Как пилоты справляются с психологическим давлением?
В Формуле 1 нельзя выиграть, управляя слабой машиной, однако и психологическая устойчивость гонщика играет немаловажную роль, особенно в отношении получения преимущества над главным своим соперником – напарником по команде на такой же технике. Бен Андерсон полагает, что в сезоне-2016 эти психологические войны вышли на первый план...
На фоне последних научных достижений как в плане аэродинамики, так и в отношении разработки современных силовых агрегатов, многие забыли о тех парнях, которые и заводят всю эту «музыку» – гонщиках, роль которых в деле победы команд по-прежнему невероятно высока.
«Меня часто спрашивают, какое соотношение по влиянию на результат в Формуле 1 применимо к гонщикам и машинам, – сказал технический директор Mercedes Пэдди Лоу. – И я каждый раз отвечаю, что 50 на 50.
Все понимают, что выиграть в Больших Призах без быстрой машины невозможно, но и без сильного пилота вам сделать это, увы, не удастся».
Таким образом, даже один из главных технических мыслителей современной Ф1 признает высокий вклад гонщика в дело достижения командой результата.
Это означает, что современная тенденция повышения роли человека, которая наблюдается во многих видах спорта, в полной мере распространяется и на Большие Призы. Иначе гонщики просто не проводили бы все свое свободное время в спортзалах и на тренировках.
Если в команде уверены, что их пилот находится на пике своих возможностей, они могут быть спокойны за результат.
На первый план, безусловно, выходит физиология – упомянутые выше занятия спортом и поддержание тела в наилучшей форме. Но не меньшую роль играет и психология – так называемое управление сознанием.
Мозг – ваш главный пульт управления функционированием организма, так что использование его по максимуму неминуемо приведет к повышению общего тонуса. Но речь здесь идет, скорее, не о точных науках, а об эмоциональной устойчивости и личностном отношении к делу – вещах, которые очень трудно измерить.
Именно в этих скрытых уголках подсознания и таится то неуловимое преимущество современных спортсменов друг над другом. И Формула 1 – не исключение.
Если говорить о первой половине пелотона Больших Призов, то в отношении навыков пилотирования и физической выносливости здесь все равны – это действительно элита автоспорта, вопросов нет.
Однако в плане психологической устойчивости, включающей в себя способность выжимать из любой ситуации максимум возможного и быстро оставлять неудачи позади, не все так просто.
Здесь можно отметить сразу несколько тенденций, проявившихся по ходу нынешнего сезона.
Во-первых, чем и когда ответит Льюис Хэмилтон на неудачи первых гонок чемпионата?
Надо сказать, что на протяжении карьеры психологическая устойчивость не была коньком британца. Он всегда выжимал максимум возможного в ситуациях, когда все складывалось в его пользу, однако многие помнят события 2011 года в McLaren и понимают, насколько легко может вывести Хэмилтона из ментального равновесия происходящее за пределами кокпита.
И все же с годами Льюис стал гораздо более спокойным. Возраст, опыт и уверенность в своих силах, пришедшая после двух последних чемпионских титулов, помогают ему не зацикливаться на деталях, а видеть картину в целом, смиренно принимать неудачи и не позволять им влиять на будущие результаты.
Некоторым, и Льюис в их числе, для обретения психологической гармонии приходится много работать над собой, а также пройти через победы и поражения.
Другие – к примеру, Кими Райкконен – похоже, рождаются с этим. Финна можно смело назвать одним из наиболее психологически раскрепощенных пилотов на стартовой решетке Ф1 – он открыто признает свои промахи и неудачи, коих в последние годы было немало, и продолжает неустанно работать, двигаясь от цели к цели.
Кажется, его силу воли просто не сломить. И хотя в речах он время от времени и допускает определенные вольности и раздражительность, это никогда не сказывается непосредственно на его пилотировании.
Кими также является чемпионом мира, но я очень сомневаюсь, что тот триумф 2007 года как-то психологически повлиял на его осознание себя.
А что же делать тем, кому это не дано от рождения, и кто еще не приобрел уверенность в себе, став многократным чемпионом мира, как Хэмилтон?
Обрел ли Нико Росберг благодаря своим нескольким победам подряд уверенность в своих силах – необходимую и достаточную для того, чтобы сдержать Льюиса позади, когда черная полоса британца завершится?
В этом году немец демонстрирует потрясающий темп – это вне сомнений, однако не стоит забывать, что он совсем недавно признал тот факт, что до него никто не упускал титула в Формуле 1, выиграв четыре первых гонки сезона, несостоятельным. «Их напарником не был Льюис Хэмилтон», – сказал Нико, подчеркнув тем самым свою неуверенность в том, что ему удастся сдержать натиск именитого партнера в следующих гонках.
Главный вопрос состоит в том, как он справится с этим неминуемым давлением со стороны действующего чемпиона мира.
Что касается коллективной психологии, интересно, смогут ли в Ferrari выдержать внутренний натиск со стороны президента Серджио Маркионе в деле свержения с трона Mercedes?
В прошлом году такого давления не наблюдалось, поскольку Скудерия только-только оправилась от неудач сезона-2014, и достигнутого прогресса было достаточно.
Сейчас же в Маранелло наблюдается огромный прессинг в отношении достижения реальных результатов, и на этом фоне начали возникать различные проблемы: двигатель начал давать сбои, в Австралии была допущена роковая тактическая ошибка, в Бахрейне Кими стартовал очень неудачно, а в Китае оба пилота алых машин столкнулись между собой на первом же круге.
Как в этих обстоятельствах можно сохранять спокойствие?
Похожие ощущения в настоящий момент должен испытывать и Валттери Боттас. В последнее время он испытывал явные проблемы в плане плотной борьбы колесо в колесо – особенно на первых кругах гонок. И он сам признал наличие этого пунктика, от которого он никак не может избавиться.
В его дебютный сезон-2013 команда Williams была этим фактом крайне расстроена, да и последние гонки были омрачены для финна событиями именно на первых кругах.
В Бахрейне он хорошо стартовал и в первом повороте старался действовать агрессивно в попытке защитить свою позицию, но в итоге допустил столкновение с Хэмилтоном, попутно получив штраф.
В Китае Боттас решил уйти на внешнюю траекторию в первом вираже и прогадал после аварии между напарниками по Ferrari.
Ему просто не везет? Или он принимает неправильные решения под прессингом? Есть ли какая-то зависимость? И может ли он что-то с этим сделать?
Возможно, Валттери стоит попросить у Ромена Грожана телефончик его психолога. Напомним, что в свое время француз не постеснялся признаться в том, что ему действительно потребовалась помощь специалиста после ряда инцидентов на первых кругах гонок в 2012-м.
На другом конце пелотона странные вещи происходят с Фелипе Насром. В первых гонках сезона он то и дело жаловался на поведение своего шасси C35, но в команде не могли найти никаких поломок. При этом его напарник Маркус Эрикссон не испытывал никаких проблем.
В Сочи бразилец получил в распоряжение новое шасси, после чего его дела несколько улучшились. Если же проблемы повторятся, ему придется на протяжении всего чемпионата смотреть не вперед, а в зеркала заднего вида.
Похожая ситуация возникла и у Джолиона Палмера в Renault – после нескольких гонок британец заметил, что поведение шасси заметно ухудшилось по сравнению с Мельбурном.
После замены днища в Сочи он несколько повеселел, но этого было недостаточно. Стоит напомнить, что в гонке Палмер проигрывал секунду Магнуссену перед рестартом и в итоге финишировал на шесть позиций ниже и с отставанием в почти 25 секунд от напарника.
Что это: машина или пилот? А может, проблема комплексная? Палмеру будет очень непросто выйти из штопора, в который он угодил во французской команде, и на помощь, опять же, может прийти психология.
К счастью, в Формуле 1 достаточно одной удачной гонки, чтобы восстановить душевное равновесие – и в истории Больших Призов таких примеров масса.
Конечно, Ф1 – технический вид спорта, но без психологической устойчивости гонщиков успехов в нем добиться просто невозможно.
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько