Технический обзор Гран При Испании
В Испанию команды Ф1 традиционно привозят первые серьезные пакеты обновлений в сезоне. Технический эксперт AUTOSPORT Крэг Скарборо сделал выводы по поводу увиденного в Барселоне и выделил команды, технические департаменты которых поработали лучше остальных...
Для тех, кому в Формуле 1 интересны в первую очередь технические новинки, этап в столице Каталонии традиционно представляет наибольший интерес, поскольку именно сюда команды привозят свои первые большие обновления.
К тому же, эта трасса, пожалуй, лучше остальных известна пилотам всех без исключения коллективов, поскольку львиная доля тестов и испытаний проходит именно здесь. Конфигурация автодрома такова, что она одинаково интенсивно нагружает все узлы машины, позволяя командам понять свои сильные и слабые стороны и определить вектор развития шасси в техническом отношении на остаток сезона.
Mercedes
В Испанию команда Mercedes привезла новинки как аэродинамического характера, так и в отношении мотора.
Накануне этого уик-энда машину Льюиса Хэмилтона оборудовали новым мотором-генератором тепловой энергии и турбиной. При этом их спецификации были обновлены без затраченных на это жетонов, поскольку причиной служила надежность агрегатов.
И хотя четко источник проблем назван не был, судя по всему, слабым звеном явилась изоляционная обмотка генератора, повреждение которой повлекло короткое замыкание и последующий выход компонента из строя.
В команде имели право представить на этом этапе лишь одно "льготное" обновление, в связи с чем было решено, что на машине Нико Росберга спецификация элементов останется прежней. При этом немец получил в свое распоряжение второй по счету двигатель внутреннего сгорания и мотор-генератор кинетической энергии после возникновения проблем с этим узлом в Сочи.
В плане аэродинамики шасси W07 получило довольно весомые обновления, следующие общей концепции команды в этом году под условным названием "зубцы и изгибы".
Изменения коснулись носового обтекателя, торцевых пластин переднего антикрыла, направляющих, боковых понтонов и заднего антикрыла – получился довольно внушительный пакет.
Что касается наконечника обтекателя, то он стал более заостренным. Это обновление стало лишь дополнением к существующей структуре безопасности, так что проводить новые краш-тесты не потребовалось.
Торцевые пластины переднего крыла также подверглись изменениям – они были дополнены новыми направляющими, которые оканчиваются скривленными элементами, выполненными, судя по всему, из фотополимера на 3D-принтере.
Также на направляющих, расположенных в области ниже передней подвески, были замечены новые зазубрины.
Изначально – во время тестов – конструкция из четырех направляющих, связанных единой платформой, была дополнена шестью зубцами.
Теперь же литая платформа оказалась разрезана на семь частей. В результате набегающий поток воздуха разбивается на мелкие фрагменты, значительно усложняя общую аэродинамическую картину.
В ожидании прохладной погоды в Европе боковые понтоны были сужены, а геометрия впускных отверстий изменена.
Конструкция открылков в задней части, именуемая сиденьем для обезьянки, была разбита на три элемента с дополнительной прорезью.
Таким образом, можно сказать, что в Барселоне мы увидели полноценную вторую версию шасси Mercedes нынешнего сезона. Причем новые элементы в основном призваны повысить аэродинамическую эффективность задней части машины. В дальнейшем мы, возможно, станем свидетелями использования в команде заднего антикрыла с меньшим лобовым сопротивлением.
Force India
Команда Force India также привезла в Испанию серьезный пакет обновлений, тогда как до этого шасси VJM09 больше напоминало спецификацию Б прошлогодней машины VJM08.
Новый пакет включает в себя обновленное переднее антикрыло, измененные боковины, днище и заднее крыло.
Новое переднее антикрыло напоминает разработку Mercedes с арками-туннелями прямоугольного профиля в области перед колесами.
Этот ход отражает общие настроения, витающие в команде.
В прошлом году в коллектив влились специалисты в области аэродинамики, имевшие опыт работы в Red Bull, и машина тут же начала преобразовываться соответствующим образом. Теперь же ветер подул в другую сторону, и на шасси проявились тенденции родом из Брэкли.
Помимо переднего антикрыла, изменили свою форму и боковые понтоны. Они стали уже и с более выраженными скосами в задней части.
Также была пересмотрена геометрия прорезей днища в области перед задними колесами. На этот раз прорезей оказалось две, и они направляют поток под днище таким образом, чтобы он не особенно мешал работе диффузора – а это очень важно с учетом повышенной клиновидности измененного шасси Force India.
Передняя кромка заднего антикрыла также обрела ярко выраженный ступенчатый профиль.
Это обновление также нацелено на оптимизацию воздушного потока, а не на увеличение прижимной силы, что подтвердили и сами гонщики.
McLaren
Постоянное обновление шасси стало главной отличительной особенностью работы McLaren, и в Испанию они просто не имели права не привезти приличный пакет обновлений MP4-31, включая новое переднее антикрыло, тормозные воздуховоды, боковые понтоны и днище.
Это уже третья по счету итерация переднего крыла из Уокинга по ходу нынешнего сезона, если не считать мелких доработок.
Последний дизайн вышел самым замысловатым, и он целиком ориентирован на отвод воздушного потока в стороны, насколько это возможно. В области торцевых пластин наблюдаются явные спрямления, а к передним колесам плоскость изгибается, что положительно влияет на характер воздушного потока в этой части.
Также можно заметить усложнение геометрии каскадов открылков и тормозных воздуховодов, с этого года больше не напоминающих двустворчатую раковину без моллюска.
Внутренняя плоскость воздуховода стала более ровной и вбирает воздух из специального "совка", а не из промежутка между воздуховодом и колесом, как ранее.
Это решение работает вкупе с новым дизайном переднего крыла, способствующим обтеканию воздухом передних колес.
Внутренняя часть конструкции также изменилась – появилось больше места для движения воздуха, охлаждающего тормоза и выходящего наружу через колеса.
При этом новая геометрия потока организована как для улучшения охлаждения, так и с целью повысить аэродинамическую эффективность шасси.
С боковинами все понятно – они стали уже и миниатюрнее, чтобы соответствовать более прохладной погоде.
Ferrari
Ожидалось, что команда Ferrari привезет в Испанию значительный пакет обновлений, но на деле их доработки ограничились областью заднего антикрыла, которое изменило свою угловую направленность по отношению к передней кромке. Вследствие этого были немного изменены и торцевые пластины.
В остальном же шасси очень напоминало сочинскую спецификацию как в плане геометрии переднего антикрыла, так и в других областях. И это удивительно с учетом того, что команда борется в самой верхушке пелотона. Быть может, именно этим можно объяснить проигрыш в квалификации команде Red Bull?
Red Bull Racing
...но как и Ferrari, Red Bull не порадовала своих поклонников серьезными новинками в Барселоне.
В пятницу пилоты провели немало времени на трассе со специальными решетками с датчиками и нанесенной на элементы кузова аэродинамической краской.
Поскольку эти испытания главным образом были сосредоточены вокруг переднего антикрыла, надо полагать, что какие-то незначительные новинки в этой области все же присутствовали.
Williams
Для команды Williams главной новинкой стали новые боковые дефлекторы, которые они тестировали еще в Сочи.
Обновленный элемент характеризуется довольно замысловатой формой, а вертикальные лопасти скошены в задней части.
При этом количество верхних лопастей дефлектора (на фото) оказалось увеличено с трех до четырех.
Следуя концепции Mercedes разделения плоскостей, каждый элемент генерирует собственное завихрение, что позволяет оптимизировать суммарный исходящий от дефлектора поток.
При этом Фелипе Масса опробовал разные варианты размещения в кокпите для собственного удобства. Во время тренировок он протестировал сиденье с маркировкой "глубокий заплечик". Кроме того, инженеры проложили кокпит дополнительным слоем пены для большего комфорта пилота.
Renault
На предстоящих тестах в Барселоне команда Renault опробует различные новинки в области аэродинамики и геометрии подвески, а также впервые испытает новый двигатель.
Во время этапа в команде главным образом сосредоточились на переднем антикрыле, опробовав по ходу уик-энда три разных варианта.
База у них была одна, а отличия состояли в комбинации открылков, при этом третий комплект содержал каскад с китайской версии крыла.
Также в команде увеличили угол атаки заднего антикрыла, но это вряд ли можно отнести к перечню изменений.
Haas
Модернизированное заднее антикрыло – это вторая большая новинка, которую мы заметили на машине Haas по ходу нынешнего сезона.
Вкупе с новой геометрией крыла добавилась вторая прорезь на торцевых пластинах (на фото) для снижения уровня лобового сопротивления.
Также в команде значительно усложнили конструкцию открылков, обрамляющую выхлопную трубу, что должно добавить стабильности шасси в затяжных поворотах Барселоны.
Более сложная геометрия позволяет лучше направлять воздушный поток вверх и создавать необходимый профиль в области под основной пластиной заднего антикрыла.
Как и Sauber, Haas работала в Испании с новой спецификацией двигателя Ferrari.
Manor
В Испанию команда Manor привезла свои наработки, включающие переднее и заднее крылья, направляющие и вспомогательный отсек в боковых понтонах.
Такие тенденции развития шасси говорят о том, что дела у команды действительно налаживаются.
Наиболее заметными изменениями стали направляющие в области под носовым обтекателем, а также небольшой мягкий желтый бак, размещенный в передней части правой боковины. Функцией этого гибкого элемента является заполнение пространства под впускным отверстием понтона.
Поскольку топливо в этой области хранить нельзя, вероятно, они заполнили этот дополнительный резервуар маслом для поддержания его уровня в процессе гонки.
Это общая концепция для всех машин Ф1, а не какая-то уникальная особенность шасси Manor или мотора Mercedes.
Sauber
В команде Sauber сейчас не лучшие времена, и их единственным обновлением в Барселоне стал модернизированный двигатель Ferrari.
Новинка позволит турбине работать дольше в пиковом режиме, чтобы избежать намеренного снижения ее эффективности, а с ней и скорости на прямых, как это было в последних гонках.
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько