Не Максом Ферстаппеном единым...
В последний год Макс Ферстаппен монополизировал все заголовки спортивных изданий, так или иначе связанных с автоспортом. Но Бен Андерсон полагает, что его уже бывший напарник Карлос Сайнс заслуживает ничуть не меньшего внимания, чем раскрученный прессой голландец, который отныне будет соперничать уже с Даниэлем Риккардо...
Карлосу Сайнсу легко можно было простить его жадные взгляды в сторону другой части гаража Toro Rosso в прошлом и начале нынешнего сезона. Испанец честно пробился в Большие Призы через молодежную программу Red Bull, попутно завоевав чемпионство в очень конкурентном 3,5-литровом первенстве Renault, и взял очки уже в своей дебютной гонке в Формуле 1. Но все внимание прессы и объективы телекамер по-прежнему обращены в сторону его уже бывшего напарника.
Восхождение Макса Ферстаппена к вершине автоспорта – очень выгодная история для бренда Red Bull, и вчера они эту историю (поспешно?) закольцевали, переведя его на место Даниила Квята в старшую дружину.
Они отыскали этого талантливого мальчишку, практически не имевшего опыта выступлений во взрослых одноместных машинах, и бросили его в Формулу 1 в том возрасте, когда он еще даже не мог получить водительского удостоверения. Или утонет, или выплывет.
На радость боссам Red Bull он выплыл, поддерживаемый чьей-то сильной рукой, в тот же момент резко увеличив потенциал концерна в плане продвижения своей газировки в молодежной среде. Пацан, показывающий ветеранам, как на самом деле надо гоняться… Что может быть лучше?
Уже в свой первый сезон в Ф1 голландец продемонстрировал феноменальную скорость и способность совершать великолепные обгоны. Неудивительно, что Макс прочно занял все заголовки спортивных газет на следующие 12 месяцев, а вчера его имя и вовсе целый день не сходило с первых страниц изданий.
20-летнему Сайнсу гораздо труднее было проявить себя. Как и Макс, он вышел из гоночной семьи, причем заслуги его отца трудно переоценить на фоне мало чего добившегося Йоса Ферстаппена – Карлос-старший, на минуточку, является двукратным чемпионом мира по классическому ралли и настоящим героем Испании.
Переход в Формулу 1, по признанию самого Сайнса-младшего, позволил ему сорвать с себя ярлык сына чемпиона мира, преследовавший его на протяжении всей молодежной карьеры. Сейчас перед ним новая задача – не затеряться на фоне стремительно ворвавшегося в Большие Призы Макса, имя которого стало у многих прочно ассоциироваться с названием команды Toro Rosso.
Без сомнений, Ферстаппен заслужил внимание к себе успешными выступлениями в картинге и в европейской Формуле 3. Иначе компания Red Bull не стала бы уводить его из-под носа Mercedes и сразу предлагать фиксированный трехлетний контракт.
Развитие карьеры Сайнса можно назвать более традиционным – Формула BMW, Ф3, GP3, ФR3.5, а затем Формула 1. При этом Карлос смог показать себя во всей красе в своем первом сезоне за рулем боевой машины Ф1, но по ряду причин ему не удалось добиться высоких результатов, использовать свой опыт в борьбе с юным напарником и громко заявить о себе в мире гонок Гран При.
Мы встретились с Карлосом в паддоке и он откровенно поделился с нами тем, что его время от времени беспокоит…
«Это интересная тема, но мне трудно об этом говорить, – начал Карлос, поправляя кепку Red Bull, но уже не ту, которую ему вернул болельщик после того, как Фернандо Алонсо на радостях кинул ее в толпу зрителей. – Это всё очень нелегко, но я сразу должен оговориться, что Макс заслужил все то внимание, которое приковано к нему со стороны общественности. Он прекрасно справляется со своей работой.
Лично меня в первую очередь заботит то, что обо мне думает команда, что говорят Франц Тост и Хельмут Марко, и пока мне кажется, что они довольно позитивно обо мне отзываются.
В начале 2015 года меня никто не знал. Меня просто не существовало! Я никогда не смогу привлечь такого же внимания прессы, как Макс – я уже не так юн, и этого не исправить, придется с этим мириться. Не буду кривить душой, иногда это напрягает, но к этому надо привыкнуть».
При этом Карлос отметил, что в последнее время люди чаще стали замечать его. И по праву, ведь свой первый сезон испанец провел отлично, пусть и не столь блистательно, как юный напарник.
Сайнс демонстрировал великолепное пилотирование, но на его машине то и дело возникали технические неполадки, коими славилась Toro Rosso в минувшем сезоне. В том числе в четырех подряд Гран При – в Австрии, Великобритании, Венгрии и Бельгии – он сошел из-за отказа двигателя. Причем во всех этих гонках он мог завоевать очки.
Несмотря на это, в квалификациях он ни в чем не уступал напористому голландцу и произвел хорошее впечатление на работодателей.
«Карлос отличный парень, с ним очень интересно работать, к тому же, он всегда выполняет работу выше всяких похвал, – отозвался об испанце технический директор команды Джеймс Ки. – Он очень по-взрослому относится к своим результатам.
Поведение Карлоса стало хорошим ориентиром для Макса в плане того, какой обратной связи ждут от гонщика инженеры. Он просто сел в кокпит и собрал для нас все необходимые данные.
Он произвел на нас невероятное впечатление. Меня не было в команде, когда ее представляли Жан-Эрик Вернь и Даниэль Риккардо, так что мне трудно сравнивать, но я помню как работал с Даниилом Квятом, и нынешний состав Toro Rosso ни в чем ему не уступает по качеству обратной связи».
Люди по праву оценивают и обсуждают уровень Ферстаппена-младшего – для 18-летнего парня он действительно демонстрирует весьма зрелый подход с небольшими исключениями. Но Сайнс ни в чем ему не проигрывает. В минувшем сезоне трудно вспомнить гонку, завершившуюся для испанца досрочно по его вине. Но самое главное то, как зрело и спокойно он относится к своим былым неудачам, они его совершенно не сломили.
Способность Карлоса к движению вперед, несмотря на все трудности, привлекает компанию Red Bull и Марко – именно этого они и ждут от своих молодых гонщиков. И именно это нравится болельщикам. Кроме того, Карлос оптимист по натуре и в любых негативных ситуациях ищет повод для улыбки.
«У него очень взрослый и зрелый характер, – добавил Ки. – Его трудно сломить, и он не хранит обиды – с ним невероятно легко работать. Должен признать, что он достоин куда большего внимания со стороны общественности».
В сезоне-2015 Сайнса то и дело преследовали неудачи: помимо регулярных отказов двигателя Renault можно вспомнить страшную аварию на тренировке в России и инцидент в квалификации на влажной трассе в США, но каждый раз он быстро восстанавливался и оставлял проблемы позади. Возвращаясь за руль машины, он тут же набирал темп и выходил на свой прежний уровень, словно ничего и не было.
Для Red Bull это качество стоит превыше достигнутого результата. И по большей части Карлос обязан этим своему подходу и отношению к гонкам. В австрийском концерне не прощают детских шалостей. Именно поэтому Макс Ферстаппен поспешил скорее извиниться перед командой за свои высказывания в радиообмене в Австралии. И, судя по вчерашним событиям, извинения были приняты...
Для пилотов молодежной команды Red Bull огромную опасность представляет вечное стремление стать лучше напарника, ведь потенциально они сражаются друг с другом за место в старшем коллективе.
«Иногда их стремление опередить друг друга зашкаливает, – отметил Джеймс Ки. – И это неудивительно: во-первых, они очень молоды и проводят всего второй год в Ф1, а во-вторых, в минувшем сезоне пресса очень хорошо отзывалась о них обоих. Конечно, они чувствуют определенное давление со стороны Red Bull.
*Интервью было записано за две недели до вчерашнего объявления команды RBR.
Соперничество с партнером по команде – это обычное дело для Больших Призов, но для прогресса важнее всего обращать внимание на собственное выступление. Посмотрите на подход Даниэля Риккардо, когда он перешел в RBR. Он сконцентрировался исключительно на своих выступлениях, и это принесло плоды. Именно этого мы ждем и от наших пилотов».
Но Сайнс проявляет должную концентрацию. Первые гонки нынешнего сезона сложились для него не лучшим образом, так что самое время расчехлять умение сохранять настрой, тем более, что уже с Гран При в Испании ему придется противостоять новому напарнику – и неизвестно, что лучше.
Однако Карлосу повезло, что в паддоке у него есть близкий и очень опытный друг, который всегда поддержит и подскажет. Двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо можно назвать своеобразным наставником молодого испанца, который сделает все возможное, чтобы повторить успех кумира своего детства.
«Я перенимаю определенные навыки и знания Фернандо, но все это происходит довольно странно, – сказал Сайнс. – Мы никогда не говорим с ним о конкретной технике прохождения поворотов или нюансах различных автодромов. Мы просто иногда вместе обедаем, и я наблюдаю за тем, как он мыслит. Он обладает настоящим инстинктом убийцы.
Легко заметить, как тщательно он относится ко всем мелочам. Во время обычного разговора за ужином ты вдруг понимаешь, что он говорит о таких тонкостях, о которых ты даже не задумывался – это может касаться процедуры старта или положения машины в первом повороте…
И вдруг ты понимаешь, насколько этот парень глобально мыслит, он рассчитывает все до мелочей! Он настолько голоден до побед. И в разговоре с ним понимаешь, что для того, чтобы побить такого человека на трассе или одолеть другого чемпиона мира, нужно сначала самому подняться на их уровень.
Нужно обладать страстью к победам, подходить к любым деталям очень методично. Фернандо – настоящий образец поведения как в личном, так и в техническом плане».
Алонсо, действительно, хоть и не идеальный, но все же очень достойный пример для подражания молодого гонщика, жаждущего добиться успеха в Больших Призах.
На данный момент Карлос Сайнс не добился того же признания со стороны общественности и прессы, что и его более молодой напарник, да и в старшую команду после четырех гонок сезона взяли не его... Но в паддоке понимают, что этот испанец не даст никому спуску, и с ним необходимо считаться... Будет ли считаться с ним Даниил Квят? Увидим, ждать осталось недолго...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько