Хельмут Марко. Как воспитать чемпиона Формулы 1?
Хельмут Марко – экс-пилот Формулы 1, а ныне советник Red Bull по автоспорту, руководитель молодежной программы концерна и номер 23 в ежегодном списке 100 самых влиятельных фигур в Формуле 1 журнала Paddock Magazine. В интервью thepaddockmagazine.com австриец рассказал о том, как взрастить будущего чемпиона мира Больших Призов...
Обе ваши команды [Red Bull Racing и Toro Rosso] в последние годы были укомплектованы очень талантливыми молодыми гонщиками. Как вам удается воспитывать эти юные дарования?
Хельмут Марко: Всё дело в опыте – необходимо найти правильных людей и посвятить им всё свободное время. Мы начали свой путь еще тогда, когда у нас не было собственной команды в Формуле 1. Автоспорт – очень сложный и финансово требовательный вид, так что вначале мы просто оказывали молодым талантам посильную поддержку, а уже потом задумались о непосредственном участии, причем сразу двумя гоночными коллективами.
Вскоре мы поняли, что просто воспитывать молодых талантов нам недостаточно, нам хотелось большего. Со временем мы сконцентрировали все свое внимание на поддержке парней, потенциально способных стать чемпионами мира – никак не меньше.
Работа с молодыми талантами заставляет нас постоянно учиться, и нам очень повезло, что удалось отыскать и взять под свое крыло столь способных юных пилотов.
Можете ли вы сказать, что современная молодежь сильно отличается от предыдущего поколения гонщиков?
Х.М.: Ну, во-первых, сейчас молодежь на ты с современными гаджетами, электроникой и компьютерами. К примеру, сейчас в Формуле 1 рулевое колесо больше напоминает сложнейшее электронное устройство, и многим опытным пилотам приходится непросто, чтобы запомнить все нюансы. В то же время Макс Ферстаппен моментально освоился за рулем машины, он с этим рулем сразу стал общаться на ты. За его недолгую жизнь его всегда окружали подобные девайсы, так что никаких сложностей с ними он не испытывает.
Во-вторых, и это как раз касается воспитания, современная молодежь очень рано взрослеет, участвуя в картинговых соревнованиях. Они с самого юного возраста ощущают себя пилотами гоночных машин, и это отражается на их характере и восприятии мира. Так что в Формулу 1 они приходят уже совершенно готовыми психологически.
Мы постоянно слышим о том, что современная Формула 1 не так интересна, как раньше, что нынешние герои не обладают той же харизмой, которая была у Джеймса Ханта или Айртона Сенны. Вы с этим согласны?
Х.М.: Отчасти. Поведение гонщиков всецело зависит от той системы и общества, в котором они живут – и сейчас у них нет полной свободы, они не могут делать всё, что хотят.
К примеру, вы упомянули Джеймса Ханта. В те времена в его обязанности входило отработать на тренировке, затем провести короткую встречу с инженерами – буквально на полчаса-час, а после этого он был предоставлен сам себе.
Сегодня гонщики проводят долгие часы после тренировок в общении с инженерами, анализируют полученные данные и так далее. Часто это затягивается до самой ночи.
Также сегодня все ходят со смартфонами и камерами, всё вокруг снимают и фотографируют. Если бы так было во времена Ханта, полагаю, что он не попадал бы во все эти скандальные истории, так как после этого моментально лишился бы лицензии.
Так что ему было бы не так просто сохранять свой харизматичный имидж – каждый его шаг снимался бы на камеры и телефоны. Никаких тебе секретов, никакого пива после квалификации – он просто вынужден был бы вести себя иначе.
Как я уже сказал, раньше гонщики просто проезжали на тестах или в тренировке, и на этом их работа заканчивалась. Сегодня у них масса забот, включая все эти мероприятия с прессой, к тому же, они много работают на симуляторе, в тренажерном зале и так далее.
Но при этом мы не говорим нашим пилотам, что им делать и как вести себя на том или ином мероприятии. Мы позволяем им быть самими собой и выражать собственное мнение. И болельщики видят это по интервью Даниэля [Риккардо] и Макса [Ферстаппена].
Очевидно, что замена Даниила Квята на Макса Ферстаппена в старшей команде сработала. Как вы думаете, сможет ли россиянин вернуться в RBR?
Х.М.: Не сейчас, нет. Но, говоря о карьере Даниила, не стоит забывать, что он по-прежнему находится в очень боеспособной команде – и самое главное, он остался в Формуле 1. Уверен, что у него будет еще немало возможностей доказать всем свою состоятельность.
В последние годы Red Bull проводит огромное количество разнообразных рекламных акций. Вы считаете, что в наше время такой метод продвижения важен для Ф1?
Х.М.: Да, я действительно полагаю, что Red Bull делает потрясающие вещи, включая рекламные выставки и демонстрационные заезды. Это позволяет болельщикам сблизиться с Формулой 1 и дает возможность тем, кто не может посещать гонки, шанс получше узнать, что представляют из себя Большие Призы.
К сожалению, в настоящее время сами гонки в Ф1 не так интересны, и это сказывается на популярности спорта и продажах билетов. Именно поэтому сейчас так нужны мероприятия вроде тех, что проводит наш концерн.
У меня есть внуки, и мы не можем провести вместе даже час без того, чтобы они не потеряли интерес к текущему занятию – они постоянно куда-то бегут. Так что Формуле 1 очень трудно удержать внимание современной молодежи на протяжении такой длинной гонки.
Мы делаем все, что в наших силах, чтобы вернуть былую популярность спорту, и максимальный акцент делаем именно на гонщиках и пилотировании, а не на технической составляющей и инженерах. У нас уже есть концепция нового шасси следующего года – с широкими шинами и всеми изменениями. Всё это должно вновь вывести на первый план усилия пилота в кокпите.
Очевидно, что работа инженеров не должна быть определяющей в Формуле 1, кроме того, цены на билеты нужно снизить, а машины сделать более громкими. Также нам просто необходимо – я даже не знаю, как это еще сильнее подчеркнуть – сделать Ф1 ближе к современной молодежи, нужно повысить до предела градус накала борьбы в гонках и проводить интересные мероприятия вне соревновательного процесса.
Полагаю, в MotoGP нашли правильный баланс в этом отношении: билеты у них вдвое дешевле, чем в Формуле 1, к тому же, болельщики чувствуют себя частью происходящего, а паддок не является неприступной крепостью.
Многие руководители команд говорят, что их работа не останавливается ни на секунду. У вас так же?
Х.М.: Конечно. Я вовлечен во все без исключения гоночные процессы в Red Bull Racing и Toro Rosso. Дело в том, что как только вы перестаете смотреть вперед, вы не только останавливаетесь, но и начинаете идти назад.
Если говорить о календаре Формулы 1, есть какие-то места, куда спорт должен непременно прийти, или нужно оставить существующие этапы?
Х.М.: Необходимо выдержать правильный баланс между традиционными этапами и новыми странами. Культовые трассы обязательно должны остаться в календаре, но и о новых странах забывать не следует, поскольку это поможет спорту заявить о себе и еще больше расширить географию.
Но при этом не стоит устраивать гонки в тех странах, где практически нет болельщиков автоспорта – нужно ясно и четко понимать, куда сделать следующий шаг...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько