Даниилу Квяту нужно привести свои мысли в порядок
Даниил Квят может чувствовать, что в команде Red Bull Racing с ним обошлись очень жёстко, даже жестоко, но это не дает ему права разрушать свою карьеру в Формуле 1. Злость хороша, когда она спортивная, а ярость – не лучший помощник в гонках...
Один очень мудрый человек из мира автоспорта сказал мне когда-то, что настоящий гонщик не имеет права впадать в уныние, даже когда всё буквально валится из рук.
Недавно я видел, как один очень быстрый пилот Формулы 3 после неудачной квалификации в ярости швырнул ремни безопасности в командный трейлер.
«Автоспорт на 10 процентов состоит из радости, а на остальные 90 – из разочарований, – прокомментировал руководитель коллектива. – Ему стоило бы это уже понять».
Многие из вас скажут, что Даниил Квят за последние два месяца испытал столько разочарований, сколько иной пилот не испытывает за карьеру.
Сначала он подвергся обструкции со стороны четырехкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля, затем потерял место в команде Red Bull, освободив машину для совсем еще юного Макса Ферстаппена, в следующей же гонке был вынужден лицезреть СВОЮ машину на высшей ступеньке пьедестала в руках другого пилота, да еще и уступил Карлосу Сайнсу в результатах по возвращении в Toro Rosso.
После той гонки я брал интервью у Квята. Надо сказать, что даже после неудачных гонок он обычно не терял духа и очень обдуманно и уверенно отвечал на все вопросы. Я никогда не видел его таким угнетенным, как после победы Ферстаппена в Барселоне – было ощущение, что он находится где-то на другой планете…
И его разочарование несложно понять. Конечно, россиянин мог по праву считать, что «на его месте должен быть он». Очень трудно, наверное, полагать, что ты находился всего в одной гонке от успеха и от долгожданного триумфа твоей команды, который положил бы конец всем сплетням и пересудам и полностью раскрыл твой потенциал. Но в Red Bull приняли решение отдать его машину Ферстаппену, не дав Даниилу возможности проявить себя.
И для них не имело значения то, что еще двумя гонками ранее Квят поднимался на подиум. Решение принято: Ферстаппен – новый козырь команды, а Квят отправляется обратно в колоду… Любому было бы непросто принять такое решение команды, а что говорить о 22-летнем парне, проводящем в Формуле 1 лишь третий сезон?
Однако Даниил нашел в себе силы и превзошел своего нового напарника в Монако в тренировках и первой стадии квалификации. Но все решил заключительный сегмент сессии, в котором россиянин не смог показать максимум. И снова разочарование.
При этом не все еще было потеряно. Впереди дождевая гонка и старт с довольно высокой восьмой позиции. Всё еще может быть. Нет, не может – на первых кругах дистанции скорость машины застряла на отметке 60 км/ч, и справиться с этим оказалось не так просто.
«Я был так рад, что в воскресенье пошел дождь – это был настоящий шанс для меня, – вспоминает Квят. – Но сразу после старта у меня возникли технические проблемы, я просто не мог в это поверить».
Вероятно, этот момент стал последней каплей в чаше терпения молодого россиянина. В результате он потерял два круга, постоянно жалуясь команде по радио на невезение.
Неудивительно, что в дальнейшем его пилотирование было довольно агрессивным, если не сказать безрассудным. Он понимал, что гонка для него упущена и терять больше нечего, и пилотировал соответственно.
Кульминация наступила на 18-м круге, когда Квят догнал Renault Кевина Магнуссена. Датчанин чиркнул отбойник в повороте Tabac, Даниил попытался нырнуть внутрь, но Кевин заблокировал ему путь. То же самое повторилось и в комплексе "бассейн".
Такая агрессивная защита со стороны соперника сработала как красная тряпка для быка, и в вираже Rascasse россиянин решил проехать "сквозь" Магнуссена. В результате он сошел с дистанции сам и вынудил чуть позже сойти соперника.
Я брал интервью у Квята и после той гонки, и его злости снова не было предела. Он был очень вспыльчив, подавлен и разочарован. И понять его, опять же, несложно. В последнее время ему через столько пришлось пройти, и гонка в Монако явно не добавила ему очков в реноме.
Магнуссен после заезда предположил, что Квят в том инциденте просто потерял рассудок, и я боюсь, что он не далек от истины. Все люди переживают неудачи по-разному, но в случае с Даниилом основной риск состоит в том, что события последних недель, похоже, начинают отражаться на его пилотировании в гонках.
По его поведению в Монако было заметно, что терять ему совершенно нечего. И в отношении результатов гонки это так и было – к моменту аварии он уже уступал лидерам пару кругов, и что-то исправить было уже невозможно.
В результате россиянин словно потерял связь с реальностью и пошел ва-банк, соорудив совершенно необязательный сход для себя и соперника в ситуации, абсолютно того не требовавшей. Более того, эти события непременно скажутся и на его следующей гонке в Канаде, поскольку он уже потеряет на стартовой решетке три позиции. Так что и в Монреале ожидать от Даниила потрясающего результата будет сложновато.
Вероятно, в сражении с Магнуссеном на трассе Квят хотел заявить, что он не сломлен и будет продолжать бороться, но от этого его маневр не становится более адекватным и обдуманным.
Позволять эмоциям преобладать над светлым рассудком в гонках чрезвычайно опасно – не только для пилотов на трассе, но и для собственной карьеры.
Гоночный директор Renault Фредерик Вассёр остался очень недоволен действиями Квята в Монако, а ведь он вполне мог бы быть его следующим потенциальным работодателем…
При этом сам Даниил отчетливо дал понять, что уже думает о продолжении карьеры вне программы Red Bull. И это вполне логично, поскольку в старшей команде сейчас места плотно заняты, а в молодежной дружине Toro Rosso так долго делать нечего.
Таким образом, россиянину сейчас необходимо налаживать связи и мосты с другими командами Большим Призов, а не сжигать их.
В последнее время Даниил прекрасно понял, как устроена Формула 1, и что не всё в ней определяется твоими результатами на трассе. Но от этого результаты не становятся менее важными – и если раз за разом повторять то, что произошло в Монако, трудоустроиться в Больших Призах в дальнейшем будет ох как трудно.
Не один Квят в Ф1 обладает «длинной памятью», как он выразился недавно, и его безрассудное пилотирование может негативно сказаться на его шансах продолжить карьеру на вершине автоспорта.
Повторю, что Даниилу пришлось пройти через многое. Он действительно считает, что на протяжении своей карьеры в программе Red Bull все делал правильно, но его, несмотря на это, столь бесцеремонно выкинули. Да, возможно, он не заслужил такого к себе отношения, но это жизнь, и она часто бывает несправедлива. Важно то, как ты на это реагируешь.
Сейчас Даниилу нужно собраться, привести эмоции в порядок и выполнить свою работу на пределе возможного, как он это умеет. Кто захочет, заметит это...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько