Монца + Монако + Макао = Баку. Обзор пятницы...

Бен Андерсон
18 июня 2016 в 2:46
Фото: LAT Photographic

Можно не сомневаться, что уже в субботней квалификации в Баку будут побиты рекорды скорости нынешнего сезона Формулы 1 – на трассе, одновременно напоминающей два, казалось бы, полярных автодрома – Монако и Монцу. Впечатлениями о пятничных заездах поделился Бен Андерсон...

«Еще быстрей в стране огней» – гласит рекламный слоган новой гоночной трассы в самом сердце столицы Азербайджана. И этот слоган, без сомнений, воплотится в реальность уже в субботу, когда пилоты выведут свои автомобили на квалификацию. Рекорду – быть!

Уже в первой тренировочной сессии европейского этапа в Баку (забавно звучит, согласен) машины Williams-Mercedes в слип-стриме развивали невероятные 355 км/ч на главной прямой. А во второй тренировке Карлос Сайнс, Toro Rosso которого оснащена прошлогодним двигателем Ferrari, благодаря двойному воздушному мешку остановил спидометр на отметке 349 км/ч.

В прошлом сезоне рекорд сначала установил Серхио Перес из Force India в квалификации в Монце, и он составил 354,6 км/ч, а затем Льюис Хэмилтон перебил это достижение в Мексике, зафиксировав 362,4 км/ч.

В субботу, когда силовые установки на машинах будут приведены в полную боевую готовность, вполне можно ожидать нового рекорда – это просто неизбежно.

Перед первыми тренировочными заездами многие гонщики сравнивали трассу в Баку с Макао, хотя в реальности она больше напоминает симбиоз Сингапура и Сочи с его гладким асфальтом, приправленный длиннющей прямой, оставляющей не у дел Монцу.

«Когда здесь пилотируешь, душа уходит в пятки! – признался действующий и трехкратный чемпион мира Льюис Хэмилтон. – Мы достигали отметки в 354 км/ч на прямой с использованием DRS.

В некоторых поворотах здесь приходится ехать прямо в стену на огромной скорости, а затем начинать искать точку торможения.

Это очень требовательная трасса к тормозам – эдакая смесь Монреаля с Монако, и чуть-чуть от Валенсии и Сочи.

Ехать на пределе здесь невероятно сложно».

При этом стоит отметить, что трасса в Баку все же по большей части довольно широкая, так что пилотам не приходится проезжать здесь на огромной скорости в непосредственной близости от стен, как в тех же Монреале и Монако, однако это действительно потрясающе скоростной, но при этом городской трек, что роднит его с Макао.

Большинство поворотов первого сегмента трассы являют собой 90-градусные изломы без претензии на плавность и грациозность линий. Но затем сложная секция с седьмого по 12-й поворот выводит нас в район Старого города.

Пусть дальнейшая связка виражей и не столь захватывающая по сравнению с рельефным средним сектором знаменитой трассы в Макао, все же при прохождении излома 13-го поворота и сложнейшего 15-го левого виража с обратным уклоном пилотам потребуется проявить все свое мастерство, и даже чуть более того.

«Это настоящий экстрим, – заметил гонщик Renault Кевин Магнуссен. – Нигде в календаре нет такого узкого места, как здесь в восьмом повороте. Это очень захватывающее место трассы – в 11-м повороте вы переезжаете через своеобразный гребень, едва не теряя машину, а уже в 12-м должны держаться как можно правее – этот участок выводит на прямую секцию, что очень важно.

Вся эта часть трассы чрезвычайно техничная. 13-й, 18-й и 19-й виражи – это, по сути, небольшие изломы, и притом невероятно скоростные.

Я не могу вспомнить городские трассы, где мы разгонялись бы выше 300 км/ч...»

Далее следует длинная стартовая прямая, на которой, вполне вероятно, развернется битва в слип-стриме, подобная Макао.

«На выходе из 19-го поворота просто не видно окончания стартовой прямой, – изумился Джолион Палмер. – Вы выезжаете из излома и кажется, что прямая должна уже заканчиваться, но до ее окончания нужно проехать всю протяженность Китая.

Это все выглядит очень любопытно. Полагаю, в этом месте легко будет обгонять, если хватит мощности мотора».

Именно, мотора. В этой секции большое значение будет иметь мощность силовой установки. Это, без сомнения, моторная трасса. Для быстрого преодоления расстояния от 16-го до первого поворота пилотам потребуется недюжинная мощность, к тому же, от второго к третьему виражу также следует прямой участок, хоть и короче стартового.

Также на трассе в Баку необходима стабильность шасси на разгоне, чтобы быстро выкручивать машину из многочисленных поворотов, и уверенность в тормозах, чтобы четко ставить автомобиль на апекс без лишних перетормаживаний, ведущих к потере времени на круге.

Кроме того, на одном быстром круге трасса в Баку является рекордсменом по используемой мощности и накопленной энергии. По расходу топлива и количеству повторно используемой энергии круг в Азербайджане можно сравнить разве что с Монреалем.

Все это говорит о том, что для Mercedes трудно даже представить более подходящий автодром. У них самый мощный двигатель, а значит, они смогут больше выкручивать угол атаки заднего антикрыла без существенных жертв в плане скорости.

Кроме того, конфигурация трассы в Баку должна неплохо подойти шасси Williams, традиционно обладающему низким уровнем лобового сопротивления. Машины Force India, настроенные на низкую прижимную силу, в пятницу также ожидаемо смотрелись довольно уверенно.

Сравнение по чистой скорости:
  1. Mercedes (Хэмилтон): 1.44,223
  2. Force India (Перес): 1.45,336
  3. Williams (Боттас): 1.45,764
  4. Toro Rosso (Сайнс): 1.46,027
  5. Red Bull (Ферстаппен): 1.46,068
  6. Ferrari (Феттель): 1.46,219
  7. McLaren (Баттон): 1.46,234
  8. Haas (Грожан): 1.46,681
  9. Renault (Магнуссен): 1.47,329
  10. Manor (Харьянто): 1.47,487
  11. Sauber (Эрикссон): 1.47,772

Во время своей квалификационной попытки Хэмилтон ошибся, что помешало ему собрать лучшие сектора, но даже при этом он серьезно оторвался от преследователей, среди которых был и его напарник по команде Нико Росберг, двигатель которого по ходу второй тренировки приказал долго жить.

Лучший первый сектор немца на шинах Supersoft оказался на три десятых секунды медленнее, чем у Льюиса на Soft, к тому же, он проиграл и своему лучшему времени на мягких шинах, что говорит о том, что итоговое отставание в 0,690 секунды от действующего чемпиона мира не столь показательно.

«Сегодня днем мне нужно было тестировать шины Medium, тогда как Льюис всегда был на более мягких шинах, – поспешил оправдаться Нико. – На новых трассах это сильно сказывается, но у меня еще будет время поработать над скоростью на одном быстром круге».

Также Росберг был удивлен столь весомому отставанию от лидеров Ferrari и Red Bull, несмотря на то, что в Монако и Канаде они дали лидерам бой.

И главная составляющая такого спада кроется отнюдь не в мощности итальянского и французского двигателей, а в том, что шасси этих команд довольно чувствительны к поведению шин Pirelli – пилотам Скудерии и RBR на протяжении всего дня не удавалось комфортно выводить резину в рабочий диапазон температур с учетом чрезвычайно гладкого асфальта и прохладной погоды. Днем в Азербайджане довольно жарко, да, но дело в том, что гоночное полотно нормально прогрелось лишь к началу второй тренировочной сессии.

«Нам не удавалось заставить резину работать на одном быстром круге, – пожаловался Кими Райкконен. – Необходимо что-то придумать, чтобы выжать из шин максимум возможного.

На одном круге у нас скорости нет – сцепление улучшается только с прохождением нескольких кругов подряд. При этом баланс шасси был весьма неплох».

Команда Red Bull традиционно славится эффективным шасси и великолепными тормозами, да и трассы, подобные этой, обычно подходят их машине. Однако проблемы с прогревом шин, которые проявились еще в Канаде, помешали Даниэлю Риккардо и Максу Ферстаппену показать в Баку весь свой потенциал.

«Сегодня нам нечего было скрывать, – сказал австралиец, показавший лишь десятое время в двух секундах от лидера. – На таком гладком и новом полотне критическим оказывается способность шасси прогреть шины должным образом – это существенно сказывается на времени круга. Нам еще только предстоит найти это время».

Force India, Williams и Toro Rosso успешно воспользовались слабостью Скудерии и Red Bull. В Канаде мы видели, насколько хорошо работает с шинами шасси FW38, так что если в команде из Гроува не допустят ошибок, они могут еще больше приблизиться к лидерам. По крайней мере, в Монреале они доказали, что их шасси отлично взаимодействует с резиной в прохладных условиях.

Машины Force India оснащены лучшим в пелотоне двигателем, но при этом VJM09 традиционно не хватает сцепления сзади, так что в субботу, когда соперники переведут моторы в боевой режим, они могут опуститься ниже.

Что касается Toro Rosso, то им, безусловно, не хватает мощности прошлогоднего мотора Ferrari, и Карлос Сайнс не ожидает, что на трассе со столь длинной прямой у них по-прежнему будет четвертое по скорости шасси.

«Не думаю, что с годовалым движком мы сможем соперничать с парнями из Ferrari и Red Bull, – отметил испанец. – Мы вынуждены были снизить уровень прижимной силы шасси, что сказалось на его управляемости на первых двух секторах трассы, зато на третьем секторе все куда лучше.

Мы были бы рады использовать спецификацию с большим прижимом, но здесь этого делать нельзя, поскольку тогда вы безнадежно проиграете на прямой».

Уик-энд в Баку для команды McLaren-Honda начался неплохо – в первой сессии Фернандо Алонсо удалось показать четвертое время. Шасси MP4-31 обладает очень эффективными тормозами и аэродинамикой, что позволяет компенсировать недостаток мощности мотора, к тому же, в коллективе обновили систему рекуперации энергии и турбину, что пошло им на пользу.

Но все же трасса в Баку очень требовательна к пиковой мощности силового агрегата, из-за чего Дженсон Баттон не ожидает какого-то прорыва McLaren в Азербайджане.

«Вероятно, это худшая для нас трасса в календаре, – посетовал британец. – Если удастся проехать быстрый круг в квалификации, мы сможем побороться за путевку в третий сегмент сессии, но в гонке поддерживать темп будет очень сложно.

На последнем секторе мы проигрывали Mercedes в утренней тренировке порядка девяти десятых секунды, и 0,6 – остальным. Трудно сказать, что нам удастся сделать...»

Надо заметить, что днем Рио Харьянто проехал быстрее обоих пилотов Sauber и Джолиона Палмера из Renault, отстав от Магнуссена всего на пару десяток. Это может быть одна из лучших гонок для Manor благодаря двигателю Mercedes.

Гонщики команды Haas могли выступить в пятницу успешнее, если бы температура была повыше, но прохладная погода и гладкий асфальт сыграли с ними злую шутку – им так и не удалось нормально прогревать шины.

Сравнение на длинных отрезках (шины Supersoft):
  1. Mercedes (Хэмилтон): 1.48,767 (4 круга)
  2. Williams (Боттас): 1.49,892 (5 кругов)
  3. Force India (Перес): 1.50,044 (4 круга)
  4. Toro Rosso (Квят): 1.50,123 (7 кругов)
  5. Ferrari (Райкконен): 1.50,450 (4 круга)
  6. Haas (Грожан): 1.50,746 (3 круга)
  7. McLaren (Баттон): 1.50,896 (5 кругов)
  8. Sauber (Наср): 1.51,288 (4 круга)
  9. Renault (Магнуссен): 1.51,477 (5 кругов)
  10. Red Bull (Риккардо): 1.51,534 (3 круга)
  11. Manor (Верляйн): 1.52,288 (3 круга)

Проблемы Ferrari и Red Bull с прогревом резины отразились и на длинных отрезках. Даже если взять в расчет всего три круга Макса Ферстаппена на Supersoft, его достижение на место выше восьмого все равно не тянет.

Сравнение на длинных отрезках (шины Soft):
  1. Mercedes (Хэмилтон): 1.48,356 (3 круга)
  2. Force India (Перес): 1.48,885 (5 кругов)
  3. McLaren (Баттон): 1.49,642 (4 круга)
  4. Ferrari (Феттель): 1.49,685 (5 кругов)
  5. Toro Rosso (Сайнс): 1.50,255 (4 круга)
  6. Williams (Масса): 1.50,409 (4 круга)
  7. Red Bull (Ферстаппен): 1.50,615 (2 круга)
  8. Haas (Гутьеррес): 1.51,103 (5 кругов)
  9. Manor (Верляйн): 1.51,538 (5 кругов)
  10. Sauber (Наср): 1.52,561 (7 кругов)
    *Renault не использовала состав Soft на длинных отрезках

Будет интересно посмотреть, решат ли в Pirelli снизить давление в шинах после вечерних проверок, и если да, то поможет ли это Ferrari и Red Bull.

Шинники пояснили, что они должны были действовать консервативно в плане выбора составов и предельных параметров шин из-за трудностей симуляции нагрузок на этой трассе и неопределенности с характеристиками асфальта.

В результате полотно получилось сверхгладким, как в Сочи, так что шинные производители ожидают в гонке лишь один пит-стоп. Деградация резины будет минимальной, а труднее всего пилотам будет продлить жизнь задних шин в бесконечных разгонах на выходах из медленных поворотов.

Сможет ли здесь кто-то противопоставить хоть что-то записным лидерам из Mercedes? Посмотрим, ждать осталось совсем недолго...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle