Особенности разных рулей Ferrari – кнопки и рычажки...

Николас Карпентьерс
22 сентября 2016 в 9:47
Фото: LAT Photographic

Руль – главный орган управления любой машины, и автомобили Ф1 – не исключение. Журналист f1i.com Николас Карпентьерс сравнил расположение кнопок на рулевых колесах напарников по Ferrari Себастьяна Феттеля и Кими Райкконена, а также внимательно присмотрелся к особенностям руля Haas, выполненного в Маранелло...

Давно ушли в прошлое времена, когда руль предназначался лишь для того, чтобы, собственно, рулить – поворачивать передние колеса машины влево и вправо. Сегодня рулевое колесо машины Формулы 1 – это сложнейший инженерный механизм, граничащий с произведением искусства, в чем мы лишний раз убедились на прошедшем в этом году Гран При в Баку, где Льюис Хэмилтон запутался в многочисленных кнопках, тумблерах, рычажках и переключателях и долго не мог найти способ включить нужный режим работы двигателя.

Из чего же... сделаны наши машинки. Эволюция рулевого колеса в Формуле 1

Нынешние рули, кроме прочего, позволяют пилотам выбирать картографию мотора, менять мощность и уровень потребления топлива, проверять масло, контролировать управляющие системы и корректировать настройки в зависимости от условий на трассе.

Современные рули, наиболее совершенные из которых стоят в районе 40 тысяч евро, подобны настоящим бортовым компьютерам, оснащенным жидкокристаллическим дисплеем, на котором отображается вся необходимая информация для управления сложнейшей турбированной силовой установкой.

Шпаргалки

В первой половине нынешнего сезона FIA всячески пыталась ограничивать радиопереговоры по ходу гонки между пилотами и боксами, чтобы они оставались практически один на один с техникой.

Это привело к тому, что гонщики начали наклеивать на руль стикеры, подобные тем, что частенько висят у офисных служащих на мониторах. В частности, Себастьян Феттель обвесил свою Маргариту – так он прозвал шасси Ferrari нынешнего года – шпаргалками, чтобы не забыть, где и что находится. Не хватало лишь стикера о том, как заказать пиццу, ведь имя машины обязывает...

Левая шпаргалка (на фото вверху) напоминает Феттелю следить за уровнем расхода топлива (FUEL), состоянием заряда батарей (SOC), а также за температурой шин и тормозов (Tyre Temp и Brake Temp).

Средний стикер предназначен для процедуры проведения пит-стопов. Пилот имеет возможность передать информацию в боксы о том, на сколько щелчков он желает изменить угол атаки переднего антикрыла (FW ? Grip +2/3). Также он должен убедиться, что во время пит-стопа будет выбран правильный режим стратегии заряда батарей (Strategy SOC).

На правой шпаргалке даны ответы на вопросы о том, что делать в режиме машины безопасности (SAFETY CAR IN Mode PUSH + K2).

Пилот Mercedes Нико Росберг также славится развешиванием разнообразных стикеров вокруг рулевого колеса.

Нюансы расположения элементов управления на руле

На первый взгляд рули Феттеля и Райкконена выглядят идентично (на фото вверху), но лишь на первый.

На самом деле они содержат ряд отличий, начиная с цветовой гаммы центральных переключателей режимов и заканчивая расположением ключевых кнопок.

Можно отметить, что области вокруг кнопок N (нейтраль) и P (ограничитель скорости на пит-лейне) значительно отличаются. К примеру, кнопки +10 и -1, позволяющие менять режимы на дисплее, а также кнопка связи с боксами расположены по-разному.

Кроме того, кнопка подтверждения ОК на руле Себастьяна установлена слева, тогда как у Кими – справа. Что касается переключателя K2, то у немца он расположен справа вверху, а у финна хоть и тоже справа, но пониже – рядом с центральными тумблерами.

Такие отличия характерны не только для команды Ferrari – у Льюиса Хэмилтона и Нико Росберга также наблюдаются серьезные отличия в размещении элементов управления на руле, что можно также видеть на фото выше.

Почти точная карбоновая копия

Учитывая партнерское техническое соглашение между Haas и Ferrari, неудивительно, что рулевое колесо, установленное в кокпите VF16, так похоже на свои аналоги в машинах SF16-H.

В прошлом году FIA сократила список элементов шасси, обязательных для собственного производства командами, претендующими на статус конструктора.

Приложение 6 спортивного регламента устанавливает, что коллектив должен самостоятельно производить монокок, ячейку безопасности, переднюю структуру безопасности, конструкцию верхней дуги безопасности, антикрылья, днище, диффузор и элементы кузова – в общем, все плоскости, по которым скользит воздушный поток.

В случае с Haas за строительство этих деталей отвечает прославленный конструктор Dallara, базирующийся в итальянской Парме. Все остальное, не вошедшее в указанный список, дебютант Формулы 1 покупает у Ferrari, включая силовую установку, коробку передач, заднюю структуру безопасности, элементы подвески, тормозные воздуховоды… и, конечно же, рулевое колесо!

При этом руль команды Haas не является точной копией аналога Скудерии. Так, к примеру, количество позиций на трех центральных круглых переключателях у них одинаковое, но индикаторы и цветовая гамма отличается.

Также подкупает чувство юмора команды, разместившей на месте шпаргалок Феттеля надпись "Наслаждайся каждым съеденным бутербродом".

В нижней части руля кнопки также расположены иначе – PUMP под RADIO, а OK – под K2. Что касается переключателей, то в команде Haas решили позаимствовать их расположение у Райкконена, а не у Феттеля.

Но это все мелочи, а главное отличие между рулями Haas и Ferrari скрывается в их задней части – на обороте.

Перед стартом нынешнего сезона FIA запретила командам использовать систему сцепления с двумя подрулевыми лепестками, но с обратной стороны руля VF16 по-прежнему красуются два переключателя. При этом оба они выполняют одну и ту же функцию, но помогают гонщику точнее поймать сцепление колес с трассой после пробуксовки вне зависимости от того, в каком положении находятся руки на руле.

Стоит отметить, что все остальные команды, за исключением Ferrari, также сохранили на своих рулевых колесах по два лепестка. А в Маранелло решили установить по одному переключателю, занимающему все доступное пространство, которые, к тому же, могут быть как нажаты, так и отжаты гонщиком.

Расшифровка кнопок и рычагов на руле Ferrari

1 – RF (Rear Flap) – активирует систему открытия заднего крыла (DRS)
2 – N – включает нейтральную передачу
3 – OK – позволяет пилоту подтвердить полученную информацию без необходимости выходить при этом на радиосвязь
4 – C – быстрая смена картографии двигателя
5 – активирует связь по радио с инженерами
6 – SOC (State of charge) – регулирует режим работы пакета батарей в отношении их зарядки и разрядки
7 – DIF IN – позволяет изменить настройки дифференциала на входе в повороты
8 – FUEL – меняет степень обогащения топливно-воздушной смеси
9 – MF (Multifunction) – основной тумблер меню, позволяющий выбрать различные стратегии управления двигателем, ERS, баланс тормозов и т.д.
10 – SPARK – настраивает режим картографии мотора
11 – BB (Brake Balance) – распределяет тормозное усилие между передней и задней осью
12 – ATCK (Attack) – позволяет совершить временное ускорение
13 – START – выбор режима крутящего момента двигателя для старта или пит-стопа
14 – TRQ (Torque) – выбор идеального крутящего момента для разгона на выходах из поворотов
15 – WET – позволяет переключить все параметры в дождевой режим
16 – SLOW – информации об этой функции нет
17 – этот переключатель появился только в этом сезоне, и его назначение пока неизвестно
18 – K1 и K2 – быстрое переключение режимов работы системы рекуперации энергии ERS
19 – +1/-10 – изменение показателей на дисплее на определенное количество позиций
20 – P (Pit Limiter) – включение ограничителя скорости на пит-лейне

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle