Чему Формула 1 может поучиться у Усэйна Болта?

Эд Стро
25 августа 2016 в 9:44
Фото: LAT Photographic

Тотальное превосходство одного спортсмена над остальными приветствуется в очень многих видах спорта, что лишний раз продемонстрировала завершившаяся Олимпиада в Рио-де-Жанейро, но только не в Формуле 1. Это любопытная проблема, над решением которой стоит задуматься. Слово Эду Стро...

В свете недавно финишировавших Олимпийских игр в Бразилии невозможно было не задуматься о величии спортсменов с мировыми именами и признании их превосходства поклонниками по всему миру.

Три золотые медали Усэйна Болта, рекордное достижение в 23 золота от непревзойденного Майкла Фелпса и полное доминирование британцев на велотреках… Список можно продолжать еще долго. Все эти успехи принесли их обладателям безусловную славу и почет со стороны болельщиков. Но станут ли поклонники автоспорта больше уважать Льюиса Хэмилтона, если в этом году он возьмет свой четвертый титул в Формуле 1? Скорее всего, большинство из них просто пожмут плечами с трудно скрываемой ухмылкой, подтверждая тем самым непредотвратимость этого события…

Почему же достижения в других видах спорта открыто приветствуются болельщиками, а в Больших Призах зачастую высмеиваются? Это очень непростой вопрос, и в нем нам предстоит разобраться.

Для начала стоит отметить, что не только в Формуле 1 успехи спортсменов вызывают такие эмоции. Есть и другие виды спорта, в которых существует понятие "финансового допинга" – зачастую это те дисциплины, в которых нарочито повышенные расходы являются необходимым условием, хотя и не гарантией, победы. И на прошедшей Олимпиаде мы видели несколько примеров этого.

Во-вторых, многие пытаются сравнивать Формулу 1 с Олимпийскими играми в плане всемирного охвата аудитории, но это далеко не аналоги. Между победой на 100-метровке на Олимпиаде в Лондоне в 2012 году и завоеванием трех золотых медалей Болтом в Рио в Формуле 1 прошло целых 78 Гран При и было разыграно восемь чемпионских титулов.

Практически всё это время поклонники легкой атлетики, следящие в основном за успехами ямайского бегуна на Олимпиадах, не слышали о нем – победы на чемпионатах мира и не столь крупных турнирах их мало интересуют.

Что касается Больших Призов, то всего за последние девять недель в чемпионате с мая по июль Льюис Хэмилтон выиграл целых шесть Гран При, практически не сходя с экрана телевизора. А есть поговорка о том, что чрезмерно близкие отношения в какой-то момент порождают презрение...

Но даже с учетом этого можно представить себе людей, которые будут со скучающим видом каждые четыре года наблюдать за тем, как Усэйн берет все награды на 100- и 200-метровке, а также в эстафете 4Х100. Но их не так много, а все остальные открыто признают величие этого спортсмена.

И это очень важно для любого вида спорта. Люди наслаждаются доминированием действительно великих атлетов – вероятно, в Формуле 1 в последний раз мы наблюдали такое признание в период с 2000 по 2004 годы в адрес непревзойденного Михаэля Шумахера. Но чтобы болельщики осознали факт величия того или иного спортсмена, они должны видеть его непобедимость.

И с этим в Формуле 1 есть серьезные проблемы. Смотрите, когда Усэйн Болт выигрывал на Олимпиаде в Рио, корона в Больших Призах принадлежала Льюису Хэмилтону. Четыре года назад, когда ямаец одерживал победы в Лондоне, на коне был Себастьян Феттель, которого безуспешно пытался сбросить с престола Фернандо Алонсо. Пекин? Снова Хэмилтон.

Так кто же лучший гонщик? Кто-то скажет, что это Хэмилтон, другие – что Феттель. А может, Алонсо, который в 2012-м едва не завоевал титул за рулем не самой быстрой машины? Вероятно, сегодня можно добавить в список претендентов с некоторыми оговорками и нынешних пилотов Red Bull.

В этом и состоит основная проблема. Люди одни и те же, но власть в Формуле 1 в последние годы постоянно переходила от одного к другому. Нет феномена, подобного Болту в легкой атлетике.

В автоспорте решающую роль играло и играет сочетание пилота и машины, и так будет всегда. Если бы машина не имела значения, гонки превратились бы в… бег. И эта оговорка неизбежно будет присутствовать в автоспорте.

Можно было бы предположить, что самое главное – это сочетание пилота и команды, как было в случае с Шумахером и Ferrari. Но в последние годы мы видели победные пары Хэмилтон/McLaren, Баттон/Brawn, Феттель/Red Bull и Хэмилтон/Mercedes – никакой системы не прослеживается.

Действительность такова, что всё всегда меняется. Очень трудно создать самую быструю машину в пелотоне Ф1, и даже деньги здесь решают не всё. Но как только одной из команд удается это сделать, то при более или менее стабильном регламенте остальным может понадобиться приличное количество времени, чтобы сместить лидеров с престола.

Начиная с 2014 года, когда в спорте в последний раз были введены кардинальные изменения правил, команда Mercedes плотно оккупировала первую строчку. За это время лишь семь раз в гонках побеждал не пилот "Серебряных стрел", и только одну победу можно отнести исключительно на счет силы соперников.

Людям это очень трудно объяснить. Чемпионат выиграть очень трудно – за всю историю Больших Призов это удавалось всего 32 пилотам, но с 2010 года, когда впервые в карьере первенствовал Феттель, мы не видели новых чемпионов. При этом Себастьян одержал свои победы на волне успеха Red Bull, а сегодня не может повторить свои же подвиги с Ferrari. Обычным зрителям, не слишком глубоко погруженным в перипетии происходящего, объяснить это непросто.

Возвращаясь к Болту, стоит отметить, что еще одна – и далеко не последняя – причина признания его успехов состоит в том, что всем абсолютно понятно, что происходит у них на глазах. Нетрудно понять, глядя на его выступления, что это абсолютно феноменальный атлет – по сути, сверхчеловек, супермэн!

Большинство людей на планете могут более или менее сносно бегать, и лишь те, кто склонен обманывать себя и других, говорят о том, что смогли бы пробежать так же.

А как насчет современной Формулы 1? Внешне она выглядит слишком простой. И слова гонщиков о том, что пилотировать машину далеко не так просто, никем всерьез не воспринимаются.

Нынешние машины ездят внешне как по рельсам, и зрители не видят, чтобы пилоты боролись с автомобилем, на пределе возможностей удерживали его на трассе и делали множество мелких движений рулем, чтобы извлечь из техники максимально возможное время.

С этим трудно не согласиться. К тому же, и современные бортовые камеры, позволяющие гасить вибрацию, не помогают болельщикам понять, что чувствует пилот, находясь в тесном кокпите.

Посмотрите на классические онборды прошлых лет – к примеру, в гонке 1990 года в Монако, где отлично видно, как Айртон Сенна сражается не только и не столько с соперниками, как со своей машиной.

Изображение не стабилизировано, голова бразильца трясется на любой самой мелкой кочке, а как он работает рулем… На записях прошлых лет Сенна тоже, как и Болт, выглядит сверхчеловеком.

А теперь взгляните на нынешние круги поулов Льюиса Хэмилтона. Это не менее значимое достижение по своей сути, но выглядит гораздо менее впечатляюще.

Одной из основ признания спортивных достижений зрителями является их абсолютное понимание того, что они лично никогда и близко не смогут подобраться к таким результатам. Можно попытаться повторить успехи Лионеля Месси, играя в футбол по воскресеньям на заводской площадке, но вряд ли это будет хоть сколько-нибудь сопоставимо.

Современная же Формула 1 выглядит настолько приглаженной и рафинированной, что зрители вполне могут допустить, что за рулем Mercedes F1 W07 и они смогли бы проехать круг по трассе довольно сносно – по магазинам же они ездят быстро, всё успевают. И то, что это не так, никого не интересует, это никак не проверить. Важно лишь то, что люди видят и как воспринимают увиденное.

И нынешняя Ф1, с учетом всех современных примочек, согласитесь, для обывателя кажется довольно простой. Кроме того, многие зрители считают, что для побед в Больших Призах требуется огромное количество удачи. И в итоге мы не получаем должного уважения к автоспорту со стороны болельщиков.

Конечно, не способствует популяризации Формулы 1 и тот факт, что вокруг нее постоянно возникают скандалы и склоки. Без негатива, конечно, не обойтись, но если сами спортсмены не могут нормально общаться с болельщиками и постоянно принижают заслуги своих соперников на трассе, можно ли ожидать, что зрители вскорости не переключат канал телевизора?

В настоящее время делаются разнообразные попытки повысить популярность Больших Призов, но все они имеют обратный эффект. В том числе регламент следующего года не имеет ни малейшего смысла – да, машины станут быстрее, но они не будут выглядеть более трудными для пилотирования. Таким образом, пообещав болельщикам заоблачные дали, мы, скорее всего, еще на несколько лет погрязнем в расхлебывании последствий очередных изменений.

Что касается добавления в Формулу 1 "перчинки", руководство спорта работает в верном направлении, но не всегда досконально продумывает все свои маневры.

К примеру, идея ограничить радиопереговоры между гонщиками и боксами, по сути, была правильной. Но при этом ее реализация на практике оставляла желать лучшего, что в конечном счете привело к отказу от этого начинания.

Кроме того, новый технический регламент был выработан с целью в том числе улучшить внешний вид машин и затруднить их пилотирование. В результате шины станут гораздо шире, а скорости возрастут. Но для абсолютного большинства зрителей это ничего не значит.

Очень важно постараться сделать всё, чтобы болельщики на трассах и у телевизионных экранов чувствовали отдачу гонщиков и то, каких огромных усилий стоят им их победы. Доминирование одного пилота или команды в спорте само по себе не является проблемой, так что нет никакой необходимости искусственно вносить в гонки элемент случайности.

Зрители должны получать от победы пилота в Формуле 1 такие же эмоции, как от триумфального забега Усэйна Болта на Олимпиаде. Здесь должно присутствовать всё – и навыки, и смелость, и человеческая драма в любых ее проявлениях. Именно в этом современная Формула 1 уступает многим другим видам спорта.

Нет сомнений в том, что лучшие гонщики Ф1 являются настоящими атлетами, и победы им достаются гораздо труднее, чем это кажется со стороны. Нужно просто постараться открыть для болельщиков самые сокровенные тайники Больших Призов и позволить им увидеть автоспорт изнутри таким, каким он на самом деле является.

Конечно, легче сказать, чем сделать, но как насчет того, чтобы хотя бы вынести подобные идеи на повестку дня очередного обсуждения нового регламента Формулы 1?

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle