Неразрывные узы брака Red Bull: сломанные игрушки
Австрийский концерн Red Bull дал сотням юных парней возможность проявить себя в автоспорте, которой иначе они могли бы и не получить. Но всё меняется в одночасье, когда гонщик вдруг выпадает из обоймы фаворитов "газировщиков". Совсем недавно это испытал на себе Даниил Квят. Слово Дитеру Ренкену...
Не нужно быть дипломированным психологом, чтобы понять, что именно чувствует сейчас Даниил Квят.
22-летний россиянин, казалось, только начал уходить со стола отрыва огромного трамплина Red Bull Racing – временами он опережал более опытного напарника Даниэля Риккардо, а несколько гонок назад завоевал свой второй подиум, продемонстрировав отменный пилотаж в Китае.
Но затем его буквально вышвырнули из старшей команды концерна – так же резко и стремительно, как в конце 2014-го перевели из Toro Rosso в высший эшелон.
Конечно, очень не вовремя произошли инциденты с Себастьяном Феттелем на первом круге домашней для Даниила гонки в Сочи, но судьба молодого россиянина была решена задолго до того момента. Поверьте, такие решения принимаются заранее после долгих переговоров за закрытыми дверями, а не берутся с потолка, и о них не объявляется тут же через день или два.
После смещения Квята звезды сошлись таким удивительным образом, что уже в Испании оба лидера из Mercedes самоустранились, к тому же, именно к машине Макса Ферстаппена, несколькими днями ранее заменившего Даниила в RBR, в команде применили оптимальную тактику, что и привело к сенсационной победе юного голландца в гонке.
В эксклюзивном интервью AUTOSPORT накануне гонки в Барселоне Квят откровенно сказал о том, что всё было сделано за кулисами, и что Формула 1 – это далеко не то, что зрители видят на трассе, после чего заметил, что у него длинная память.
Очень жесткие высказывания, но после всего, что произошло, понять россиянина довольно просто.
Далее было Монако, где Ферстаппен вдоволь наошибался, тогда как у Квята возникли проблемы с техникой. В традиционных рейтингах на нашем сайте Бен Андерсон описал гонку Даниила как нельзя лучше:
«Квят был быстрее своего напарника в квалификации, но только до третьего сегмента.
На старте гонки Даниил не на шутку разозлился по причине того, что его машина застряла на скорости 60 км/ч в дебюте гонки.
Затем россиянин потерял контроль над эмоциями в столкновении с Магнуссеном в Rascasse, за которое получил штраф на стартовом поле Гран При Канады.
Сейчас Квят переживает не лучшие времена, но ему необходимо сохранять спокойствие...»
В этом и кроется суть проблемы. Будучи "пониженным в должности", Даниил не мог не вспомнить судьбу его предшественников в системе Red Bull: Витантонио Льюцци, Скотт Спид, Себастьен Бурдэ, Хайме Альгерсуари, Себастьен Буэми, Жан-Эрик Вернь... – все они, за исключением Льюцци, так и не смогли утвердиться в Ф1 после непродолжительной карьеры в стане австрийского концерна. И Квят, зная, чем для него может закончиться дело, попытался выжать из себя и машины не только возможное, но и невозможное, чтобы как-то себя проявить.
Что касается Витантонио, то его поддерживала целая гоночная инфраструктура в лице основанной Питером Коллинзом компании Allinsport, к тому же, до этого он защищал цвета Arden, где в 2004 году под управлением Кристиана Хорнера взял титул в Формуле 3000.
В системе Red Bull боссом Льюцци также стал Кристиан, кроме того, это была эпоха команды до пришествия Эдриана Ньюи, так что ни о каких гигантских успехах тогда речи еще не шло. Всё это сделало Витантонио исключением из правила.
До перевода Ферстаппена из Toro Rosso в RBR этот путь проделали трое пилотов: Феттель, Риккардо и Квят. Дэвид Култхард и Марк Уэббер пришли из других команд, а Кристиан Клин сохранил статус пилота после преобразования Jaguar Racing в Red Bull.
На настоящий момент лишь четверо гонщиков одерживали победы за рулем машин Red Bull – это Феттель, Уэббер, Риккардо и Ферстаппен, причем последние двое добивались успеха лишь в тех гонках, когда у доминирующей команды Mercedes возникали проблемы.
Это нисколько не умаляет заслуг этого квартета – все они великолепные гонщики, в руках которых не всегда была лучшая машина. Однако приведенная статистика говорит о том, что хваленая молодежная программа Red Bull, за 15 лет пропустившая через гоночные жернова сотни юных пилотов, выпустила лишь одного гонщика, способного побеждать соперников при прочих равных.
В Red Bull обратили внимание на Ферстаппена после того, как молодой голландец проявил себя и свой характер в Формуле 3, а переговоры от его имени вели опытные зубры паддока Ф1 – его отец Йос с давним приятелем и коллегой Раймондом Вермюленом.
Путь 17-летнего Макса из молодежной команды Toro Rosso в старший коллектив концерна – это пример искусной политики в паддоке Ф1, впервые проявившейся в далеком 1994 году, когда Йос занял место тест-пилота и напарника Михаэля Шумахера в команде Benetton.
Свои последние годы в Ф1 Йос провел в командах Arrows и Minardi под руководством Тома Уокиншоу и Пола Стоддарда соответственно, где и развил свои политические способности. Хотя в переговорах с Эдди Джорданом в 2004-м они ему не помогли – выдвинутый менеджерами голландца ультиматум с треском провалился, и Йос покинул Большие Призы. Неудивительно, что годы спустя Ферстаппен-старший учел все свои ошибки, нашел правильную дверцу в огромное здание в Милтон-Кинсе и нажал на нужные рычажки.
К слову, в процессе переговоров, которые в итоге обеспечили юному голландцу место в Toro Rosso, его менеджмент едва походя не растоптал карьеру его будущего напарника Карлоса Сайнса, который также стремился в Ф1, имея за плечами чемпионский титул в 3,5-литровой Формуле Renault. Испанцу удалось сохранить место в кокпите лишь благодаря тому, что Феттель неожиданно перешел в Ferrari, а его место в старшей дружине столь же неожиданно занял Даниил Квят.
Не стоит забывать, что в минувший гоночный уик-энд в Монако Карлос опережал по ходу гонки занявшего в итоге третье место Серхио Переса, пока в команде не ошиблись с его пит-стопами. При этом испанец проводит уже второй сезон в молодежной команде концерна, и сейчас самое время задуматься о будущем: третий год в Toro Rosso – это большая редкость, если вы не Себастьен Буэми. А куда ему идти с учетом того, что места в старшем коллективе, судя по всему, уже плотно заняты?
Еще один пример – Марк Уэббер, карьерой которого занимались Флавио Бриаторе и Энн Нил. Австралиец вынужден был долгое время терпеть насмешки со стороны руководящих чинов Red Bull и проглатывать всякие проявления несправедливости в свой адрес – вспомните хотя бы легендарные слова «Неплохо для второго номера», сказанные им по радио после победы в 2010 году в Сильверстоуне. А инцидент с Феттелем в Турции в том же году? А скандал "Мульти-21" в Малайзии в 2013-м? Смог ли бы он так долго находиться в обойме команды без мощного менеджмента?
К чему я веду? К тому, что заявление на увольнение из Toro Rosso можно считать аналогом завершения карьеры в высшем эшелоне автоспорта в том случае, если за спиной пилота нет мощного менеджерского аппарата, способного противостоять козням паддока Ф1, или заранее подготовленного соглашения с какой-либо другой командой на случай расторжения контракта с системой Red Bull.
Меня немного удивили слова Квята в Монако о том, что он рассматривает варианты продолжения карьеры в Ф1 за пределами команд австрийского концерна, поскольку в Red Bull подобные разговоры не приветствуются. Однако все встало на свои места, когда на вопрос о том, заручился ли он поддержкой профессиональных менеджеров, которые помогут разобраться в контрактных дебрях компании, Квят ответил отрицательно.
После этого россиянин что-то неуверенно пробурчал про то, что найдет кого-нибудь, когда в этом возникнет необходимость, но по его поведению было понятно, что он прекрасно понимает: ему придется сражаться с огромной махиной размером со знаменитую Берлинскую стену.
Конечно, он может перебраться в WEC, как сделал Буэми и другие, но после недавней победы в очной схватке с Феттелем и подиума в Китае думать об этом, понятное дело, не хочется…
На вопрос AUTOSPORT, заданный на прошлогоднем Гран При Великобритании о том, есть ли у него менеджер, Риккардо – без сомнений, один из лучших пилотов на стартовой решетке Ф1 – ответил: «Есть небольшая группа людей, юрист и я сам. Я прислушиваюсь к советам товарищей. Конечно, у меня был опыт работы с менеджерами и агентствами.
Не поймите меня неправильно, все они добросовестно выполняли свою работу, но до сих пор львиную долю стратегических решений по поводу моей деятельности принимала компания Red Bull».
А что он скажет сегодня – после «двух подряд роковых ошибок команды, не позволивших выиграть гонку» – как он сам выразился. Как можно выбраться из умело выстроенных контрактных пут без помощи независимой менеджерской группы, имеющей опыт ведения подобных дел?
Так работает система Red Bull. Они находят юных талантов, проводят их через молодежные серии, которые те должны выигрывать, если хотят двигаться по этой лестнице дальше. Одна ошибка, и ты остаешься не у дел. При этом гонщикам, которым отказали на ранней стадии, возможно, повезло даже больше, ведь они имеют возможность двигаться дальше самостоятельно, тогда как остальные оказываются повязанными по рукам и ногам контрактными обязательствами с Red Bull.
В наши дни, когда для участия в гонках важна финансовая сторона дела, молодым пилотам будет не лишним освоить самостоятельную работу со спонсорами и медийными проектами – всем тем, чем в Red Bull занимаются дяди и тёти.
Но чаще всего бывает так, что гонщику, от услуг которого отказались в австрийском концерне, просто нечего предложить своим следующим потенциальным работодателям. Неудивительно, что многие из тех, кто прошел через программу Red Bull, отрицательно отзываются о так называемых рента-драйверах, якобы занявших их места в боевых машинах Ф1.
Таким образом, на протяжении всей карьеры в Red Bull делами пилота занимается самая, пожалуй, вертикально интегрированная система маркетинга на планете. Та самая система, которая владеет двумя командами Ф1, гоночными автодромами, телевизионными каналами, медийными изданиями, структурой "космических прыжков", проводит чемпионаты по экстремальным видам спорта и даже обладает собственной метеорологической станцией. Red Bull – это вещь в себе, судьбы гонщиков их не особенно заботят. Это оборотная сторона медали.
Ну а лицевой является то, что компания дает шанс молодым парням, не имеющим возможности оплатить участие в дорогих чемпионатах, проявить себя на высшем уровне и заниматься любимым делом. Здесь можно вспомнить того же Буэми, Брендона Хартли и Верня. Первые двое стали чемпионами мира в гонках на выносливость, тогда как их, а также карьера многих других молодых пилотов в Ф1 завершилась довольно рано.
В целом же надо сказать, что молодежная программа Red Bull, как и другие программы с заводской поддержкой вроде BMW, Toyota и Renault, появившиеся в 2000-х, делают благо, обеспечивая молодых парней необходимой поддержкой на пути к вершине.
Однако, как это часто бывает, "благими намерениями вымощена дорога в ад". И Даниил Квят может стать следующим, кто прочувствует это на себе, если ему не удастся с честью выйти из сложившейся ситуации и собрать вокруг себя сплочённую группу менеджеров, способных заниматься дальнейшей карьерой талантливого россиянина.