Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Тебе ровно столько лет, насколько хорош ты в своем деле

Эд Стро
21 мая 2016 в 9:38
Фото: LAT Photographic

На прошедшем Гран При Испании Макс Ферстаппен стал самым молодым победителем гонки в истории Формулы 1. И хотя его юный возраст продолжает тенденцию омоложения Больших Призов, он также сбивает всех с толку в отношении оценки его способностей. Слово Эду Стро...

Своей первой победы в Формуле 1 Макс Ферстаппен добился в 18 лет и 227 дней – подумать только, второй в списке самых молодых дебютантов Больших Призов – Хайме Альгерсуари – в этом возрасте еще даже не сел за руль машины Ф1. Это действительно потрясающе.

Многие из вас сейчас наверняка задумались над тем, что они делали в 18 лет, и вряд ли кто сможет сказать про себя, что в столь нежном возрасте был готов дать отпор опытнейшему Кими Райкконену в плотной борьбе за победу в гонке Ф1.

Триумф голландца стал апофеозом современной тенденции омоложения гонок Гран При. А введенное после его дебюта ограничение на минимальный возраст будущих новичков Больших Призов говорит о том, что рекорд Макса продержится довольно долго.

Вполне вероятно, что в ближайшем будущем Ферстаппен перепишет еще несколько рекордов, обладателем многих их которых является Себастьян Феттель. Есть еще номинации самого молодого обладателя поула и чемпиона мира…

Единственный рекорд в Ф1, который Макс точно не побьет – это самый пожилой победитель гонки. На настоящий момент это достижение принадлежит Луиджи Фаджоли, выигравшему в 1951 году во Франции в возрасте 54 лет.

Однако установленный Максом рекорд отнюдь не идет вразрез с современной тенденцией омоложения Формулы 1. Гонщики с каждым годом становятся все моложе, что можно явно проследить на примере дебютантов в спорте.

Средний возраст дебютантов в Формуле 1 по десятилетиям:

1950-е: 34 года и 193 дня
1960-е: 29 лет и 339 дней
1970-е: 28 лет и 331 день
1980-е: 26 лет и 290 дней
1990-е: 26 лет и 2 дня
2000-е: 24 года и 87 дней
2010-е: 23 года и 224 дня

При этом первую декаду можно не рассматривать, поскольку чемпионат был только образован, так что возрастные пилоты вроде Фаджоли и первого обладателя трофея Нино Фарины формально стали и дебютантами.

Однако начиная с 60-х прослеживается абсолютно явная тенденция. Грэм Хилл, дебютировавший в Формуле 1 в 1958-м, к 24-м годам еще даже не получил права, тогда как Макс Ферстаппен к этому времени проведет уже порядка 130 гонок!

Давайте рассмотрим другие исторические срезы, которые лишь подтверждают общую тенденцию омоложения спорта.

Средний возраст чемпионов мира:

1950-е: 35 лет и 162 дня
1960-е: 31 год и 100 дней
1970-е: 31 год и 21 день
1980-е: 30 лет и 222 дня
1990-е: 29 лет и 276 дней
2000-е: 28 лет и 196 дней
2010-е: 28 лет и 74 дня

Опять же, 50-е годы не являются достаточно репрезентативными, но в целом историческая тенденция сохраняется. Средний же возраст победителей Гран При (здесь и далее мы не берем в расчет Инди 500 из эпохи 50-60-х годов) за все время существования Ф1 составляет 31 год и 36 дней. Средний возраст пилотов, добившихся своей первой победы – 29 лет и 199 дней, а последней – 33 года и 112 дней. Посмотрим, как показатели менялись по десятилетиям.

Средний возраст победителей Гран При:

1950-е: 35 лет и 213 дней
1960-е: 31 год и 232 дня
1970-е: 31 год и 2 дня
1980-е: 31 год и 239 дней
1990-е: 31 год и 335 дней
2000-е: 29 лет и 187 дней
2010-е: 28 лет и 130 дней

Такая же тенденция в целом сохраняется и в отношении обладателей поула. Однако статистика говорит не только о том, что возраст дебютантов снижается, но и о том, что они раньше покидают топ-уровень…

Средний возраст пилотов, проведших свой последний Гран При:

1950-е: 37 лет и 61 день
1960-е: 33 года и, 26 дней
1970-е: 32 года и 151 день
1980-е: 32 года и 12 дней
1990-е: 31 год и 114 дней
2000-е: 28 лет и 316 дней
2010-е: 27 лет и 251 день

Возвращаясь к Ферстаппену, можно задать вполне уместный вопрос: а означает ли столь ранний успех голландца то, что он надолго задержится на вершине? В конце концов, многие до сих пор считают, что ему просто повезло оказаться в столь юном возрасте в такой именитой команде, стратегия сыграла ему на руку, а два записных фаворита устранились в первых же поворотах гонки, словно их и не было.

И все же изучение статистики дальнейшей карьеры пилотов, добившихся успеха в Ф1 в юном возрасте, позволяет надеяться, что голландец пришел в Большие Призы надолго.

Самые молодые победители Гран При:

Макс Ферстаппен - 18 лет и 227 дней - 2016 Гран При Испании
Себастьян Феттель - 21 год и 72 дня - 2008 Гран При Италии
Фернандо Алонсо - 22 года и 25 дней - 2003 Гран При Венгрии
Брюс Макларен - 22 года и 104 дня - 1959 Гран При США
Льюис Хэмилтон - 22 года и 154 дня - 2007 Гран При Канады
Кими Райкконен - 23 года и 156 дней - 2003 Гран При Малайзии

Пять из шести перечисленных пилотов становились в итоге чемпионами мира, тогда как шестой – Брюс Макларен – одержал свою последнюю из четырех побед в 1968 году и впоследствии основал один из самых успешных гоночных коллективов. Неплохое достижение.

Картина немного иная для пилотов, которые просто дебютировали в юном возрасте.

Самые молодые дебютанты в Ф1:

Макс Ферстаппен - 17 лет и 166 дней
Хайме Альгерсуари - 19 лет и 125 дней
Майк Такуэлл - 19 лет и 182 дня
Рикардо Родригес - 19 лет и 208 дней
Фернандо Алонсо - 19 лет и 218 дней
Эстубан Туэро - 19 лет и 320 дней
Крис Амон - 19 лет и 324 дня
Даниил Квят - 19 лет и 324 дня
Себастьян Феттель - 19 лет и 349 дней
Дженсон Баттон - 20 лет и 53 дня

В этом списке лишь три чемпиона мира, а большинство пилотов так и не добились серьезных успехов в Формуле 1. Хайме Альгерсуари был выброшен из программы Red Bull после двух с половиной лет в Toro Rosso, а в минувшем году он, к сожалению, вынужден был завершить карьеру.

Майк Такуэлл так и не смог проявить себя в Больших Призах и завершил выступления бесславно. Эстебан Туэро вернулся в Аргентину и с тех пор добивался лишь локальных успехов в кузовных гонках у себя на родине. Крис Амон произвел на многих сильное впечатление, и некоторые до сих пор считают его одним из сильнейших пилотов, так и не выигравших ни одной гонки в Ф1.

Что касается Даниила Квята, на место которого в RBR пришел Макс Ферстаппен, его карьера пока встала на паузу. Посмотрим, как все будет развиваться дальше, но если россиянину хватит силы духа, он себя еще покажет.

При этом статистика отражает лишь часть истории. Куда важнее не сухие цифры в виде количества прожитых лет, а качество подготовки пилота к гонкам на высшем уровне. Макс был превосходно вымуштрован отцом, который сам некогда подавал большие надежды, но так и не добился успеха.

В 1993 году после тестов с командой Footwork Йос Ферстаппен появился на обложке журнала AUTOSPORT с предвосхищением блестящей карьеры в Ф1.

Итогом же его выступлений стали лишь два подиума. В 1994 году Йос был буквально катапультирован в Большие Призы на место напарника Михаэля Шумахера, однако оказался не готов к такому повороту событий. В воспитании сына Ферстаппен-старший, безусловно, учел все ошибки молодости.

И это очень важно. Возраст второстепенен, главное – это уровень подготовленности. Многие говорят, что современными машинами Ф1 очень легко управлять, но реальность такова, что сегодня молодые пилоты гораздо лучше подготовлены к соревнованиям в сравнении с их предшественниками. И не последнюю роль здесь играет физическая подготовленность – вы видели объем шеи этих парней?

Так что забудьте о юном возрасте Макса. Это просто пример пилота, который с детства шел к этому шагу и был абсолютно готов к выступлению на высочайшем уровне.

Именно поэтому произошедшее в Испании с Максом так важно для истории Формулы 1, как и события восьмилетней давности, когда Феттель одержал победу в Италии.

Были ли они слишком молоды для своих достижений? Отнюдь. Как говорится, тебе ровно столько лет, насколько хорош ты в своем деле...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle