Викторина: Что нужно знать о суточном марафоне "24 часа Ле-Мана"

Иван Беликов
15 июня 2016 в 11:22
Фото: LAT Photographic

В ближайшие выходные, 18-19 июня, на кольце Сартэ состоится 84-я в истории гонка «24 часа Ле-Мана». Что нужно знать о предстоящем суточном марафоне? Какие есть интересные исторические факты? Отвечайте на вопросы викторины и читайте полный текст статьи!

В ближайшие выходные, 18-19 июня, на кольце Сартэ состоится 84-я в истории гонка «24 часа Ле-Мана». Что нужно знать о предстоящем суточном марафоне? Какие есть интересные исторические факты? Отвечайте на вопросы викторины и читайте полный текст статьи!

Гонка в Ле-Мане – одна из старейших в автоспорте, но знаете ли вы точную дату инаугурационного суточного марафона на кольце Сартэ?

Отличное знание истории, действительно первый «24 часа Ле-Мана» прошёл 26-27 мая 1923 года.
Неправильно, инаугурационный марафон «24 часа Ле-Мана» прошёл 26-27 мая 1923 года.

Впервые в истории марафон «24 часа Ле-Мана» состоялся 26–27 мая 1923 года. На старт вышли 33 экипажа, 30 из которых доехали до финиша, а победу одержали Андреа Лагаш и Рене Леонард на машине Chenard-Walcker, проехавшие в общей сложности 2209,536 км со средней скоростью 92,064 км/ч.

В нынешнем году кольцо Сартэ примет знаменитую гонку в 84-й раз в истории. «24 часа Ле-Мана» не проводились в 1936 году из-за забастовки рабочих во Франции и из-за Второй мировой войны с 1940 по 1948 годы.

Сложно найти более трудное испытание гонщиков и техники, чем непрерывная гонка на протяжении суток. Но в самом начале истории «24 часов Ле-Мана» организаторы рассматривали абсолютно сумасшедшую идею…

Верно, организаторы планировали определять победителя раз в три года, проводя при этом три последовательные суточные гонки.
Неправильно, организаторы планировали определять победителя раз в три года, проводя при этом три последовательные суточные гонки.

Изначально планировалось определять победителя «24 часов Ле-Мана» раз в три года. Идея заключалась в том, чтобы проводить три ежегодные гонки, а победителем становился бы тот, кто проезжал бы наибольшую дистанцию. К счастью, в итоге от этой идеи было решено отказаться.

Именно гонка в Ле-Мане стала основоположником традиции, без которой сейчас невозможно представить ни одну гоночную категорию…

Абсолютно верно, это так любимый всеми душ из шампанского.
Неправильно, это так любимый всеми душ из шампанского.

Шампанское на подиуме, в том числе в Формуле 1, появилось ещё в 50-х годах. Правда, речь тогда шла только о бокалах с игристым напитком, которые получали победитель и призёры. А вот душ из шампанского появился только в 1967-м, когда победитель Дэн Герни на подиуме «24 часов Ле-Мана» встряхнул бутылку и устроил эффектное шоу, облив членов своей команды и журналистов, стоявших под подиумом. Вот так, сам того не зная, американский гонщик стал основоположником традиции, без которой сейчас церемония подиума немыслима ни в гонках мирового уровня, ни в обычных региональных соревнованиях…

Гонка в Ле-Мане стоит особняком в карьере любого пилота, а для некоторых и вовсе представляет основную часть всей карьеры, хотя, конечно, странно говорить такое о соревновании, которое проходит раз в год…

Верно, это легенда гонок на выносливость Анри Пескароло.
Неправильно, это легенда гонок на выносливость Анри Пескароло.

Вдуматься только: 33 старта в «24 часах Ле-Мана», т.е. 33 года. Именно столько лет выступал в «Ле-Мане» легендарный Анри Пескароло. Впервые харизматичный француз вышел на старт суточного марафона в 1966 году в возрасте 24 лет, а в последний – в 1999-м в 57 лет! Четырежды он побеждал в абсолютном зачёте [1972-1974 и 1984], и ещё дважды – в своём классе [1976 и 1992].

Второе место по количеству стартов занимает Боб Воллек – 30 [1968-2000], третьим в списке идёт японский гонщик Йожиро Терада – 29 [1974, 1981-2008]. Для сравнения, «Мистер Ле-Ман» Том Кристенсен, побеждавший рекордные девять раз, выходил на старт "всего" 18 раз [1997-2014].

Проехать суточную гонку в одиночку – настоящее безумство, если не сказать больше. Но были в истории «Ле-Мана» и такие герои…

Вы правы, таким героем является Луи Розье, победитель гонки 1950 года.
Неправильно, таким героем является Луи Розье, победитель гонки 1950 года.

В наше время, когда безопасность превыше всего, а скорости и, соответственно, нагрузки невероятно высоки, представить, что кто-то отважится проехать сутки в боевом режиме, просто невозможно. Да и правила не позволят. Всё-таки уставший гонщик представляет угрозу не только для себя, но и для окружающих – соперников, персонала трассы, болельщиков. Однако 50-60 лет назад такие подвиги были возможны – нужно было только желание гонщика.

В 1950 году Луи Розье провёл за рулём невероятные 23 часа и 40 минут! Причём не просто провёл, а выиграл. Лишь на двух последних кругах уставший Розье уступил место в машине своему сыну Жану-Луи.

Ещё одним героем-одиночкой в 1952-м стал Пьер Левег, также шедший к победе. За 1 час и 10 минут до финиша его преимущество составляло три круга. Но, увы, проблемы с двигателем, предположительно вызванные ошибкой гонщика при переключении передач, не позволили ему закончить гонку. Уже со следующего года в регламент было внесено правило, запрещающее находиться за рулём более 18 часов. В наше время гонщикам разрешается проезжать не больше четырёх часов подряд.

Остаётся только гадать, до какой скорости сейчас бы разгонялись прототипы Audi, Porsche и Toyota на 5,5-километровой прямой Mulsanne…

Абсолютно верно, 405 км/ч!
Неправильно, больше – 405 км/ч

В 1990 году прямая Mulsanne, одно из самых знаковых мест кольца Сартэ, по соображениям безопасности была разделена двумя шиканами. К концу 80-х скорости на 5,5-километровом прямике превышали все допустимые пределы – в квалификации в 1988 году Роджер Дорхи, выступавший на турбированном прототипе WM P8, разогнался до невероятных 405 км/ч! Для сравнения, максимальная скорость в гонке прошлого года была установлена Марком Уэббером – 340,2 км/ч.

Необычнее названия машины, тем более гоночной, наверное, и быть не может…

Да, это Porsche 917/20 Coupe.
Нет, это Porsche 917/20 Coupe.

Может ли машина, не победившая и даже не доехавшая до финиша, войти в историю и стать экспонатом в музее? Ещё как может. Достаточно только придумать эксцентричную раскраску, что и сделали в Porsche в 1971 году с прототипом 917/20 Coupe 1971. Машина была окрашена в розовый цвет, на который также были нанесены разметки, как на свиной туше, с надписями: «рыло», «мозг», «подгрудок», «плечо».

В квалификации «Розовая свинья» заняла седьмое место, но в гонке не сумела доехать до финиша, что не помешало ей навсегда остаться в истории автоспорта.

История «24 часов Ле-Мана» – это не только победы, поражения, рекорды и курьёзы, наподобие «Розовой свиньи», но и, к сожалению, трагедии…

Да, это произошло в 1955 году.
Нет, это произошло в 1955 году.

11 июня 1955 года навсегда вошёл в историю как самый «чёрный» день в истории не только гонки в Ле-Мане, но и всего автоспорта. Вылет Mercedes-Benz 300 SLR Пьера Левега и последующий пируэт, в результате которого машина и многочисленные обломки оказались на трибуне, в считанные мгновения унесли жизни десятков людей, и ещё 120 получили травмы. Сам Левег также погиб, а Mercedes после этого свернула свою гоночную программу и вернулась только в 1987 году.

Участие в «Ле-Мане» – наверное, один из самых малообсуждаемых этапов карьеры легенды Формулы 1…

Вы правы, пятое место.
Нет, пятое место.

За несколько месяцев до дебюта и начала невероятно успешной карьеры в «Королевских гонках» Михаэль Шумахер принял участие в «24 часах Ле-Мана». Юный немец, входивший тогда в программу поддержки Mercedes, выступил в одном экипаже c Карлом Вендлингером и Фрицом Кройцпоинтнером на прототипе Mercedes-Benz C11 команды Sauber. На финише они уступили семь кругов гонщикам из Mazda Бертрану Гашо [которого Шумахер заменил уже через пару месяцев в Jordan в Формуле 1], Джонни Херберту и Волкеру Вейдлеру. Правда, будущий семикратный чемпион мира Ф1 смог отметиться лучшим кругом.

Спустя 20 лет, когда Михаэль уже завершил карьеру в чемпионате мира, его спросили о возможном возвращении в «Ле-Ман», но он исключил подобную возможность, сославшись на высокую опасность этих гонок. Кто бы мог тогда подумать, что обычное катание на горных лыжах окажется не менее опасным занятием…

В разные периоды истории «24 часов Ле-Мана» доминировали разные производители, но рекорд одного из них и по сей день остаётся непревзойдённым…

Правильно, конечно, это Porsche.
Нет, это Porsche.

В 1970 году Porsche одержала свою первую из 17 побед в «Ле-Мане» вместе с Хансом Херрманном и Ричардом Эттвудом, в следующие 27 лет было выиграно ещё 15 гонок [причём семь подряд с 1981 по 1987 года], после чего немецкий производитель покинул чемпионат. Ну, а после возвращения в 2014-м Porsche потребовалось всего два года, чтобы вернуться на вершину, одержав победный дубль с экипажами во главе с Нико Хюлькенбергом и Марком Уэббером. Так что, без сомнений, Porsche является главным фаворитом «24 часов Ле-Мана-2016».

Сейчас участие российских гонщиков и даже российских команд в «Ле-Мане» выглядит вполне привычным. Но ещё совсем недавно это казалось настоящим прорывом…

Да, это было в 2004 году.
Нет, это было в 2004 году.

Невероятно, но впервые российские гонщики вышли на старт «24 часов Ле-Мана» всего 12 лет назад, в 2004 году – это были Алексей Васильев и Николай Фоменко, выступавшие тогда за команду YUKOS-Freisinger в категории GT. Причём попасть на старт они могли ещё в 2003-м, но тогда из-за разногласий между организаторами «24 часов Ле-Мана» и руководством чемпионата никто из участников FIA GT не получил разрешения на участие.

Так что дебют состоялся в 2004-м, правда, до финиша тогда доехать не удалось. Но уже через год в составе полностью российской команды Russian Age Racing Васильев и Фоменко, пилотировавшие вместе с Кристофом Бушу Ferrari 550, финишировали на пятом месте в классе GT1.

В 2016 году на старт выйдут две российские команды G-Drive Racing и SMP Racing, которые выставят по две машины. Из пилотов, конечно, в первую очередь, стоит отметить Романа Русинова, Михаила Алёшина и Виталия Петрова, компанию которым составят Виктор Шайтар и Кирилл Ладыгин. Пожелаем удачи нашим гонщикам и командам, а наша викторина подошла к концу...

Итоги викторины:

Не самое лучшее знание истории «24 часов Ле-Мана»... %totals% - это недостаточно... Заходите к нам на сайт почаще, и вы будете в курсе всех самых последних новостей из мира автоспорта, в том числе российского!

Знание истории «24 часов Ле-Мана» на четверочку. Ваш результат: %totals%

Отличное знание истории «24 часов Ле-Мана»! %totals% – это здорово!

Комментарии для сайта Cackle