Формула 1 очень скучает по Имоле...
Трасса в Имоле давным-давно не слышала рёва моторов машин класса Гран При, при этом автодром Энцо и Дино Феррари до сих пор является одним из самых почитаемых в Больших Призах. В преддверии Гран При Италии расскажем о том, как Энтони Роулинсон посетил трассу, пропитанную историей Формулы 1...
Пыльные громкоговорители давно молчат… Мирно расположившись на длинных белых столбах, словно чайки на уличных светофорах, они ждут зрителей, которые никогда сюда не придут – по крайней мере, не для просмотра гонки Формулы 1. Пустынные трибуны, дремлющая трасса, бесконечные ряды деревянных лавок с облупившейся краской вдоль парковых лужаек, окружающих автодром. Такова Имола зимой – спустя десять лет после последней гонки Гран При…
Какие-то будничные работы здесь проводятся постоянно: что-то подкрашивают, расширяют поребрики и зоны безопасности, строят новый пресс-центр в дополнение к новым офисным помещениям автодрома, возведенным в 2008 году. Но большую часть времени здесь очень, очень тихо – настолько, что можно услышать шелест листьев, мерно шуршащих от ветра по поверхности трассы…
Сегодня один из тех восхитительных дней, когда случайно пересеклись зимний морозец и слепящее солнце. Глубокое голубое небо, шершавый абразивный асфальт, струящаяся речка Сантерно неподалеку…
И лишь один раз в день спокойствие природы нарушается детскими криками – примерно в полдень высыпает галдящая детвора из местной школы на большую перемену, но через полчаса всё вновь замирает. Всё это напоминает пустующий Колизей, веками ожидающий новых соревнований. Так и Имола – она рождена для гонок, она больше ничего не умеет делать…
Местные холмы до сих пор хранят отраженные звуки турбированных моторов из 80-х и 3,5-литровых 10-цилиндровых монстров начиная от старой Variante Bassa, через пугающие изгибы Tamburello, Villeneuve, и до жесточайшего торможения перед шпилькой Tosa.
Дальше подъем "газ в пол" в слепой правый вираж перед поворотом Piratella. Передачи со второй до шестой – здесь очень важно, чтобы машина и пилот были единым целым: максимальное ускорение, полнейшая концентрация на входе в поворот: 280 км/ч перед торможением, два щелчка вниз и вход в 100-градусный вираж на скорости 200 км/ч – по 2 км/ч на градус.
В 1995 году Михаэль Шумахер допустил в этом месте ошибку, не удержав заднюю часть своей Benetton – как результат, вылет в гравий и сильнейший удар об отбойники. В Имоле мелких аварий не бывает…
Но вернемся на трассу. После поворота Piratella на вершине гребня следует спуск к двойному виражу Acque Minerali, получившему название от местного парка. Здесь расположены славные домики с черепичными крышами, с верхних этажей которых открывается великолепный вид на этот захватывающий участок автодрома.
Тут легко можно встретить сельских свиней, роющих землю в поисках трюфелей и не обращающих внимания на происходящее вокруг. Скорости тем временем снова поднимаются и достигают 265 км/ч – шестая передача и очень узкое место трассы, пролегающее между вековыми кедрами и вишневыми деревьями – торможение до 240 км/ч и вход в первый правый вираж двойной связки Acque Minerali. Снова торможение, вторая передача и… «закапываем машину в подножье холма», как выразился когда-то Мартин Брандл. Ну и дальше полный газ – режим катапульты перед классической шиканой Variante Alta.
Именно в этом месте трассы чувствуется ее истинный дух – скоростная, перехватывающая дыхание, извилистая и невероятно сложная. Живописная? Конечно, живописная! Кажется, здесь трасса сливается с местной природой и является ее естественным продолжением. Полагаю, валькирии были бы не прочь провести здесь свои выходные…
Не скажу, что пилотам Ф1 не хотелось лицезреть здешние красоты – просто они обычно были чересчур заняты, стараясь не вылететь с трассы. Шикана Variante Alta разрывает весь ритмический рисунок прохождения трассы, бросая машину сначала вправо, а затем резко влево. Многим эта связка кажется инородным предметом на гладком и ровном теле Имолы.
Скорость машины здесь снижается до 120 км/ч, так что самым эффективным способом пройти этот участок с минимальными потерями является срезка поребриков – словно их и нет. Вспомните Ральфа Шумахера, мчащегося к своей первой победе за Williams в 2001 году.
И снова набор скорости перед двойным левым виражом Rivazza. Здесь пилоты стараются затормозить как можно позже, снижая скорость до 100 км/ч, а кому это не удается, остаются в гравийной ловушке, отделяющей трассу от жилого массива. Когда-то балконы этих невысоких домиков были увешаны баннерами с надписью «Forza Schumi» – так местные болельщики в апреле традиционно встречали возвращение Формулы 1 в Европу после раннего выездного турне.
Отдаляясь от домиков, пилоты входили во второй вираж Rivazza и устремлялись ко входу в шикану Variante Bassa. Именно здесь в 1994 году произошла серьезная авария с участием Рубенса Баррикелло, выступавшего за Jordan. Со стороны это выглядело просто страшно, и удивительно, как бразильцу удалось выйти из этого эпизода почти невредимым. Но,как вы знаете, это было лишь началом трагического уик-энда того года…
Годом позже были произведены определенные изменения конфигурации трассы – в частности, сглажена шикана Variante Bassa. Теперь здесь находится прямая с небольшими изгибами вплоть до торможения перед Tamburello.
В 50-х годах, надо сказать, в Имоле и вовсе не было никаких шикан, а лишь два разворота Tosa и Rivazza, чтобы хоть как-то закольцевать трассу. Если Формула 1 когда-нибудь вернется в эти места, о чем говорится на протяжении последних нескольких лет после получения автодромом в 2011 году лицензии FIA первой степени, легко будет представить современные машины, проносящиеся по прямой старт-финиш на скорости за 350 км/ч.
Именно в этом месте трассы – от подножия и до вершины холмов – всегда толпились тифози, приветствуя свою любимую команду. В лучшие годы, когда билеты стоили копейки, а Ferrari была на вершине, поклонники автоспорта образовывали здесь настоящие "живые изгороди" – итальянцы взбирались на плечи друг друга и вставали в подобие цирковых пирамид. Что и говорить, атмосфера здесь всегда была просто потрясающей.
Известный журналист, а некогда автор F1 Racing Ричард Уильямс однажды назвал местный этап Формулы 1 "Гран При для простых людей". Как прав он был, особенно если вспомнить гонки в Монце – такие респектабельные и важные в своей значимости. Этап в Имоле всегда носил более приземленный статус гонки для обычных людей.
Формула 1 всегда приезжала сюда с удовольствием, особенно с учетом утомительных первых гонок сезона в Австралии, Малайзии и Бахрейне.
«Приехать в Имолу на гонку – это как спуститься вниз открыть ворота в саду», – говорил журналист F1 Racing Алан Хенри.
Деймон Хилл, выигравший здесь в 1995-м после трагического Гран При 1994 года, вспоминает дни гонок и тестов в Имоле с особенным трепетом.
«Атмосфера там была просто незабываемой, – отмечает британец. – Болельщики там всегда были менее агрессивно настроенными по сравнению с Монцей. К тому же, весна – превосходное время в Италии.
Впервые я побывал там на тестах вместе с Williams, а тогда они были действительно сильны. Я сидел в гараже и смотрел, как бесконечные болельщики Ferrari на трибунах едят сыр и запивают его вином. Казалось, они готовы ждать вечно, когда на трассе появятся красные машины, а после этого взрывались овациями».
И те ощущения никуда не делись: здесь до сих пор живут люди в непосредственной близости от трассы – настолько близко, что кажется, будто их сохнущее на балконе белье вот-вот сорвется с веревки и улетит в потоке турбулентности от заднего антикрыла проносящейся мимо машины. При этом работники трассы делают все, чтобы автодром, во-первых, сохранил свою привлекательность для людей и был экономически состоятельным, а во-вторых, не пополнил список почивших в безвестности трасс Ф1, коих множество.
В минувшем июле на этих склонах собралось порядка 90 тысяч зрителей на концерте группы AC/DC, прошедшем в рамках их мирового турне. И неизвестно, что было громче – раскаты всем известных аккордов австралийской группы или рёв 3-литровых 10-цилиндровых движков Ф1 2005 года.
А несколькими неделями позже поклонники велосипедного спорта собрались здесь посмотреть 11-й этап гонки Джиро д'Италия, прошедший в регионе Эмилия-Романья, включая три круга по Имоле.
Конечно, здесь до сих пор проходят автоспортивные мероприятия, включая мотогонки World Superbike и этап Европейской серии Ле-Ман, а также местные серии.
Но именно воспоминания о гонках Гран При в Имоле заставляют биться сердца поклонников Ф1 чаще.
«Старая Имола – это был просто превосходный трек, – продолжает вспоминать Деймон Хилл. – Великолепные, но одновременно пугающие места. Помню, вдоль прямой располагался целый луг одуванчиков. Достаточно было пронестись на огромной скорости в Tamburello, и пух моментально поднимался вверх!
В Piratella поребрики были в метр высотой, да и в Acque Minerali лежали целые кирпичные стены. Если там ошибешься, тебе несдобровать – скорости там были потрясающие».
Также Хилл вспомнил подход к шпильке Tosa: «В этом месте машину очень сильно прижимало к асфальту из-за огромной скорости в 320 км/ч, так что можно было тормозить гораздо позже. Проходишь поворот, вжавшись в кресло, а затем сразу идет подъем. Восхитительный вираж!»
А как насчет оригинального Tamburello?
«Это была длинная дуга, как Curva Grande в Монце, – продолжил Деймон. – Не такой проблематичный поворот, но за ошибки он жестоко наказывал. В первый раз, когда его проезжаешь, думаешь: «Ух ты! Вот это здорово!» И совершенно забываешь о присущей ему опасности. Назовите меня легкомысленным, но мне очень жаль, что Формула 1 туда больше не приезжает».
История Больших Призов в Имоле началась в 1980 году, когда команды приехали провести там этап чемпионата мира. Уже тогда появились первые разногласия между этой трассой и Монцей, где до этого без перерыва проходили Гран При с 1950 года.
Гибель Ронни Петерсона в Монце в 1978 году дала шанс Имоле провести гонку – сначала внезачетную, а через год уже полноценный этап. Но в Ломбардии не собирались терпеть такого унижения и уже через год вернули себе этап.
Однако в Имоле, где пользовались неофициальной поддержкой со стороны Скудерии – уже тогда автодром носил имя Дино Феррари, – провернули хитрый ход, приписав этап крошечному государству Сан-Марино, находившемуся в 80 километрах от трассы. Раз, и в Италии стали проводиться сразу два этапа!
Так продолжалось до 2006 года, когда финансовые аппетиты руководства чемпионата вдруг возросли, и тут же появилось недовольство местной, якобы устаревшей инфраструктурой – туалеты с дыркой в полу, да как такое можно вытерпеть?! Все это привело к потере Имолой места в календаре Формулы 1…
Но 27 прошедших там Гран При настоящие поклонники автоспорта никогда не забудут. Сколько всевозможных событий там было…
В 1980 году Жиль Вильнёв попал в сильнейшую аварию на подходе к шпильке Tosa и остался невредимым только благодаря тому, что угол столкновения был довольно острым.
Двумя годами позже между Вильнёвом и его напарником по Ferrari Дидье Пирони разразилась настоящая битва в Имоле – на последнем круге гонке в повороте Tosa Дидье опередил Жиля, которому так и не хватило времени, чтобы ответить. После этого враждебные отношения между ними продлились и вне кокпитов – больше они, по сути, не разговаривали.
В 1987 году Нельсон Пике попал в аварию в Tamburello на скорости 270 км/ч, и тот инцидент очень сильно повлиял на бразильца психологически – прежних результатов после этого он уже не показывал.
Еще через два года в том же вираже свою машину разбил Герхард Бергер, после чего его Ferrari 640 загорелась.
30 апреля 1994 года прервалась жизнь Роланда Ратценбергера в повороте Villeneuve – травма головы оказалась несовместима с жизнью.
А на следующий день случилась трагедия, заставившая зарыдать весь мир.
Сегодня просто невозможно посещать Имолу и не вспоминать о том дне, когда с жизнью расстался легендарный Айртон Сенна. В 1995 году поворот Tamburello замедлили шиканой, также обезопасили и подъезд к шпильке Tosa.
Но цветы, футболки и рукописные послания, торчащие из ограждения, о которое бразилец разбил свою Williams FW16, до сих пор никого не оставляют равнодушным. На другой стороне трассы, где возвышается бронзовый памятник Айртону, также немало бразильских флагов и фотографий безвременно ушедшего пилота.
Стоя на пригорке и мысленно представляя себе старый скоростной вираж Tamburello без шиканы, трудно вообразить, насколько опасным было прохождение этого поворота на скорости 300 км/ч за рулем лидирующей машины, в поведении которой ты не уверен. Впереди чистая трасса, а за плечами Михаэль Шумахер. Еще можно выиграть гонку и побороться за титул… Можно...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько