Гэри Андерсон: Починить Формулу 1? Проще простого!
Прошедший Гран При Венгрии обнажил целый ряд проблем, присутствующих в современных Больших Призах. Однако технический эксперт AUTOSPORT Гэри Андерсон считает, что решить их не составит труда...
Формула 1 в моем сердце уже более четырех десятилетий, и это действительно потрясающий вид спорта. Но что-то непременно нужно предпринять, чтобы сделать его более привлекательным как для обычных зрителей и телевизионных зевак, так и для увлеченных хардкорных фанатов. И это что-то относится к регламенту соревнований.
Я смотрел Гран При Венгрии в полном объеме, включая тренировки и квалификацию. И хотя были интересные моменты – в том числе квалификация и первый километр гонки, – в основном же этап прошел очень скучно и буднично.
И мало кто в Формуле 1 горит желанием что-то менять. Нынешние правила – это просто какой-то бред, да и последовательности в решениях судей совершенно не наблюдается. В результате над нашим спортом действительно смеются все вокруг, и это неудивительно.
Руководство Больших Призов должно уделить повышенное внимание спортивному регламенту соревнований.
Первое, о чем хотелось бы поговорить – это нарушение гонщиками границ трассы.
Это совершенно необдуманное правило, которое применяется абсолютно случайным образом, а значит, не имеет ни малейшего смысла. На телевизионных повторах мы постоянно видим, что гонщики то и дело покидают пределы гоночного полотна, но зачем они это делают? За это условное нарушение очень редко кого наказывают.
Как и с любыми правилами, здесь необходима последовательность. Если этот пункт применять, то необходимо неустанно следить за его соблюдением во всех без исключения сессиях, включая тренировки и гонку. Ни один гонщик не станет выходить шире, если это не даст ему прибавки в скорости или не позволит подвергнуть шины меньшим нагрузкам.
Но сейчас никто не понимает, что происходит, включая телевизионных операторов и режиссеров. Так чего же ждать от обычных зрителей?
Мои предложения:
1) Забыть о границах трасс и позволить пилотам выезжать настолько широко, насколько они захотят. Все они станут это делать, и в этом будет хоть какая-то стабильность.
2) Вместо того, чтобы красить поребрики так называемой краской с повышенным сцеплением, покрасьте их чем-нибудь скользким. Гонщики очень быстро поймут, что на них, как под дождем, заезжать не следует.
Следующая тема – радиопереговоры.
Сейчас этот аспект спорта также никому непонятен и больше напоминает цирк Фреда Карно. Я не против того, чтобы гонщики самостоятельно и без посторонней помощи управляли автомобилями, но когда речь заходит о безопасности, нужно адаптироваться.
К тому же, комментаторы на протяжении всей трансляции дискутировали о том, что можно говорить по радио, а что нет, и так и не пришли к общему мнению. Простота – путь к успеху, и я могу продемонстрировать на примере сообщений Дженсона Баттона о проблемах с тормозами, что можно было бы сделать.
Британец знал, что у него возникли проблемы с тормозами, и сообщил об этом команде. После этого инженер по радио посоветовал ему не переключать передачи, и больше мы ничего не слышали. Но каким-то чудесным образом проблема решилась.
Проблемы с тормозами – очень опасная вещь, и их решение обычно требует долгих дискуссий между пилотом и боксами.
Как я и советовал ранее, в FIA теперь пробуют перенести критические радиопереговоры в зону пит-лейна.
Это очень простая идея, и все должно выглядеть примерно так:
1) Если команда видит по телеметрии, что на машине возникла проблема, связанная с безопасностью или надежностью рабочих элементов, они должны действовать незамедлительно. Иными словами, они обязаны зазвать гонщика на пит-лейн, а тот должен подчиниться. Проезжая по пит-лейну, пилот вправе получить инструкции от инженеров о характере проблемы и способах ее устранения. Более того, он может даже остановиться в боксах и сменить шины, таким образом, проведя дополнительный пит-стоп.
2) Если гонщик сам обнаружил проблему, он может проинформировать об этом команду по радио. Если неполадка несущественная, ему могут сказать продолжать движение, в противном случае команда зазывает пилота на пит-лейн и действует по схеме, описанной выше.
В обоих случаях инструкции по конкретным мерам устранения проблем инженеры должны выдавать гонщикам исключительно во время проезда по пит-лейну.
Это довольно простой и действенный способ, к тому же, зрители не будут лишены возможности по-прежнему слушать переговоры между пилотом и боксами.
Следующая проблема – желтые флаги и реакция на них со стороны гонщиков.
Как показала квалификация в Венгрии, сами гонщики не понимают, что делать, когда они видят желтые флаги на трассе. Даже у Нико Росберга и Льюиса Хэмилтона разное понимание этой ситуации, а ведь они выступают за одну команду.
Если эту проблему не решить уже в ближайшее время, мы можем стать свидетелями инцидентов, подобных произошедшему с Жюлем Бьянки.
А если оставить этот вопрос на откуп гонщикам, может получиться как с нарушением границ трассы – кто-то постоянно будет искать возможность получить преимущество.
После инцидента с Жюлем я советовал ввести в Ф1 специальный ограничитель скорости подобный тому, что гонщики используют на пит-лейне. Это позволило бы убедиться в том, что все едут с одинаковой скоростью, а позиция того или иного пилота на трассе не будет иметь такого большого значения.
К тому же, это гарантирует, что при прохождении места аварии пилоты не будут превышать установленную лимитатором скорость.
Контрольная отметка скорости может быть установлена на любом уровне, но для начала почему бы не использовать значение ограничителя скорости на пит-лейне?
Как это должно работать?
1) Когда гонщик видит первый желтый флаг, он нажимает специальную кнопку на руле, и машина замедляется до предустановленной скорости. Всё просто.
2) Когда желтые флаги сменяются зелеными, пилот отжимает эту кнопку – тут всё еще проще. Таким образом, скорость всех машин при прохождении опасной зоны будет одинаковой. И после гонки не нужно будет тыкать друг на друга пальцами. К тому же, судьям не составит никакого труда проверить, когда тот или иной гонщик нажал кнопку ограничителя.
И последняя проблема, которую сегодня хотелось бы затронуть – это освещение событий на трассе при помощи телевизионной картинки.
Информация, которой сопровождается показ Формулы 1, недостаточна. К примеру, очень плохо отображается выбор состава резины пилотами в тот или иной момент времени.
С таким богатым выбором составов шин телевизионная картинка должна адекватно отражать выбор гонщиков на каждом круге. И это особенно важно в квалификациях в условиях переменчивой погоды.
В Венгрии, к примеру, пилотам были доступны все пять компаундов: Medium, Soft, SuperSoft, Wet и Intermediate. И на протяжении уик-энда все они активно использовались.
Во время тренировок и квалификации тип шин должен отображаться рядом со временем в левой колонке.
Для удобства можно просто писать время цветом конкретного типа резины – красным для сверхмягких шин, желтым для мягких и т.д. То же самое можно сделать и для дождевых покрышек.
Это позволит обеспечить зрителей дополнительной информацией, и они даже могут почувствовать себя сидящими на капитанском мостике и принимающими решения.
У комментаторов есть эти данные, но они особенно ими не делятся. Лично я не слышал, чтобы они после каждого круга говорили, на каких шинах поставлено то или иное время.
Как сказал Алан Джонс на стартовой решетке, зрители хотят видеть гонки, а не политику. Как же он прав.
Надеюсь, кто-нибудь из руководства Ф1 прочитает эти слова и поймет, что успех спорта находится в их руках – а сделать Большие Призы гораздо более понятными для простых обывателей не так и сложно.
Если же этого не сделать, цифры рейтингов продолжат падать, а следом наступит и отток спонсоров из спорта. Для команд Ф1 это будет настоящей катастрофой...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько