо было заставить как следует работать нагруженную левую переднюю покрышку и при этом не допустить чрезмерного гранулирования правой, нагрузка на которую была не столь велика.

Кроме того, две длинные прямые и две точки жесткого торможения также выводили на передний план работу силовой установки и тормозов.

Как и на первых двух этапах сезона, здесь мы не увидели каких-то серьезных инноваций – все команды обновляют свои шасси постепенно и не столь быстро. Причиной тому является тот факт, что нынешнему регламенту пошел уже третий год, и машины уже более или менее оптимизированы в рамках действующих правил.

К тому же, сегодня команды уже отчасти сосредоточены на проектировании шасси следующего года.

Ferrari. Слабое место силовой установки

Удивительно, что шасси SF16-H до сих пор практически не менялось внешне с момента окончания предсезонных тестов.

Вполне вероятно, что все внимание в Маранелло сейчас приковано к работе двигателя. Обновленная силовая установка красных стала на порядок мощнее прежнего агрегата, однако и у нее есть слабое звено, и, скорее всего, это турбина.

Если вспомнить, проблемы, подобные той, что возникли у Кими Райкконена в Австралии, ранее проявлялись и на предсезонных испытаниях. Турбина установки подвергается чрезмерной нагрузке на полных оборотах, что в команде выяснили совсем недавно.

В результате было решено снизить эффективность этого элемента, чтобы он не выходил из строя под нагрузкой.

Вместо того, чтобы раскручивать турбину до предельных оборотов в конце прямых, тепловой мотор-генератор, наоборот, снижает вклад турбины в итоговую мощность силового агрегата, одновременно запасая больше энергии.

Это помогает снять часть работы с турбины на прямых, но одновременно повышает эффективность системы рекуперации энергии на других участках трассы.

В режиме квалификации это не приводит к серьезным последствиям, однако на длинных отрезках лишает Ferrari определенной части мощности, но при этом позволяет повысить надежность турбины.

Mercedes. Все внимание к тормозным элементам

Незначительные обновления шасси W07 в Китае включали в себя модернизированные передние и задние тормозные воздуховоды и переработанные боковые дефлекторы.

На машине Нико Росберга были установлены дополнительные открылки над передними воздуховодами тормозов, заключенными в своеобразную сетку (на фото).

Эта область была главным объектом внимания команды начиная с дебютного Гран При Австралии, когда поролоновые беруши попали в воздухозаборник и снизили эффективность охлаждения.

Пока не ясно, относится ли новый открылок к той же проблеме, но в Китае во время всех сессий на внешние поверхности воздухозаборников было нанесено антипригарное покрытие.

Что касается боковых дефлекторов шасси, то в команде установили элементы, которые были опробованы еще на тестах.

Эта вариация включает в себя шесть верхних направляющих и девять отростков на уровне днища, при этом эти выдающиеся элементы стали еще на несколько сантиметров длиннее.

Вероятно, в удлиненном виде они призваны еще лучше засасывать воздушный поток под днище шасси, что вкупе с изменением задних воздухозаборников тормозов увеличивает эффективность работы диффузора.

Red Bull Racing. Аэродинамическая краска выявила заимствование идей у Mercedes

Во время пятничных тренировок команда Red Bull провела целый ряд аэродинамических тестов с различными сенсорами и обильным использованием аэродинамической краски.

Заметить новинки было непросто, но наблюдение за акцентом на плоскости переднего антикрыла и нисходящим воздушным потоком привело нас к задней части шасси, где были обнаружены зубчатые рейки по примеру Mercedes, установленные между плоскостями заднего крыла.

Как и Mercedes, RBR разместила зубцы на нижней поверхности основной плоскости и на расстоянии 20 см от торцевых пластин.

Этот зубчатый профиль создает необходимые для аэродинамического баланса завихрения, которые помогают удерживать воздушный поток на плоскостях крыла.

Williams. Что случилось с шинами?

В команде Williams продолжили тестировать новый носовой обтекатель и переднее антикрыло, кроме того, Фелипе Масса испытывал проблемы с задними колесами и тормозами.

На этот раз пришла очередь Валттери Боттаса опробовать обновленный обтекатель, но с ним в команде поработали не так долго и вернулись к прежнему элементу.

Что касается Массы, то в первой тренировке у него возникли две похожие проблемы с задними шинами. Второй инцидент позже был объяснен тем, что внутренний тормозной барабан протер шину, что привело к ее дефекту.

Стоит отметить, что в этом сезоне команда использует новую сложную конструкцию тормозных барабанов.

Как и у всех команд, у них расстояние между барабаном и колесом сведено к минимуму, при этом сами барабаны бывают обмотаны специальной лентой с низким коэффициентом трения, чтобы предотвратить соприкосновение барабана с колесом.

В этом случае любые перекосы и побочные движения могут привести к излишнему трению и перегреву колесных дисков. Похоже, именно это стало причиной проблем у бразильца.

Во время предсезонных тестов как минимум у двух команд возникали похожие проблемы с колесами.

Toro Rosso. Преимущество мотора оказалось не столь большим

Хотя прошлогодняя силовая установка Ferrari и отличается большей мощностью по сравнению с двигателями Renault минувшего сезона, в этом году мотористы Renault и Honda серьезно прибавили. И если у команды Toro Rosso и сохранилось какое-то превосходство над соперниками в плане мощности, то оно оказалось гораздо меньше, чем ожидалось.

В связи с этим коллектив привез в Китай две новые вариации заднего антикрыла – оба с расчетом на низкую прижимную силу.

При этом подход к аэродинамике в этих элементах был разный. Первое крыло – это разновидность традиционного элемента команды с довольно массивной основной плоскостью и закрылком, закрепленным на уникальных торцевых пластинах с характерными прорезями.

Для снижения уровня лобового сопротивления в команде пошли по пути уменьшения закрылка в объеме при приближении к торцевикам. Это способствует снижению лобового сопротивления за счет разницы давлений по бокам от крыла.

Вторая версия – крыло, специально изготовленное под низкое лобовое сопротивление. Оно содержит уменьшенные основную плоскость и закрылок, а также характеризуется низким углом атаки. Торцевые пластины при этом сохранили свой прежний дизайн, но количество прорезей в них снизилось до двух.

McLaren. Смена обтекателя

В команде McLaren опробовали две версии переднего антикрыла, которые они использовали в этом сезоне, в связке с новым носовым обтекателем.

При взгляде снизу можно заметить, что наконечник обтекателя плавно переходит в главную конструкцию.

Это снижает способность наконечника направлять воздушный поток под днище машины, что может давать положительный эффект.

Таким образом, за направление потока отвечает длинная направляющая в конце обтекателя. В 2014 году подобную концепцию использовали в команде Marussia, когда только представили свой новый обтекатель. Позже они переработали нижнюю часть наконечника, преобразовав его в своеобразную направляющую.

Haas. Новая команда – новые идеи

Как и Renault, команда Haas привезла в Китай определенные новинки, но при этом испытывала серьезные проблемы по ходу уик-энда.

У Эстебана Гутьерреса во второй тренировке возникли проблемы с задними тормозами – их заклинило, что привело к перегреву и возгоранию, которое было потушено только на пит-лейне.

При этом повышенные температуры растопили смолы в составе тормозных барабанов из углеволокна, в результате чего композитный материал вернулся в свое первоначальное состояние карбоновых нитей, которые оказались разбросаны по всему гаражу (фото внизу).

Поскольку проблема возникла сразу на обоих задних колесах, в команде поспешили отнести ее на счет электронной системы торможения, которая зажала тормозные диски без участия гонщика.

Это лишь усугубило и без того плачевное положение Гутьерреса, который вынужден был пропустить утреннюю пятничную тренировку из-за проблем с датчиком в коробке передач.

Из положительных моментов можно отметить, что команда привезла в Китай измененное переднее антикрыло с новым R-образным открылком и направляющей, размещенной на каскаде открылков.

При этом новый открылок стал не просто очередной переработкой известной концепции, а предстал в совершенно новом образе.

Внутренняя часть элемента настолько близко расположена к центральной секции, насколько это позволяют правила. Таким образом, этот открылок сам создает завихрения Y250, помогающие обводить набегающий воздушный поток в обход передних колес, что позволяет улучшить общую аэродинамическую эффективность задней части шасси.

Вполне вероятно, в будущем конкуренты присмотрятся к этой концепции и начнут использовать ее в своих конструкциях передних антикрыльев.

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle