Как изменился расклад сил в Ф1 с прошлого года?
Догнала ли команда Ferrari записных лидеров чемпионата из Mercedes? Столь ли ощутим прогресс McLaren-Honda? Какая из команд прибавила на старте этого сезона больше остальных? На эти и другие вопросы попытался ответить Гэри Андерсон, заручившись помощью статистики...
Конкурентоспособность команд в Формуле 1 всегда очень трудно оценить и формализовать в цифрах. В этом году мы увидели, что машины в среднем стали на секунду-две быстрее прошлогодних, но здесь может быть множество факторов.
За зиму команды сделали очередной шаг в плане доработки шасси, но не стоит забывать и о новых шинах Pirelli, в линейке которых появился новый ультрамягкий состав.
Мотористы также не сидели без дела и улучшили свои силовые установки, что позволило всем коллективам, кроме Toro Rosso, продвинуться дальше. Что касается команды из Фаэнцы, они сменили двигатель Renault на Ferrari, что уже можно считать положительным сдвигом, но в целом с прошлогодним мотором, который не будет дорабатываться по ходу сезона, шансов у них не так много.
Для анализа расклада сил важно понять, как та или иная команда выглядит на старте сезона в сравнении с самой собой прошлогодней в разрезе отставания от лидера.
Это можно сделать, выразив лучшие времена на круге в четырех стартовых Гран При этого года в процентном отношении к аналогичным временам команды в четырех заключительных гонка прошлого сезона и усреднить эти показатели.
Поскольку Mercedes остается безусловным лидером чемпионата, их показатели можно взять за эталон-ориентир, к тому же, на финише прошлого года и на старте нынешнего они непременно показывали лучшие времена в рамках Гран При. Таким образом, не существует объективных факторов для анализа прогресса "Серебряных стрел", остается довольствоваться сравнением результатов их соперников.
Минус на наших диаграммах будет означать сокращение дистанции до лидеров, а плюс – отставание.
MERCEDES
Конец 2015-го: 100.000%
Начало 2016-го: 100.000%
Изменение: —
Команда Mercedes доминировала на протяжении последних двух сезонов, и в этом году мало что изменилось, разве что имя пилота на вершине таблицы.
Однако нельзя не заметить, что в попытке сохранить свое преимущество над конкурентами в чемпионской дружине немного забыли о надежности машины, что проявилось на старте этого сезона. И это удивительно, поскольку на предсезонных тестах шасси W07 работало как часы.
Львиная доля проблем команды свалилась на голову трехкратного чемпиона мира Льюиса Хэмилтона. Ему либо просто не повезло, либо его стиль пилотирования предъявляет особые требования к работе системы рекуперации энергии.
Тем же, кто придерживается теории заговора, я хочу сказать, что команда не будет топить одного из своих гонщиков, превознося другого. Они равные усилия прилагают в обеих частях гаража, ведь только так можно выиграть Кубок конструкторов. Ну а в личном зачете пилоты уже сражаются друг с другом.
На минувшем Гран При России неудачи постигли также и Нико Росберга, но он смог выиграть заезд. В целом же, если брать последние два года, чаще машина ломалась именно у него.
Кто прибавил в темпе?
MANOR
Конец 2015-го: 106.548%
Начало 2016-го: 104.733%
Изменение: -1.815%
Команда Manor серьезно прибавила за минувшее межсезонье, и главным подспорьем в этом прорыве стал новенький двигатель Mercedes.
В конце минувшего сезона у команды были все предпосылки для очередного шага вперед, и я бы сказал, что в данный момент они уже подошли к склону горы, дальше придется на нее взбираться.
Manor – самая маленькая команда в Формуле 1, так что если им удастся сохранить нынешние темпы прогресса, будет уже очень хорошо.
McLAREN
Конец 2015-го: 102.643%
Начало 2016-го: 102.558%
Изменение: -0.085%
Команда McLaren сделала незначительный шаг с конца минувшего года, но впереди еще долгий путь. Этот анализ базируется на лучших кругах команды в рамках гоночного уик-энда, так что мощность мотора Honda здесь является определяющим фактором.
Если оценивать скорость машины с точки зрения дистанции, проведенной на трассе с педалью газа в пол, можно сказать, что она составляет примерно 55% круга в среднем. А дефицит мощности японского мотора на таком отрезке можно в среднем оценить в 60 л.с.
Но не стоит все сваливать на мотор – мне кажется, что шасси McLaren в настоящее время также работает не на пределе. Дженсон Баттон неоднократно говорил по радио в первых гонках этого сезона, что баланс машины находится на грани. Обычно это означает, что пилот не может выжать максимум из шасси.
Кто отстал за зиму?
Ferrari
Конец 2015-го: 100.667%
Начало 2016-го: 100.750%
Изменение: +0.083%
Цифры говорят сами за себя. Да, Ferrari не везло на старте этого сезона, но в целом можно зафиксировать некоторое отставание в сравнении с Mercedes по отношению к концовке минувшего чемпионата.
И здесь также есть несколько факторов. Шасси Скудерии не обладает тем же уровнем сцепления и прижимной силы, что и Mercedes, да и мотор на пике своих квалификационных показателей выдает мощность, меньшую, чем у лидеров.
Ferrari необходимо прибавлять и делать это по возможности очень быстро, иначе в Маранелло в очередной раз полетят головы. Высшие чины алой компании не скрывают своего недовольства нынешним положением дел.
У Ferrari один из самых больших бюджетов в Формуле 1, если не самый большой, а Себастьян Феттель, по признанию многих, один из лучших пилотов на стартовой решетке. Регулярные визиты на верхнюю ступеньку подиума – вот чего ждут в Маранелло. Пока ждут…
Toro Rosso
Конец 2015-го: 101.944%
Начало 2016-го: 102.040%
Изменение: +0.096%
В отношении отставания от лидеров команда Toro Rosso практически сохранила свое прежнее место. Переход на прошлогодние двигатели Ferrari, безусловно, пошел коллективу на пользу – по крайней мере, на старте сезона. Но с течением чемпионата команда из Фаэнцы может начать сдавать позиции.
Но Toro Rosso стоит отдать должное. Это очень небольшая команда с приличным финансированием. Я бы в какой-то степени сравнил ее с Williams – они в Формуле 1 ради гонок.
На днях в команде произошла перестановка – на место Макса Ферстаппена, пошедшего на повышение, вернулся Даниил Квят, и это должно придать коллективу новый импульс. Наверняка Карлос Сайнс постарается сделать все возможное, чтобы показать свое превосходство над Даниилом, но россиянин, уверен, с этим не согласится.
WILLIAMS
Конец 2015-го: 101.253%
Начало 2016-го: 101.434%
Изменение: +0.181%
На прошлогоднем Гран При США команда Williams смотрелась на влажной трассе просто ужасно, а ее отставание от лидера в процентах составило 107.515. Это серьезно исказило бы общую картину анализа, так что для чистоты эксперимента возьмем лишь последние три гонки сезона.
Но даже при таких допущениях коллектив из Гроува не смог отыграть отставание от Mercedes. Команда по-прежнему серьезно отстает от лидеров, и руководство будет очень недовольно, если по ходу чемпионата им не удастся приблизиться к ним.
Ахиллесова пята Williams – это стабильность. Похоже, что темп их машины больше, чем у остальных, зависит от конкретной трассы и уровня сцепления. Если прибавить в этом аспекте, улучшатся и показатели.
Red Bull Racing
Конец 2015-го: 101.281%
Начало 2016-го: 101.506%
Изменение: +0.225%
Как и Ferrari, Red Bull снизила свои показатели на старте нынешнего сезона в сравнении с Mercedes. Попутно коллектив из Милтон-Кинса утратил позиции и в борьбе со Скудерией, несмотря на прибавку мощности мотора Renault.
Я не согласен с теми, кто утверждает, что у Red Bull лучшее шасси в пелотоне. Да, машина неплохая, но высокий уровень прижимной силы и лобового сопротивления всегда был коньком этой команды, за счет чего всегда страдала их скорость на прямых.
В настоящее время в команде несколько переосмыслили подход к строительству шасси, сделав больший упор именно на пиковую скорость. К тому же, они перестали всё валить на французских моторостроителей, а те, в свою очередь, заручившись помощью Марио Иллиена, могут уже к середине сезона вывести свою силовую установку на новый уровень.
Также не стоит забывать о составе пилотов. В команде пошли на риск и решили сыграть в русскую рулетку с Максом Ферстаппеном и Даниилом Квятом. Барабан раскручен, посмотрим, что из этого выйдет.
Только время покажет, не выплеснули ли в Red Bull вместе с водой и ребёнка. Но сегодня все их ставки на… своего нового ребёнка.
Force India
Конец 2015-го: 101.537%
Начало 2016-го: 102.036%
Изменение: +0.499%
Темпы, с которыми команда Force India валится сверху вниз, просто пугают. В настоящее время их очень серьезно штормит в середине пелотона, где в этом году значительно вырос уровень конкуренции. На одном этапе они уверенно входят в первую десятку, на другом вдруг оказываются где-то позади, погрязнув в инцидентах.
К тому же, очень трудно оценить бюджет Force India. У совладельца команды Виджея Мальи сейчас не самые лучшие времена, что вполне может сказываться на настроениях в команде и их стабильности. При этом лишь один Виджей знает, что происходит на самом деле.
В концовке прошлого года Серхио Перес затмил Нико Хюлькенберга, и на старте нынешнего сезона мексиканец продолжил оказывать давление на победителя Ле-Мана. Но Нико очень сильный и талантливый гонщик, он непременно оставит все неудачи позади и ответит напарнику.
Sauber
Конец 2015-го: 102.763%
Начало 2016-го: 103.738%
Изменение: +0.975%
Признаюсь, в этом году я ожидал гораздо большего от Sauber, особенно после прихода в команду Марка Смита. Его опыт должен был помочь коллективу закрепиться в средней группе пелотона. Но перед началом сезона в команде объявили о его отставке. Это был первый звоночек.
Проблемы с финансированием вынудили команду существовать от этапа к этапу. В конкурентном мире Формулы 1 так долго продолжаться не может, поскольку все время нужны деньги на исследования и разработку.
Без стабильного бюджета добиться успеха в Больших Призах невозможно. При этом денег не обязательно должно быть слишком много, они просто должны быть.
В общем, команде Sauber нужен сильный спонсор – иного пути нет.
Renault
Конец 2015-го: 102.240% (в качестве Lotus)
Начало 2016-го: 103.840%
Изменение: +1.600%
Прошлый год команда Lotus провела очень достойно, особенно с учетом постоянной нехватки финансирования. При этом выкуп коллектива со стороны Renault так сильно затянулся, что новый сезон практически оказался принесенным в жертву.
Впереди у Renault долгий путь становления и найма толкового инженерного персонала. На это нужно время, так что не стоит ждать от желтых успехов в этом году.
Haas
Конец 2015-го: —
Начало 2016-го: 103.463%
Изменение: —
Дебютант Формулы команда Haas удивила не только всех вокруг, но и саму себя. Вопрос лишь в том, удастся ли им поддерживать набранный темп по ходу сезона.
Ранние успехи могут несколько искажать статистику, но в целом американский коллектив уже уверенно обосновался впереди Sauber, Renault и Manor. Это настоящий прорыв, и все предыдущие дебютанты Ф1 должны стоя аплодировать Haas.
Теперь им нужно продолжать работать. Им необходимо стабильное бюджетирование для проведения испытаний и доработки своего шасси по ходу чемпионата. Если им удастся сохранить набранный темп, достойное место в Формуле 1 на долгие годы им обеспечено.
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько