Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Нужна ли Формуле 1 скорость?

Бен Андерсон
17 июля 2016 в 9:52
Фото: LAT Photographic

Корреспондент AUTOSPORT Бен Андерсон задался вопросом о том, насколько быстрыми в действительности должны быть машины Формулы 1. С помощью ключевых фигур в паддоке Больших Призов он решил разобраться в этом...

Формула 1 – самая быстрая гоночная серия в классе одноместных машин на планете. Кто-то возражает, что японская Суперформула быстрее, но недавние исследования подтвердили превосходство машин Гран При на 5-6%.

Есть желание сохранить это статус-кво, а первыми тревожными звоночками стали мнения, и пилотов в том числе, что с введением регламента на турбированные моторы в 2014 году машины Ф1 больше начали напоминать по скорости технику класса GP2.

Изменения, намеченные в правилах на 2017 год, ставят целью повышение аэродинамической эффективности шасси, а с ним и увеличение скорости автомобилей еще на несколько секунд с круга.

«Мы должны сделать все, чтобы зрители поняли, каким талантом, навыками, концентрацией и физической подготовленностью должен обладать пилот для того, чтобы просто удержать машину Гран При в пределах гоночного полотна, – высказался исполнительный директор McLaren Джонатан Нил. – И мне нравится то, к чему стремится нынешнее руководство чемпионата, а именно к увеличению скорости машин.

Это должно сбалансировать значимость двигателя и шасси, к тому же, этими машинами будет намного сложнее управлять.

Автомобили должны быть по-настоящему экстремальными, они должны очень быстро ускоряться и замедляться, проходить виражи на огромной скорости, а экономить гонщики должны только резину.

Это должен быть настоящий спринт, а не легкая прогулка».

Тот факт, что недавно Льюис Хэмилтон превзошел на 0,6 секунды рекорд круга в Бахрейне, принадлежавший Михаэлю Шумахеру долгих 12 лет, говорит о том, что скорость машин Ф1 неизменно возрастает.

Проблема в том, что в гонке они показывать такой темп не могут. Гонщики постоянно жалуются на то, что шины очень быстро перегреваются и теряют свои сцепные характеристики, а также на тяжесть современных машин, вынужденных проезжать всю дистанцию на одном баке топлива.

Но пилоты всегда будут хотеть ехать быстрее и обладать большим сцеплением. Аэродинамика – лучшая область применения сил в этом отношении, однако гонщики утверждают, что дальнейшее увеличение сцепления за счет аэродинамики может негативно сказаться на гонках.

Есть еще и вопрос зрелищности. Со стороны кажется, что современными машинами Ф1 управлять очень просто, и такое впечатление создается в первую очередь из-за того, что они буквально приклеены к дорожному полотну.

«К сожалению, нынешние машины Ф1 невероятно хороши, – парадоксально заметил технический директор Williams Пэт Симондс. – Несмотря на то, что максимум из них выжать сегодня довольно непросто, со стороны так не кажется.

Многие сегодня кивают на минувшие эпохи Больших Призов, когда пилотам приходилось очень много работать физически, но мало кто задумывается о том, что так было потому, что машины тех лет не были идеальными.

В наше время инженерная мысль значительно продвинулась, и машины приблизились по своим характеристикам к идеалу.

Но если машины Ф1 не будут быстрейшими на всех без исключения автодромах, о королевском статусе придется забыть. Так что скорость – это непременный атрибут нашего вида спорта.

Времена на круге должны постоянно снижаться, а перегрузки в поворотах и скорость на прямых – расти.

При этом машины Ф1 не должны быть абсолютно лучшими во всех без исключения аспектах. Так, к примеру, прототипы категории LMP1 развивают на прямой большую скорость, чем автомобили Ф1, но прямая для этого должна быть невероятно длинной.

В целом же нам нужно добиться, чтобы зрители, увидев наши гонки, сказали: «Ух ты, это действительно вершина гоночной мысли».

Судя по всему, в настоящее время Большие Призы находятся на распутье. Стоит ли спорту пойти по пути увеличения скорости и снижения ограничений в регламенте, которые так раздражают технические умы вроде Эдриана Ньюи? Или же нужно оставить скорость в покое, а все внимание сосредоточить на сложности пилотирования машин, самих гонках и создаваемом шоу?

«Машины Ф1 обязаны быть гораздо быстрее остальных одноместных серий, особенно GP2, – отметил технический директор Mercedes Пэдди Лоу. – Если машины будут медленными, зрители не поймут, что они лучшие на планете.

Но при этом скорость не должна зашкаливать – в противном случае гонщикам будет очень сложно обгонять друг друга.

Можно, конечно, сделать автодромы больших размеров, но тогда зрителей придется отсадить дальше от трассы, что нарушит их осознание связи с происходящим.

В принципе мы могли бы сделать чуть больше в отношении преследования соперника. Нынешние скорости машин непосредственно связаны с их аэродинамикой, а повышение аэродинамики неизбежно ведет к затруднению обгонов в сравнении с автомобилями с не столь явно выраженной прижимной силой.

Мы несколько лет работали, чтобы найти правильный баланс в этой области, и система DRS в каком-то смысле позволила нам избежать компромисса, несмотря на то, что многие поклонники автоспорта называют ее искусственной.

Мне лично эта система по душе, поскольку она дает возможность обрести необходимый баланс между чистой скоростью шасси и возможностью плотно преследовать соперников».

Гонки в Ф1 начинают играть новыми красками, когда один из компонентов, делающих машины столь быстрыми, выпадает – или полотну не хватает сцепления, или вмешивается погода, или команды не могут понять работу шин, или попасть в настройки…

Но почему мы должны полагаться на непредвиденные обстоятельства? Если непосредственно сами гонки станут более захватывающими и интересными – к примеру, за счет серьезной прибавки в лошадиных силах или снижения сцепления с трассой – будет ли скорость (или время на круге) иметь такое большое значение?

«MotoGP – превосходный пример, – заметил глава автоспортивного подразделения Pirelli Пол Хембри. – В сравнении с машинами Ф1 мотоциклы MotoGP уступают порядка полуминуты с круга, но мало кто согласится с тем, что соревнования там неинтересные.

Большинство поклонников автоспорта любят гонки MotoGP – даже те, кто не любят мотоциклы, потому что сами заезды там всегда захватывающие, много обгонов, и хорошо видна роль пилота.

Так что скорость в чистом виде не является определяющим фактором. Мотогонки не такие быстрые, но все знают, что они интересные».

В настоящий момент Формула 1 колеблется между увеличением скорости машин за счет аэродинамики, что неизбежно затруднит гонщикам возможность обгонять друг друга непосредственно на трассе, и принесением аэродинамики в жертву зрелищности гонок.

Судя по вектору, выбранному руководством чемпионата, курс взят на увеличение скорости машин. Таким образом, роль аэродинамики возрастет, а в Pirelli обещают сделать все, чтобы шины позволили гонщикам побить все возможные рекорды.

Конечно, Формула 1 может следовать любым выбранным путем, результаты мы увидим лишь в будущем, но чего руководство никак не может отрицать, так это того, что принятые меры никак не отразятся на других важных аспектах спорта.

Последние десятилетия разработок в области аэродинамики явно дали нам понять, что когда дело доходит до повышения скорости машин, у Больших Призов возникают очередные проблемы...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle