Почему никто в Ф1 не льёт слез по ушедшим звездам
Возможно, отсутствие на стартовой решетке сезона-2013 таких пилотов, как Тимо Глок, Хейкки Ковалайнен и Камуи Кобаяши ослабит чемпионат. Но Эд Стро объясняет, почему это не будет катастрофой для всего спорта в целом
Всего лишь 73 пилота стартовали в большем количестве Гран При, чем Тимо Глок. Немец – хороший гонщик и заслуживает места в Формуле 1, в этом нет сомнений.
Конечно, можно ему посочувствовать, мол, обещали новый двухлетний контракт, а в итоге променяли на богатенького Луиса Разию. Но, пожалуй, все согласятся, что в этом случае нельзя говорить, что у потенциального чемпиона отобрали шанс на победу.
За рулем конкурентоспособной машины Глок, конечно же, мог бы выиграть несколько гонок. Но ничто не говорит о том, что он мог бы примкнуть к списку небожителей. В этом нет ничего позорного для Тимо – такие пилоты, как Себастьян Феттель, Фернандо Алонсо и Льюис Хэмилтон, наперечёт.
Выступая за Toyota, он несколько раз показал впечатляющий результат, но даже если бы в 2010 году команда продолжала выступления в чемпионате, Глок уже не выступал бы за нее. Он неплохо работал, но все же, его результаты нельзя назвать потрясающими.
Не буду спорить, общий уровень пилотов, которые выйдут на старт в этом году, несколько снизился. В этом году пилоты Marussia – новички Разия и Чилтон – будут слабее, чем пара Глок/Пик. Но не стоит сильно убиваться по пилотам, чья карьера в Формуле 1 подошла к логическому завершению. Было бы здорово увидеть Тимо на старте в 2013 году, он хороший пилот, да и вообще отличный парень, но его отсутствие не станет катастрофой, особенно с учетом того, что пришедшие ему на замену новички тоже далеко не бесталанны.
Кто-то, конечно, посчитает нечестным, что такой пилот потерял место. Но уж если на то пошло, что тогда говорить про тех, у кого вообще не было шанса попасть в Формулу 1, хотя выступать они могли бы ничуть не хуже Глока?
И уж если совсем честно, то в 2013 году немец будет выступать на машине которой вполне по силам выигрывать гонки в очень боевом чемпионате DTM, что, вероятно, приятнее, чем четвертый год пропадать на задворках Формулы 1. А если добавить к этому еще семизначную цифру отступных, но становится ясно, что расстраиваться за этого парня и вовсе не стоит. Лично мне куда интереснее следить за его прогрессом в DTM, чем за мучительной борьбой в хвосте пелотона. Так что, желаю удачи Тимо.
Да, Marussia станет слабее, потеряв пилота, которого руководство команды вполне справедливо сочло для себя «слишком хорошим». Но с учетом положения Marussia в чемпионате, старания Глока вряд ли могли серьезно изменить ситуацию. По соотношению цена/качество команда была права, когда предпочла Разию и «его миллионы».
Да, с моральной точки зрения все небезупречно, но таковы реалии спорта. Рассуждать о том, куда идут деньги, и о том, что команды должны больше получать от общих доходов, можно хоть целый день. Автоспорт – это, конечно, крайний случай, но в любой спортивной дисциплине существует вопрос денег и возможностей: наличие первого подразумевает наличие второго, а отсутствие – наоборот. Так что команда имеет право построить машину и посадить в нее менее талантливого пилота, если альтернативным вариантом для нее является полный отказ от участия в чемпионате.
Глок был одним из семи гонщиков, выступавших в прошлом году, кто не участвовал в первых предсезонных тестах 2013-го. Можно добавить сюда еще и Педро де ла Росу, который трудоустроен в Феррари в качестве доводчика симулятора, но практически не имеет шансов выйти на старт гонки – и получится, что ровно треть пилотов, которые гонялись три месяца назад в Бразилии, в Австралию в этом году не приедут.
Кроме ушедшего на пенсию Михаэля Шумахера, все остальные пребывали на пике своей формы в Формуле 1. Хейкки Ковалайнен заслуживает всяческого уважения за то, как он выступал за Lotus/Caterham , пережив тяжелые времена в McLaren. Но он, в отличие от многих, имел счастье выступать в команде, одержавшей много побед, он был на верхней ступени подиума на ГП Венгрии в 2008 году и стартовал в 109 гонках.
Он наверняка был бы неплох в команде из середины пелотона или мог бы играть роль «подносчика снарядов» в составе кого-то из лидеров. И все же, его уход не станет большим скандалом. А Хейкки навсегда останется одним из немногих пилотов (более того, 100-ым по счету), кому удалось выиграть Гран При Формулы 1.
Камуи Кобаяши – тоже весьма интересная личность, его присутствие важно для японских зрителей, он также хорошо зарекомендовал себя в середине пелетона. Но у него тоже была эта возможность – провести три полных сезона за рулем вполне приличной машины. Наверное, он так же, как Глок и Ковалайнен, заслуживает места среди 22 лучших. Но опять же – Камуи не лучший из лучших.
Есть еще Бруно Сенна и Виталий Петров. Сенна выступал и за HRT, и за Renault, а также провел целый сезон за рулем весьма сильной машины Williams. У него был шанс оправдать возложенные надежды. Но он их не оправдал. Это будет мучить его всю оставшуюся жизнь, но Формула 1 ничего ему не должна.
Петров тоже выступал на достойном для Формулы 1 уровне и неплохо смотрелся в прошлом сезоне на фоне Ковалайнена (хоть и не был лучше него, как многие считают). У него также был подиум, когда в начале 2011 года он пилотировал вполне конкурентоспособную машину Renault.
Если же говорить о паре из HRT, то Педро да ла Роса за свои прошлогодние выступления заслуживает огромного уважения, но в 2006 году он провел полсезона за McLaren и показал, что может выступать уверенно, но едва ли ярко. Реальный потенциал Нараина Картикеяна часто преуменьшают, в реальности он неплохо смотрелся бы за рулем средней машины. Впрочем, он также получил свой шанс выступать на самом высоком уровне, и это само по себе выдающееся достижение для пилота из Индии.
Да, было бы неплохо вновь увидеть на старте кого-то из этих ребят. И все же их отсутствие не является невосполнимой утратой. Как и всегда было в Формуле 1, есть несколько пилотов высшей пробы, а за ними идут очень хорошие пилоты, которые могли бы побеждать. Они приходят и уходят, кто-то остается дольше, но путь у всех один – на выход.
Тот, из-за кого кто-то потерял место в этом году, и сам, вскорости будет вынужден подвинуться.
Сейчас причины такой ситуации, прежде всего, лежат в финансовой плоскости, что очень неутешительно для молодых пилотов. В идеале в Ф1 должны выступать 22 лучших гонщика. Но времена, когда автопроизводители, а также крупные компании, такие как Red Bull, а до этого Marlboro, спонсировали многих достойных пилотов, увы, прошли.
Из всех новобранцев, возможно, только Валттери Боттас в перспективе может быть лучшего того, кого он сменил. Эстебан Гутьеррес, Гидо ван дер Гарде, Макс Чилтон и Луис Разия, скорее всего, будут хуже, чем Глок, Ковалайнен или Кобаяши, но не сильно.
По кому-то из тех, кто ушел, будут скучать, но мир Формулы 1 мчится вперед без остановки, и не похоже, чтобы отсутствие в Хересе кого-то из упомянутых персон вызвало зияющую пустоту.
Но есть один пилот, чье отсутствие невозможно забыть. Он действительно талантлив. Он железно мог бы стать чемпионом. Так что поберегите слезы для того, кто является живым (по счастью) доказательством того, как несправедлив бывает мир автоспорта – это Роберт Кубица.