Гран При России. Несостоявшаяся погоня Хэмилтона
На мгновение показалось, что именно в Сочи действующий чемпион мира Льюис Хэмилтон начнет, наконец, отчаянную погоню в чемпионате за напарником по команде Нико Росбергом. Но все вышло так, как вышло. Обзор противостояния пилотов Mercedes глазами Бена Андерсона...
На 36-м круге гонки в Сочи настало время для знаменитого "хаммер-тайма" Льюиса Хэмилтона – рулевое колесо и педаль газа, более ничего!
Отставание от лидера гонки Нико Росберга сократилось с 13 до семи с половиной секунд, и впереди еще 17 кругов дистанции. Ничего еще не потеряно.
Оба пилота Mercedes на тот момент уже провели по единственному пит-стопу. Казалось, борьба за победу на финише гонки просто неминуема – особенно на этой трассе с таким гладким как лёд асфальтом и почти полным отсутствием деградации резины. Если в баках достаточно топлива, а в сердце – страсти (а упрекнуть Льюиса в ее отсутствии невозможно), сражение не за горами. Но горы, окружающие Сочи Автодром, все же оказались выше...
После всех тех проблем, которые возникли у трехкратного чемпиона мира в первых гонках сезона – включая столкновение с Боттасом в Бахрейне, поломку генератора и контакт с Фелипе Насром в Китае и еще один выход из строя генератора в квалификации в России – у Льюиса были все шансы зажечь искру в чемпионской битве в минувшее воскресенье.
«Я отчаянно сражался и смог прорваться достаточно высоко, – сказал после гонки британец. – Вырвался на второе место и сократил отставание от Нико до семи секунд. Впереди было еще кругов 20. Полагаю, у меня были все шансы выиграть эту гонку».
В какой-то момент показалось, что Хэмилтон смог схватить удачу за хвост. На старте гонки ему помогла суматоха впереди, в результате чего ему удалось избежать потерь и пройти нескольких соперников.
«Старт у меня вышел не лучшим, – вспоминает Льюис. – Я решил сместиться на внешнюю траекторию, поскольку увидел, что все поехали внутрь. Перед поворотом я заметил, что там возникла какая-то неразбериха, и свернул налево».
Когда произошло столкновение между двумя машинами Red Bull и Ferrari, Льюис выехал в зону безопасности. На этот раз, в отличие от инцидента в квалификации, ему удалось правильно вернуться на гоночное полотно, и первый круг он закончил пятым, уступая Нико, Кими Райкконену, опередившему Валттери Боттаса во втором повороте, самому финну и его напарнику по Williams Фелипе Массе.
На старте четвертого круга дистанции, когда машина безопасности свернула в боксы, Хэмилтону удалось на торможении ко второму повороту оставить позади бразильца.
Боттас провернул подобный маневр с Кими Райкконеном после того, как пилот Ferrari заблокировал колеса в заключительном повороте трассы, а тремя кругами позже действующий чемпион воспользовался заминкой финна и обошел его на подходе к пятому виражу.
«Я пытался пройти Боттаса, но вышел чуть шире из-за недостаточной поворачиваемости, – посетовал Кими. – Хэмилтон воспользовался моментом. Я постарался ему помешать, но было уже поздно, так что пришлось пропустить его вперед».
Поднявшись на третью позицию, на какое-то время Хэмилтон замешкался в поисках вариантов для обгона соперника с таким же двигателем, как у него.
Шанс появился на 16-м круге, когда Боттас поехал в боксы. Все понимали, что основной стратегией в этой гонке будет единственный пит-стоп, и в команде Williams великолепно справились со своей задачей, обслужив Валттери за 2,7 секунды.
Хэмилтон совершил остановку в боксах на один круг позже, к тому же, механики Mercedes немного замешкались на пит-стопе, продержав гонщика на полсекунды дольше. Однако круг заезда в боксы Льюис проехал на полторы секунды быстрее финна, так что на выезде они вновь оказались рядом.
Боттас оставался впереди, но его главным соперником был не Хэмилтон, так что он не стал слишком упорствовать, когда на 19-м круге британец прошел его во втором вираже.
Преодолев последнее препятствие на пути к борьбе за победу, Льюис устремился за Нико, который сменил резину на 21-м круге гонки. Примерно в этот момент в боксах Mercedes обнаружили неполадки на машине лидера сезона.
«На автомобиле Нико возникли проблемы с мотором-генератором кинетической энергии, что добавило нам седых волос в гонке, – сообщил позже босс команды Тото Вольф. – В какой-то момент показалось, что он не сможет финишировать».
Хэмилтон тем временем почувствовал запах крови. Было бы очень символично, если бы он смог догнать и обогнать напарника в борьбе за победу и тем самым начать трудную погоню за ним в личном зачете чемпионата.
Но… видимо, это не сезон Льюиса.
В то время как чемпион начал сокращать разрыв, на командном мостике обнаружили на его машине потерю давления воды.
«После пит-стопа мы заметили, что давление воды начало падать, – продолжил Вольф. – Было понятно, что ничего уже не сделать.
Пока мы не знаем истинной причины поломки – что-то случилось с силовым агрегатом или с шасси».
Команда проинформировала Льюиса о возникших опасениях, и он вынужден был сбросить темп, что позволило Росбергу, попавшему в трафик и также имевшему проблемы с машиной, вновь довести отрыв до двузначного числа.
В процессе гонки давление воды на машине Льюиса стабилизировалось, но шансы были растрачены.
В результате британец вынужден был довольствоваться вторым местом на финише, тогда как Нико уверенно выиграл, записав в свой актив седьмую подряд победу в Формуле 1.
«Это чудо, что Льюис смог финишировать в этой гонке, – отозвался технический директор Mercedes Пэдди Лоу в интервью нашему сайту. – Давление воды на его машине упало практически до нуля. Когда он спросил позже, стабилизировались ли показатели, мы честно сказали, что да. Но до этого давления просто не было! Мы все держали кулаки, чтобы он смог финишировать...»
Для Хэмилтона второе место в гонке стало слабым утешением.
С одной стороны, ему повезло, что агрегат выдержал, и он все же смог финишировать, и даже сделал это на подиуме, минимизировав потери в будущей борьбе за титул.
С другой, он упустил реальную возможность воспользоваться техническими неполадками на машине напарника и резко сократить отставание.
«Гонка прошла не лучшим образом, – посетовал британский пилот. – Мы вполне могли одержать сегодня победу, если бы не возникшие проблемы.
Мы проделали фантастическую работу и великолепно подготовили машину к сегодняшней гонке. Я был очень доволен найденными настройками. В результате гонка стала одной из тех, в которых мы не смогли реализовать свой потенциал».
А Нико смог. Похоже, это действительно его сезон – у немца всё складывается, и ничто пока не может его остановить на пути к заветной цели.
То же самое мы видели в Австралии, где на его машине возникли проблемы с перегревом тормозов. Но в последний момент все наладилось, и он смог добиться максимального результата.
Это всего лишь пятый случай в истории Формулы 1, когда один гонщик выигрывает первые четыре гонки сезона. В 1991 году такой результат покорился Айртону Сенне (на фото), годом позже – Найджелу Мэнселлу, а также Михаэлю Шумахеру в 1994-м и 2004-м. При этом в каждом случае гонщик неизбежно становился чемпионом.
«Конечно, это звучит круто, но я на этом не концентрируюсь, – отреагировал Росберг. – У меня выдался неплохой старт, но я просто наслаждаюсь победами.
Да, у меня серьезное преимущество по очкам, но впереди еще 425 неразыгранных баллов, тогда как я впереди лишь на 40 с небольшим.
425 очков! Пока не время говорить о возможном титуле. Льюис пилотирует не хуже, чем раньше, и он обязательно вернется в борьбу».
Вернется, непременно, но для успешного результата ему придется переписать историю Больших Призов и сделать то, что ранее никому не удавалось.
Что такое 43 очка? К примеру, Росберг может позволить себе финишировать вторым вслед за Хэмилтоном в шести гонках подряд и все равно сохранит лидерство в чемпионате. К тому же, британец знает, что по ходу сезона, с учетом его неудачного старта, ему еще придется столкнуться со штрафами за замену элементов силовой установки.
Но Льюис любит вызовы, и это один из главных вызовов в его карьере. Кроме того, его должен успокаивать тот факт, что, несмотря на все проблемы, он сумел трижды финишировать на подиуме.
Чемпионаты часто выигрываются именно в те дни, когда всё идет не так – нужно зарабатывать очки и минимизировать потери. А светлые дни для британца в этом сезоне еще настанут, и ему нужно постараться не упустить своего шанса.
К тому же, в сложившейся ситуации Льюис не будет против, если пилоты других команд будут периодически отбирать зачетные баллы у его главного конкурента в борьбе за титул.
Ferrari привезла в Россию обновленный двигатель внутреннего сгорания, но это не помогло команде оказать сопротивление лидерам в квалификации, тогда как Сочи машина Себастьяна Феттеля покинула по частям, а на автомобиле Кими Райкконена наблюдался явный перерасход топлива.
«Я бы не сказал, что сильно удивлен таким результатом на этой трассе – это было вполне ожидаемо, – сказал руководитель Скудерии Маурицио Арривабене. – Но я не хочу, чтобы это повторялось вновь.
Если посмотреть на чемпионат в целом, я бы не сказал, что мы сможем комфортно побеждать в гонках – нас ждет серьезный вызов.
Но ни я, ни команда не собираемся сдаваться. Впереди еще 17 гонок, и если выиграть 12 из них и отдать пять соперникам, борьба обострится».
Также Арривабене ожидает, что трасса в Барселоне гораздо лучше подойдет SF16-H, но все же, если учитывать темп Скудерии в Сочи, трудно предположить, что в Испании они вдруг выстрелят.
«Во-первых, у нас больше нет права на ошибку, – продолжил итальянец. – Во-вторых, я действительно верю в то, что с этого момента мы начнем активно прибавлять.
Конфигурации следующих автодромов и неиспользованные "жетоны" – все это поможет нам.
Конечно, соперники тоже не будут стоять на месте, так что нам предстоит серьезное сражение».
Если Ferrari не сможет включиться в борьбу, Хэмилтону будет непросто остановить напарника на пути к его первому личному трофею в Ф1.
Но для Росберга гонка в Сочи прошла просто фантастически, фортуна вернула ему должок за поломку педали газа в прошлом году, когда у него были все шансы подняться на первую ступеньку подиума.
«Побеждать в Формуле 1 всегда очень сложно, – заметил Нико. – Это нельзя сравнить с голами, забитыми в пустые ворота. Но, конечно, сейчас все идет отлично, я не ожидал, что все будет именно так.
Это были очень классные гонки, мне понравилось, но я не думаю, что так будет продолжаться долго. Нужно быть психологически готовым к этому».
Часто говорят, что для победы в чемпионате нужна доля везения. Росберг пока не допускает ошибок, но постоянные проблемы Хэмилтона и не ставят перед ним серьезных задач.
Если Нико и суждено стать чемпионом мира Формулы 1, то лучшего момента и ожидать не стоит. Весь автоспортивный мир следит за тем, хватит ли ему умения, чтобы сохранить полученный на старте гандикап, или же Льюис включится в борьбу и в третий раз подряд оставит напарника без титула.
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько